Слайд 1Особенности адаптации
учащихся 5-ых классов
при переходе из начальной школы в
среднюю
Слайд 2Особенности младшего подросткового возраста
Слайд 3Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к
младшему подростковому. В психологии этот возраст характеризуется как кризисный период развития. Кризисные, негативные явления подросткового возраста связываются с переходностью, промежуточностью данного периода в онтогенезе.
Ведущей деятельностью становится общественно-полезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками.
На фоне развития ведущей деятельность происходит развитие центральных новообразований возраста, охватывающее в этом периоде все стороны субъективного развития.
Изменения происходят в:
сфере полового созревания
плане развития высших психических функций
эмоциональной сфере
моральной сфере: переоценка нравственных ценностей, устойчивые «автономные» моральные взгляды, суждения и оценки, независимые от случайных влияний. При этом мораль подростка не имеет опоры в моральных убеждениях, еще не складывается в мировоззрение, поэтому она легко меняется под влиянием сверстников.
Слайд 4Становление нового уровня самосознания. «Я – концепции» (образ себя)
Стремление утвердить свою
самостоятельность, независимость, личностную автономность, потребность в освобождении от опеки и контроля
Чувство взрослости – возникающее представление о себе уже не как о ребенке (через подражание внешним проявлениям взрослых, ориентацию на качества взрослых, стремление что-то знать и уметь по-настоящему)
Замена влияния семьи влиянием сверстников
Потребность в постоянной поддержке и принятии
Переход от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями, к мышлению теоретическому, от непосредственной памяти к логической
Половая идентификация
Центральными новообразованиями младшего подросткового возраста являются:
Слайд 5Путь осознания себя подростком сложен, стремление обрести себя как личность порождает
у него потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь - от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми.
При этом негативизм - первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я.
Слайд 6Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений со
сверстниками.
В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Познание другого, похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы. Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения.
Слайд 7Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность
подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения.
Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт, и даже конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности пубертатного возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем и т.п.), можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.
Слайд 8Трудности адаптации учащихся: причины и последствия
Слайд 9Новые условия обучения, способствующие формированию
стрессового состояния у 5-классника:
Новый,
непривычный режим обучения
Большое количество кабинетов
Новый классный руководитель
Появление большого количества новых учителей
Конфликты со старшеклассниками
Увеличение темпа работы
Увеличение объемов домашнего задания, требований к
оформлению работ и их выполнению
Слайд 10Несомненно, новые условия обучения влияют на изменения в поведении и психике
ребёнка, а именно:
возрастает его тревожность
снижается работоспособность
проявляется неорганизованность и забывчивость
заболевания носят психосоматический характер
появляется чувство страха и неуверенности в ситуации несоответствия прежним достижениям или ожиданиям родителей, боязнь не вписаться в коллектив, быть не таким как остальные
Все перечисленные признаки характерны для ребёнка, находящегося в процессе адаптации к новым условиям.
В норме это может длиться от 2 недель до 2 месяцев.
Слайд 11Однако есть дети, у которых:
процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и
даже больше
симптомы «кризиса» носят устойчивый характер проявления
поведение и эмоции с трудом поддаются коррекции
В этом случае следует говорить о дезадаптации учащегося, т. е. о нарушении адекватных механизмов адаптации ребенка к школьной среде, влияющем на его учебную продуктивность и взаимоотношения с окружающим миром.
Если обойти научную терминологию, то говоря другими словами, школьная дезадаптация есть ничто иное, как психосоматическое отклонение, мешающее ребенку приспосабливаться к школьной среде.
Слайд 12Основными причинами дезадаптации учащихся
являются:
Продолжительная неуспеваемость ученика или её
снижение
Невозможность соответствовать прежним результатам и требованиям родителей/учителей в системе оценок
Проблемы в сфере общения, недовольство своим положением в коллективе сверстников
Недоразвитие психической сферы: отсутствие адекватной мотивации, низкая самооценка, недостаточная сформированность теоретического мышления, рефлексии, саморегуляции
Профессиональная некомпетентность педагогов, проявляющаяся в недостаточном понимании трудностей адаптационного периода
Слайд 13Следствиями дезадаптации обучающихся
являются нарушения в их личностной и функциональной сферах:
Низкая или, напротив, защитно-высокая самооценка ученика
Прямая или косвенная оборонительно-защитная агрессия
Чувство беспомощности и обиды
Формирование мотива избегания неудач
Расстроенность нервных процессов (частые заболевания, «школьный» невроз)
Повышенная возбудимость и импульсивность или, напротив, инертность, закрытость
Формирование чувства неполноценности
Проявление асоциальных форм поведения (демонстративность, закрытость, агрессия, импульсивность, раздражительность, обидчивость, нарушение правил поведения или полное их игнорирование и т.д.).
Слайд 14Основными педагогическими задачами
в адаптационный период 5-классников являются:
Создание условий для успешной
адаптации детей в средней школе:
- формирование и сплочение классного коллектива
- выработка системы единых и последовательных требований учителей
- установление определенных норм взаимоотношения детей с другими участниками учебного процесса, в том числе с учителями
2. Повышение уровня психологической готовности детей к обучению, их познавательного развития.
3. Адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным особенностям пятиклассников.
Слайд 16При переходе из младшей школы, ребенок нуждается в своего рода наставнике,
который мог бы дать небольшой толчок к началу новой жизни, помог и объяснил, как быстрее научиться соблюдать новые правила внутри класса и школы, подсказал, что стоит сделать, чтобы лучше соответствовать новым требованиям учителей.
И этим наставником является не кто иной, как классный руководитель.
Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически.
Слайд 17Организация работы классного руководителя строится по следующим направлениям:
1. Организация системы отношений
через разнообразные формы воспитательной деятельности коллектива, а именно проведение различных экскурсий, посещение выставочных залов, музея. Это несёт не только развлекательную функцию, но и даёт возможность общения учителя и класса в свободной, непринуждённой обстановке.
2. Формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров с использованием серии классных часов, например, по темам «Я гражданин России», «Моя семья – мое богатство», «Совесть – наш внутренний судья», «Прекрасно там, где пребывает милосердие» и др., которые способствуют эмоциональному и морально-нравственному развитию обучающихся.
3. Организация социально значимой творческой деятельности через активное участие класса в мероприятиях, проводимых в школе. Принимать с классом участие в Новогодней программе, мероприятиях, посвященных Дню победы, и др.
4. Включение школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования.
5. Работа с портфолио учащихся, накапливание и оценивание индивидуальных достижений ученика за определенный период времени в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
6. Взаимодействие с учителями-предметниками для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников. Можно включать обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам и разнообразные предметные кружки, выставки, выпуск предметных газет, совместная организация и участие в предметных неделях.
7. Работа с родителями, направленная на сотрудничество с семьей в интересах ребенка. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и дома.
Слайд 18Рекомендации классному руководителю при работе с детьми:
Учителям, которые принимают пятый класс
после выпускного, следует провести подготовительную работу («переключиться», т.е. настроиться на возрастные особенности пятиклассников, вспомнить методы работы с ними).
Грамотно осуществить рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей.
Желательно ознакомиться с медицинскими картами учеников, узнать о возможных проблемах со здоровьем, чтобы в случае критических ситуаций быть готовым к тем или иным действиям. Также не помешает узнать и об условиях проживания некоторых ребят, взаимоотношениях в их семьях.
В течение первой недели учебного года можно провести экскурсию по школе, показать детям расположение новых для них кабинетов и других помещений.
Рекомендуется в течение первого месяца учебы проверять готовность детей к уроку: наличие учебных пособий, тетрадей и т.п. Это поможет выработать у них навыки подготовки к урокам.
Классный руководитель должен составить список правил для дежурных и ознакомить с ним всех учеников.
На первом классном часе ознакомьте детей с возможными трудностями, которые им предстоят, и способах их решений, расскажите о некоторых чисто организационных мерах.
В первые недели учебного года совместно со школьным психологом подготовить и провести специальные мероприятия (тренинг групповой сплоченности, развития коммуникативных навыков, тематические классные часы и т.п.), снимающие основные проблемы общения детей внутри класса.
Учителям категорически не стоит задерживать детей после звонка на перемену.
Слайд 19Рекомендации классному руководителю при работе с детьми:
Необходимо согласовать требования разных учителей
и по возможности выработать единые требования,
к примеру:
а) обязательные дисциплинарные требования (правила): здороваемся стоя, не перебивать ни учителя, ни ученика, поднятая рука — сигнал о вопросе или ответе, опоздания не допускаются.
б) организация учебного процесса: наличие необходимых учебных пособий, соблюдение правил оформления тетрадей (наличие полей, запись даты, надписи: «Классная работа» и «Домашняя работа» и т.п.).
в) отношения между детьми, между учителем и ребенком: проявлять уважение друг к другу, звонить и помогать заболевшим ученикам и т.п.
Особое внимание педагогу нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, умению использовать их для лучшего понимания материала. Именно «ориентированность на ошибку», которая нередко подкрепляется неправильным отношением взрослых к ошибкам как к недопустимому и наказуемому явлению, является одной из основных форм школьной тревожности. Помощь педагогов детям должна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха, снижение уровня тревожности учеников. Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Если есть возможность, следует подготовить детей к новым ситуациям, обсудить возможные трудности, обучить конструктивным способам поведения в них.
Слайд 20Рекомендации классному руководителю при работе с родителями:
На первом родительском собрании классному
руководителю необходимо рассказать родителям о новых учителях или, еще лучше, дать им самим представиться и рассказать о своих методах работы, требованиях, критериях выставления оценок и прочем. Объясните родителям, что не стоит наказывать ребенка за малейшие ошибки или невысокие оценки, а пытаться узнать, где в знаниях ребенка появился пробел или возникло непонимание.
Разрешите родителям время от времени консультироваться с вами по тем или иным вопросам, связанным с обучением, при этом четко очертив дозволенные границы (например, письма, звонки с 17.00 до 19.00, личные встречи по определенным дням и т.д.).
Дайте понять, что работа вас и родителей пятиклассников должна быть направлена на укрепление у детей уверенности в себе, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неудач, и что необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в стрессовых ситуациях.
Объясните родителям, что стоит относиться с пониманием к трудностям, с которыми сталкивается их ребенок при переходе в старшую школу, а также помогать ему постепенно привыкать к самостоятельности и ответственности, научить подготавливать свое рабочее место к работе, планомерно выполнять домашние задания. При возникновении сложностей с выполнением домашнего задания не отказывать в помощи и не делать задания за ребенка.
Попросите также не обсуждать с ребенком учителей, формируя тем самым негативное отношение ребенка к конкретному предмету и к школе в целом.
Слайд 21Рекомендации классному руководителю при работе с родителями:
По возможности стимулируйте родителей так
организовать свободное время ребенка, чтобы в нем было место для посещения спортивных секций, бассейна или танцев, прогулок на свежем воздухе, полноценного и здорового отдыха. И самое главное - обеспечить эмоциональный комфорт дома.
Расскажите родителям, что очень важно находить время, свободное от рабочих или домашних забот, и искренне интересоваться школьными успехами ребенка. Пусть ребенок расскажет родителям о своих одноклассниках и взаимоотношениях с ними, школьных предметах и учителях. Необходимо запоминать имена, даты, детали событий, о которых сообщает ребенок, используя их как опорную информацию для последующих разговоров, демонстрируя тем самым свою вовлеченность в его жизнь.
Объясните родителям, что лучше регулярно поддерживать связь с учителем, узнавая об успехах и неудачах ребенка, чем обращаться к нему, когда ситуация уже крайне запущена.
И помните, что при вашем неравнодушном участии, проблемный период в жизни пятиклассников очень скоро закончится, вознаградив вас активными и способными учениками. Пусть ваша планомерная работа как классного руководителя будет продиктована пониманием, толерантностью и любовью к ребенку, как крепнущему и растущему человеку, которому суждено стать особенным и талантливым.
Слайд 22Психологические рекомендации учителю-предметнику
Слайд 23Рекомендации учителю-предметнику при работе с детьми:
Многие обязанности, касающиеся адаптации пятиклассников, лежат
на плечах классных руководителей. Что же касается учителей-предметников, то помощь в адаптации учеников является и их ответственностью тоже.
Учителям-предметникам важно помнить о специфике привыкания детей к новым условиям и делать на это поправку.
Например, нередки ситуации, когда легкое волнение ученика перед ответом у доски способствует мобилизации его сил, повышает ответственность, ускоряет реакцию. Однако, если легкое волнение замещается сильной тревогой, то это приводит к значительному ухудшению его результатов или вовсе к отказу от выполнения задания, что в итоге сказывается на успеваемости.
В таких ситуациях ребенку очень важно чувствовать поддержку учителя, которую можно оказать словами типа: «Ты зря сомневаешься в своих силах. Я знаю, что ты сможешь», «Зная тебя и зная, насколько ты способный, я уверен(а), что у тебя все получится. Давай попробуем, я тебе помогу». При этом можно слегка похлопать ребенка по плечу и приободрить шуткой или улыбкой.
Хороши также фразы: «Ты делаешь все правильно/очень хорошо/очень красиво», «Это более сложное задание, но я знаю, что ты к нему готов», «У тебя есть идеи? Поделись с нами», «Ты на правильном пути, продолжай в том же духе».
Использование подобных фраз помогает создать ситуацию успеха на уроке и поощрить тех, кто не уверен в своих силах.
Слайд 24Рекомендации учителю-предметнику при работе с детьми:
В случае же, когда стоит продемонстрировать
ваше разочарование, можно использовать фразы типа:
«Зная о твоих способностях, я думаю, ты мог бы сделать и лучше. Постарайся в следующий раз улучшить результат», «Мне жаль, что твои результаты в этот раз печальные, тебе стоит подтянуть …, и в следующий раз будет лучше», «Тебе стоит повторить предыдущую тему». Таким образом, следует уделить особое внимание формированию у ребенка правильного отношения к ошибкам, как к способу более углубленного изучения материала, а не унижения. Важно, чтобы ошибки не воспринимались как проигрыш, нечто наказуемое и недопустимое. Поэтому стоит обязательно проводить разъяснительные беседы с родителями на собраниях.
Дети еще не знают или забывают учителей - на протяжении первой четверти, приходя на урок, учитель может надевать визитку, на которой крупными буквами написано его имя и отчество.
Не забывайте учитывать трудности адаптационного периода и возрастные особенности при выборе способа подачи материала.
Предложите ученикам более рациональные способы выполнения домашнего задания, ознакомьте с этими способами родителей, уделяйте на уроке время для объяснения домашнего задания.
Постарайтесь наладить эмоциональную связь с классом.
Учитывайте, что высокий темп - это одна из причин, мешающих пятиклассникам качественно усваивать материал.
Создавайте обстановку успеха, поощряя детей на виду у всего класса. Постарайтесь находить в ответах каждого ученика положительные моменты, что-то особенное или необычное и хвалите его за это. Подбадривайте своих учеников, даже если у них не все получается.
Не упускайте случая в конце урока приободрить перед всем классом тех, кто еще недостаточно уверен в себе, малоактивен, боится отвечать.
Не забывайте, что только совместная деятельность педагога и учащегося является наиболее эффективным способом передачи опыта и знаний. Старайтесь как можно реже вставать на позицию «над» школьниками и подавлять их инициативу.
Работайте в тандеме с классными руководителями, родителями и психологической службой для лучшего понимания особенностей класса.
Слайд 25Психологические рекомендации родителям
Слайд 26Помогите ребенку запомнить все фамилии, имена, отчества учителей-предметников и классного руководителя.
Учите
ребенка организовывать свой труд (вести дневник, планировать выполнение домашнего задания, готовить рабочее место, собирать все необходимое для школы).
Учитывайте и вникайте в трудности, с которыми сталкивается ребенок при переходе в основную школу, и, постепенно приучая его к самостоятельности, не отказывайте ребенку в необходимой помощи при подготовке к уроку, мотивируя отказ тем, что он уже вырос.
Никогда не обсуждайте с ребенком учителей, формируйте положительное отношение ребенка к школе и педагогам.
Верьте в своего ребенка, опирайтесь на его реальные возможности, а не на собственные амбиции и желания, обеспечивайте ему эмоциональный комфорт дома.
Обеспечьте соблюдение ребенком оптимального для его возраста режима дня.
Создайте необходимые условия для полноценного отдыха ребенка в свободное от учебы время (посещение бассейна, спортивных площадок, прогулки на свежем воздухе и т. д.).
Слайд 27Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого
поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе во время адаптационного периода.
Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью
готовить ребенка к взрослой жизни:
Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защищаться.
Не дерись без причины.
Зовут играть — иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
Играй честно, не подводи своих товарищей.
Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
Из-за отметок не плачь, будь гордым.
С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся.
Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
Старайся быть аккуратным.
Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех!
Ты — неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!