Слайд 1Культура делового общения специалиста по социальной работе с инвалидами
Слайд 2Принципы Конвенции о правах инвалидов.
Принципы независимой жизни.
Речевой этикет в общении с
инвалидами.
Правила этикета с инвалидами.
Слайд 31.Конвенция о правах инвалидов (2006)
Уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности,
включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости
Недискриминация
Полное и эффективное вовлечение и включение в общество
Уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества
Слайд 4Конвенция о правах инвалидов (2006)
Равенство возможностей
Доступность
Равенство мужчин и женщин
Уважение развивающихся способностей
детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность
Слайд 62. Составной частью философии социальной защиты инвалидов является философия независимой жизни.
Понятие «независимая жизнь» в концептуальном значении подразумевает два взаимосвязанных момента:
1. Независимая жизнь – это право человека быть неотъемлемой частью жизни общества и принимать активное участие в социальных, политических и экономических процессах, иметь свободу выбора и свободу доступа к жилым и общественным зданиям, транспорту, средствам коммуникации, страхованию, труду и образованию, возможность самому определять и выбирать, принимать решения и управлять жизненными ситуациями.
2. Независимая жизнь - это способ мышления, это психологическая ориентация личности, которая зависит от ее взаимоотношений с другими личностями, ее физическими возможностями, системой служб поддержки и окружающей средой.
Общие принципы и цели независимости инвалида сформулированы в Декларации независимости инвалидов
Слайд 7
ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ ИНВАЛИДА (сформулированы Норманом Кюнком)
Не рассматривайте мою инвалидность как проблему.
Не надо меня жалеть, я не так слаб, как кажется.
Не рассматривайте меня как пациента, так как я просто ваш соотечественник.
Не старайтесь изменить меня. У вас нет на это права.
Не пытайтесь руководить мною. Я имею право на собственную жизнь, как любая личность.
Не учите быть меня покорным, смиренным и вежливым. Не делайте мне одолжения.
Признайте, что реальной проблемой, с которой сталкиваются инвалиды, является их социальное обесценивание и притеснение, предубежденное отношение к ним.
Слайд 8ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ ИНВАЛИДА (сформулирована Норманом Кюнком)
Поддержите меня, чтобы я мог по
мере сил внести свой вклад в общество.
Помогите мне познать то, что я хочу.
Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и кто не борется в попытке сделать лучше.
Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с другом.
Не помогайте мне тогда, когда я в этом не нуждаюсь, если это даже доставляет вам удовольствие.
Не восхищайтесь мною. Желание жить полноценной жизнью не заслуживает восхищения.
Узнайте меня получше. Мы можем стать друзьями.
Будьте союзниками в борьбе против тех, кто пользуется мною для собственного удовлетворения.
Давайте уважать друг друга. Ведь уважение предполагает равенство. Слушайте, поддерживайте и действуйте.
Слайд 13Эвфемизмы – мягкие эквиваленты достаточно резких слов или выражений, которые предпочтительно
завуалировать, например: вместо «он умер» – «он ушел из жизни»; «бедный – нуждающийся» и т.п. (старородящая, дожитие….).
Приведите примеры слов, неприятных для получателя услуг, и подберите к ним эвфемизмы.
(например: старик – пожилой мужчина, инвалид, калека – человек с ограниченными возможностями)
Слайд 14Рефлексия. Встречаются ли в Вашей речи эти и подобные элементы?
Слайд 15Рефлексия. Встречаются ли в Вашей речи эти и подобные элементы?
Слайд 164. Общие правила этикета при общении с инвалидами (составлены Карен Мейер)
1.Обращение
к человеку
2.Пожатие руки
3.Называйте себя и других
4.Предложение помощи
5.Адекватность и вежливость
6.Не опирайтесь на кресло-коляску
7.Внимательность и терпеливость
8.Расположение для беседы
9.Привлечение внимания человека
10.Не смущайтесь
Слайд 17Правила этикета при общении с инвалидами, испытывающими трудности при передвижении
Помните, что
инвалидная коляска — неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь на нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения. Начать катить коляску без согласия инвалида — то же самое, что схватить и понести человека без его разрешения.
Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом.
Если ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям.
Если вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.
Слайд 18Правила этикета при общении с инвалидами, испытывающими трудности при передвижении
Всегда лично
убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры и как их можно устранить.
Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу.
Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.
Если существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек имел возможность принимать решения заранее.
Слайд 19Правила этикета при общении с инвалидами, испытывающими трудности при передвижении
Помните, что,
как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.
Не думайте, что необходимость пользоваться инвалидной коляской — это трагедия. Это способ свободного (если нет архитектурных барьеров) передвижения. Есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, которые не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т.п. Коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться.
Слайд 20Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими нарушение зрение или незрячими
Предлагая
свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.
Не обижайтесь, если Вашу помощь отклонили.
Опишите кратко, где вы находитесь. Предупреждайте о препятствиях: ступенях, лужах, ямах, низких притолоках, трубах и т.п.
Используйте, если это уместно, фразы, характеризующие звук, запах, расстояние. Делитесь увиденным.
Обращайтесь с собаками-поводырями не так, как с обычными домашними животными. Не командуйте, не трогайте и не играйте с собакой-поводырем.
Слайд 21Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими нарушение зрение или незрячими
Не
отнимайте и не стискивайте трость человека.
Всегда выясняйте, в какой форме человек хочет получить информацию: Брайль, крупный шрифт, дискета, аудиокассета. Если у вас нет возможности перевести информацию в нужный формат, отдайте ее в том виде, в котором она есть - это лучше, чем ничего.
Если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об этом. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если вас об этом не попросят.
Слайд 22Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими нарушение зрение или незрячими
Если
это важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать его потрогать. При этом не заменяйте чтение пересказом. Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитайте его обязательно. Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной документом.
Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не к его зрячему компаньону.
Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих. Если вы хотите пожать руку, скажите об этом.
Слайд 23Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими нарушение зрение или незрячими
Когда
вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник. Не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет.
Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь.
Не заставляйте вашего собеседника вещать в пустоту: если вы перемещаетесь, предупредите его.
Вполне нормально употреблять слово «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать.
Слайд 24Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими нарушение зрение или незрячими
Избегайте
расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами, выражений вроде: "стакан находится где-то там на столе", это поблизости от вас …". Старайтесь быть точным: "Стакан посередине стола", "Стул справа от вас". Пытайтесь облечь в слова мимику и жесты.
Если вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь.
При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений. При сопровождении незрячего человека не закладывайте руки назад — это неудобно.
Слайд 25
Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими нарушение слуха
Разговаривая с человеком,
у которого плохой слух, смотрите прямо на него. Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.
Существует несколько типов и степеней глухоты. Соответственно, существует много способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если вы не знаете, какой предпочесть, спросите у них.
Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае говорите более громко и четко, подбирая подходящий уровень. В другом случае понадобится лишь снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты.
Слайд 26Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими нарушение слуха
Чтобы привлечь внимание
человека, который плохо слышит, назовите его по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой.
Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо.
Если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Используйте жесты.
Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.
Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.
Слайд 27Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими нарушение слуха
Если существуют трудности
при устном общении, спросите, не будет ли проще переписываться. Не говорите: "Ладно, это неважно.." Сообщения должны быть простыми.
Не забывайте о среде, которая вас окружает. В больших или многолюдных помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень тоже могут быть барьерами.
Не меняйте тему разговора без предупреждения. Используйте переходные фразы вроде: "Хорошо, теперь нам нужно обсудить
Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.
Слайд 28Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими нарушение слуха
Не все люди,
которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если ваш собеседник обладает этим навыком, нужно соблюдать несколько важных правил. Помните, что только три из десяти слов хорошо прочитываются.
Нужно смотреть в лицо собеседнику и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов.
Нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.
Расслабьтесь. Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность.
Слайд 29Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими задержку в развитии и
проблемы общения, умственные нарушения
Используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу.
Избегайте словесных штампов и образных выражений, если только вы не уверены в том, что ваш собеседник с ними знаком.
Не говорите свысока. Не думайте, что вас не поймут.
Говоря о задачах или проекте, рассказывайте все «по шагам». Дайте вашему собеседнику возможность обыграть каждый шаг после того, как вы объяснили ему.
Исходите из того, что взрослый человек с задержкой в развитии имеет такой же опыт, как и любой другой взрослый человек.
Если необходимо, используйте иллюстрации или фотографии. Будьте готовы повторить несколько раз. Не сдавайтесь, если вас с первого раза не поняли.
Слайд 30Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими задержку в развитии и
проблемы общения, умственные нарушения
Обращайтесь с человеком с проблемами развития точно так же, как вы бы обращались с любым другим. В беседе обсуждайте те же темы, какие вы обсуждаете с другими людьми. Например, планы на выходные, отпуск, погода, последние события.
Обращайтесь непосредственно к человеку.
Помните, что люди с задержкой в развитии дееспособны и могут подписывать документы, контракты, голосовать, давать согласие на медицинскую помощь и т.д.
Если это необходимо, можете записать свое сообщение или предложение на бумаге, предложите Вашему собеседнику обсудить его с другом или семьей. В записке укажите свой номер телефона, предложите обсудить это при следующей встрече.
Слайд 31Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими психические нарушения
Не надо думать,
что люди с психическими нарушениями обязательно нуждаются в дополнительной помощи и специальном обращении.
Обращайтесь с людьми с психическими нарушениями как с личностями. Не нужно делать преждевременных выводов на основании опыта общения с другими людьми с такой же формой инвалидности.
Не следует думать, что люди с психическими нарушениями более других склонны к насилию. Это миф. Если вы дружелюбны, они будут чувствовать себя спокойно.
Неверно, что люди с психическими нарушениями всегда принимают или должны принимать лекарства.
Неверно, что люди с психическими нарушениями не могут подписывать документы или давать согласие на лечение. Они, как правило, признаются дееспособными.
Слайд 32Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими психические нарушения
Неверно, что люди
с психическими нарушениями имеют проблемы в понимании или ниже по уровню интеллекта, чем большинство людей.
Неверно, что люди с психическими нарушениями не способны работать. Они могут выполнять множество обязанностей, которые требуют определенных навыков и способностей.
Если человек, имеющий психические нарушения, расстроен, спросите его спокойно, что вы можете сделать, чтобы помочь ему.
Не думайте, что люди с психическими нарушениями не знают, что для них хорошо, а что - плохо.
Не думайте, что человек с психическими нарушениями не может справиться с волнением.
Не говорите резко с человеком, имеющим психические нарушения, даже если у вас есть для этого основания.
Слайд 33Правила этикета при общении с инвалидом, испытывающим затруднения в речи
Не игнорируйте
людей, которым трудно говорить, потому что понять их — в ваших интересах.
Не перебивайте и не поправляйте человека, который испытывает трудности в речи. Начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что он уже закончил свою мысль.
Не пытайтесь ускорить разговор. Будьте готовы к тому, что разговор с человеком с затрудненной речью займет у вас больше времени. Если вы спешите, лучше, извинившись, договориться об общении в другое время.
Слайд 34Правила этикета при общении с инвалидом, испытывающим затруднения в речи
Смотрите в
лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт. Отдайте этой беседе все ваше внимание.
Не думайте, что затруднения в речи — показатель низкого уровня интеллекта человека.
Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.
Если человека с затрудненной речью сопровождает другой человек, не адресуйте Ваши вопросы, комментарии или просьбы компаньону.
Не притворяйтесь, если вы не поняли, что вам сказали. Не стесняйтесь переспросить. Если вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам.
Слайд 35Правила этикета при общении с инвалидом, испытывающим затруднения в речи
Не играйте
с чужими голосовыми приспособлениями, поскольку они - личная принадлежность человека.
Не забывайте, что человеку с нарушенной речью тоже нужно высказаться. Не перебивайте его и не подавляйте. Не торопите говорящего.
Если у вас возникают проблемы в общении, спросите, не хочет ли ваш собеседник использовать другой способ — написать, напечатать.
Слайд 36Правила этикета при общении с инвалидом с гиперкинезами
Если вы видите
человека с гиперкинезами, не следует явно обращать внимание на него.
При разговоре не отвлекайтесь на непроизвольные движения Вашего собеседника, потому что невольно можете пропустить что-то важное, и тогда вы оба окажитесь в неловком положении.
Предлагайте помощь ненавязчиво, не привлекая всеобщего внимания.
Перед тем, как сесть за стол с человеком с гиперкинезами, поинтересуйтесь, какая сервировка ему удобна. Ему может понадобиться соломинка, глубокая или, наоборот, мелкая тарелка, низкая или высокая чашка и так далее.
Слайд 37Правила этикета при общении с инвалидом с гиперкинезами
Если в магазине
человек с гиперкинезами попросил Вас достать его кошелек и расплатиться или положить покупки ему в сумку, не бойтесь выполнить эту просьбу. При этом не нужно расплачиваться за него. То же самое, если Вас попросили набрать телефонный номер - при этом совершенно необязательно вставлять в аппарат свою телефонную карту.
В транспорте: при входе в автобус (троллейбус, трамвай), прежде чем предложить свою помощь, спросите, нужно ли это. Некоторым людям помощь посторонних только мешает. Уступая место, не настаивайте, если человек отказался.
Если Вы покупаете билеты в кино или театр для человека или людей с гиперкинезами, выбирайте такие места, где они не будут мешать другим зрителям непроизвольными движениями. Если таких мест нет, нужно договориться с администрацией о дополнительных местах в проходе.
Слайд 38Правила этикета при общении с инвалидом с гиперкинезами
Не бойтесь противоречить
человеку с гиперкинезами, боясь его разволновать. Позиция "только не волнуйся", "ладно" приведет к потере времени и нервов. Спокойно излагайте свои аргументы, даже если видите, что Ваш собеседник нервничает.
При гиперкинезах встречаются также затруднения в речи. В данном случае советуем прислушаться к рекомендациям, изложенным в разделе "люди с затруднениями в речи".
Слайд 39Литература (имеется в библиотеке ИДПО)
Кузин Ф. А. Культура делового общения. Практическое
пособие. – М.: Ось-89, 2012. – 320 с.
Медведева Г.П. Деловая культура. Учебник. – М.: Академия, 2011. – 272 с.
Самохвалова А.Г. Деловое общение. Секреты эффективных коммуникаций. Учебное пособие. – С-Пб.: Речь, 2012. – 333 с.
Самыгин С.И., Руденко А.М. Деловое общение. Учебное пособие. – М.: Кнорус, 2012. – 440 с.