Слайд 1Мастерство учителя по формированию знаний учащихся по предметам гуманитарной направленности
Слайд 2Плохой учитель описывает
Хороший – объясняет
Отличный – показывает
А великолепный – вдохновляет
Слайд 3Как же работать, чтобы вдохновлять?
Современный урок – это активный
диалог, поиск, эксперимент. Это время, когда дети сами ищут, сопоставляют, обобщают, делают выводы – живут на уроке, а не проживают его.
Слайд 4Какие трудности возникают при достижении предметных результатов в усвоении гуманитарных наук?
Слайд 5
Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию.
Современные
школьники обладают рядом особенностей, которые влияют на развитие их познавательной мотивации.
Стремление к реальной самостоятельности, к самопознанию – отличительная черта учащихся ХХI века, для которых характерно более сильное ощущение своего «Я» в мире. Поэтому для развития познавательной мотивации современных детей важна работа в атмосфере диалога и сотрудничества учителя и учеников, регулярная самооценка и самоконтроль учащимися своей деятельности.
.
Слайд 62. Сегодня подростки имеют доступ к небывало широкому объему информации. Они
проявляют искушенность в технике, прекрасно ориентируются в новых технологиях.
3. У современных учащихся возникает «клиповое мышление», требующее динамичной и дозированной подачи материала. Учитывая особенности мышления современных школьников, преимущество будут получать короткие циклы занятий и тренингов с обязательными межпредметными связями.
Слайд 74. Память детей стала хуже. Виной тому почти поголовная компьютеризация и
смена принципов работы СМИ в 1990-х — 2000-х. Карты памяти и жесткие диски, а также доступ в Интернет чуть не с наручных часов автоматически отменили необходимость надолго запоминать формулы и правила, заучивать поэмы или прозаические отрывки. Газеты, журналы, сайты и телепрограммы дробят и без того простые тексты на главки и нарезки, «клиповое мышление» пришло на смену понятийному (словесно-логическому) — теперь дети учатся не сопоставлять и применять полученные знания на практике, а презентовать как собственный успех только то, что удалось быстро выхватить из контекста.
5. Индивидуальный прагматизм очень быстро завоевывает позиции в сознании подростков. Поэтому важно, чтобы в результате своей учебной деятельности учащиеся получали конкретный результат, продукт, который в дальнейшем может иметь практическое применение
Слайд 86. За прошедшее десятилетие достаточно кардинально меняется позиция учащихся в отношении
учебной деятельности. Так как происходит падение значимости знаниевых аспектов, учащимся необходимо видеть практическую значимость знаний, иметь возможность использовать личностный опыт на уроках и во внеурочной деятельности.
7. Сложности в реальном общении
8. Выросло недоверие к учителям и взрослым вообще.
9. Снижение грамотности и ухудшение навыков ручного письма шагают параллельно с распространением и освоением компьютеров.
Слайд 10Технология дифференцированного обучения в условиях реализации ФГОС
В настоящее время в педагогической
и психологической литературе не существует единого общепринятого понятия «дифференциация обучения». В трудах Ю.К.Бабанского, М.А.Мельникова, Н.М.Шахмаева, И.С.Якиманской и др. дифференциация трактуется в основном как
особая форма организации обучения с учетом типологических индивидуально-психических особенностей обучающихся и особой организации коммуникации учителя и учеников.
Слайд 11Главный рецепт мастерства учителя
по предметам гуманитарной направленности - СОТВОРЧЕСТВО
Основной принцип – метод духовного контакта. Прием – диалог.
Цель: услышать на уроке каждого ребенка, отреагировать на каждое высказывание, разрешать ситуацию вместе с детьми. Это позволяет превратить изучение материала в совместную творческую работу.
Слайд 12Нравственно-психологическая обстановка
Важную роль в формировании знаний играет
нравственно-психологическая обстановка, в которой работают дети. Они должны воспринимать учителя как человека. Метод проекта позволяет создать теплую, непринужденную обстановку.
Слайд 13Нестандартные уроки
Нестандартные уроки – это всегда уроки-праздники, когда
активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя.
И именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
Слайд 14Межпредметная интеграция знаний
Интегрированные уроки предполагают возможность вовлечения каждого
учащегося в активный познавательный процесс, причём процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной самостоятельной деятельности каждого учащегося, так как каждый имеет возможность проявить себя в той области, которая ему ближе и применить на практике полученные знания.
Слайд 15Профессиональные знания учителя
Профессиональные
знания учителя в структуре педагогического мастерства представлены:
обширными знаниями по предмету;
глубокими и прочными пониманиями психологии и педагогики;
общими культурологическими знаниями;
постоянным самосовершенствованием на курсах повышения квалификации;
участием в различных конкурсах и круглых столах, конференциях и семинарах
Слайд 16ВЫВОД
Таким образом, совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная
взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности – такое понимание сотворчества должно определять цели работы современного учителя.