Презентация, доклад к занятию по МДК.01.04 Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания

Содержание

План занятия:Основные понятияОднозначные числаПорядок следования чисел в рядуСостав однозначных чиселЧисло 0Сравнение чиселЧисло 10

Слайд 1Тема занятия:
Понятие числа в начальном курсе математики и методика работы

над ним
Тема занятия: Понятие числа в начальном курсе математики и методика работы над ним

Слайд 2План занятия:
Основные понятия
Однозначные числа
Порядок следования чисел в ряду
Состав однозначных чисел
Число 0
Сравнение

чисел
Число 10
План занятия:Основные понятияОднозначные числаПорядок следования чисел в рядуСостав однозначных чиселЧисло 0Сравнение чиселЧисло 10

Слайд 3Цели занятия
Знать
- основные подходы к понятию число
-определение числа с теоретико-множественной

точки зрения
- операцию, выполняемую над множествами при формировании понятия о числе;
Развивать устную монологическую речь, основные мыслительные операции;
Воспитывать ценностное отношение к своей будущей профессии, умение высказывать свое мнение и терпимо относиться к мнению окружающих;
Цели занятияЗнать - основные подходы к понятию число-определение числа с теоретико-множественной точки зрения- операцию, выполняемую над множествами

Слайд 4Формируемые компетенции
ПК.1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.
ПК.1.2. Проводить уроки.
ПК.1.3. Осуществлять

педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.
ПК.1.4. Анализировать уроки.
ПК.1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК.2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК.4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК.6. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

Формируемые компетенцииПК.1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.ПК.1.2. Проводить уроки.ПК.1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты

Слайд 5Основные понятия
Понятие натурального числа – одно из
центральных понятий начального курса


математики.
Основные понятияПонятие натурального числа – одно из центральных понятий начального курса математики.

Слайд 6Число
как результат счёта элементов множества
как результат измерения величин
Понятие натурального числа возникло

из потребностей практики (уже в глубокой древности нужно было сравнивать между собой различные множества):

1. Установление взаимно – однозначного соответствия между множествами (образование пар элементов из обоих множеств)

Числокак результат счёта элементов множествакак результат измерения величинПонятие натурального числа возникло из потребностей практики (уже в глубокой

Слайд 72. Со временем для сравнения стали применять множества – посредники (

пальцы, камешки, узелки…) – «числовые фигуры» 3. В результате процесса абстрагирования от характера множеств – посредников появилось понятие числа: один, два, три и т.д.

Например: Чего больше, кружков или квадратов?

2. Со временем для сравнения стали применять множества – посредники ( пальцы, камешки, узелки…) – «числовые фигуры»

Слайд 8 Арифметика – это наука, изучающая числа и действия над ними (от

греческого arithmos – число).

Древний Восток: Вавилон, Китай, Индия, Египет – возникновение
Учёные Древней Греции – развитие и продолжение
Учёные Стран арабского мира и Средней Азии – вклад в развитие (средние века)
Европейские учёные (с ХIII века)


Арифметика – это наука, изучающая числа и действия над ними (от греческого arithmos – число). Древний

Слайд 9Число – количественная характеристика множества предметов. Натуральные числа обозначают при счёте реальные

предметы.

Само по себе число не зависит от характера и свойств предметов множества (одно и тоже число может символизировать количество объектов какого угодно характера).
Каждая группа (множество) может быть охарактеризовано только одним числом (если при повторном пересчёте получается другой результат, это означает ошибку счёта).

Число – количественная характеристика множества предметов. Натуральные числа обозначают при счёте реальные предметы.Само по себе число не

Слайд 10Цифра – символ, обозначающий число на письме. Число мы называем и

слышим. Цифру мы видим, пишем и называем.

Цифры имеют различное изображение.
Общеупотребимы цифры:
арабские: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
римские: I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X …
В любой из упомянутых систем обозначения
чисел больше, чем цифр.

Цифра – символ, обозначающий число на письме. Число мы называем и слышим. Цифру мы видим, пишем и

Слайд 11Натуральные (целые положительные числа) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7,

8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, …, записанные в порядке возрастания, образуют натуральный ряд.

Отрезок натурального ряда чисел – это
часть ряда вида: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
или 1, 2, 3 или 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11.

Отрезок натурального ряда длиной а – это все числа b такие, что b≤ а.

Все натуральные числа записать невозможно.

Натуральные (целые положительные числа)  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12,

Слайд 12Однозначные числа
Числа первого десятка называют однозначными. Они обозначены одной цифрой:
1,

2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Поскольку число обозначает количественную характеристику множества, его называют количественное натуральное число (Сколько?)
Фактически при счёте элементов множества происходит процесс их нумерации.
Однозначные числаЧисла первого десятка называют однозначными. Они обозначены одной цифрой: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7,

Слайд 13Понятие числа также неразрывно связано с
представлением о порядке, упорядочивании
элементов множества. В

этом случае натуральное
число представляет собой порядковый номер
некоторого элемента и называется порядковым
числом.

Счёт – это процесс упорядочивания множества путём присвоения каждому элементу определённого номера.

Понятие числа также неразрывно связано спредставлением о порядке, упорядочиванииэлементов множества. В этом случае натуральноечисло представляет собой порядковый

Слайд 14 Количественное и порядковое числа взаимосвязаны, при пересчёте элементы конечного множества не

только расставляются в определённом порядке, но и устанавливается также, сколько элементов содержит множество (последний порядковый номер, называемый при счёте, является характеристикой количества элементов множества). Например: последнее яблоко – пятое, значит их всего пять. Порядковые натуральные числа выражаются порядковыми числительными (первый, второй, третий, …), количественные – количественными числительными (один, два, три, …)
Количественное и порядковое числа взаимосвязаны, при пересчёте элементы конечного множества не только расставляются в определённом порядке,

Слайд 15Процесс счёта подчиняется определённым правилам:
первому отмеченному предмету ставится в соответствие число

1 (наименьшее натуральное число);
на каждом следующем шаге отмечается (нумеруется) предмет, ещё не отмеченный ранее (нельзя считать один и тот же предмет дважды);
ему ставится в соответствие число, следующее за последним из уже названных (натуральные числа расположены в строгом равномерном порядке).
Процесс счёта подчиняется определённым правилам:первому отмеченному предмету ставится в соответствие число 1 (наименьшее натуральное число);на каждом следующем

Слайд 16Данные правила определяют принцип образования чисел в натуральном ряду: каждое следующее

число на единицу больше предыдущего.

Усвоение ребёнком этого принципа является центральной задачей изучения нумерации первого десятка в школе.
Следствием этого принципа является идея бесконечности ряда натуральных чисел (как бы ни было велико число, всегда можно найти следующее, добавив к нему единицу), а также способ нахождения значений выражений вида 5+1; 8+1, 6-1, 7-1 путём называния либо следующего, либо предыдущего числа.

Данные правила определяют принцип образования чисел в натуральном ряду: каждое следующее число на единицу больше предыдущего.Усвоение ребёнком

Слайд 17В умение считать входят:
знание слов – числительных;
знание порядка их называния

при счёте;
понимание смысла процесса нумерации элементов множества;
понимание того, что последний названный номер является характеристикой количественного состава множества;
умение соблюдать правила счёта.
В умение считать входят: знание слов – числительных;знание порядка их называния при счёте;понимание смысла процесса нумерации элементов

Слайд 18Большая часть нагрузки при освоении счёта приходится на механическую память, т.е.

процесс обучения счёту в большей мере репродуктивен (опирается на память, а не на мыслительные операции).

Для того, чтобы ребёнок не осваивал его на формальном уровне, на первых порах этот процесс следует сопровождать предметными действиями: откладыванием, показыванием, проговариванием вслух.

Большая часть нагрузки при освоении счёта приходится на механическую память, т.е. процесс обучения счёту в большей мере

Слайд 19Процесс счёта векторный, т.е. возможен по определению только в сторону увеличения

номеров.

Перечисление названий чисел в обратном порядке не является счётом, т.к. слово – числительное, названное при счёте последним, является ответом на вопрос «Сколько?», т.е. характеризует количество предметов данной совокупности.

Процесс счёта векторный, т.е. возможен по определению только в сторону увеличения номеров.   Перечисление названий чисел

Слайд 20Умение называть числительные в обратном порядке является базовым для обучения ребёнка

процессу отсчитывания.

Формировать такое умение необходимо, но задания необходимо формулировать в таком виде:
«Назови числа в обратном порядке» (Но не посчитай!)
«Назови числа от 6 до 9» (Но не посчитай от 6 до 9!)

Умение называть числительные в обратном порядке является базовым для обучения ребёнка процессу отсчитывания.  Формировать такое умение

Слайд 21Порядок следования чисел в ряду
Место числа в ряду определено способом его

получения: каждое следующее число ставится справа от предыдущего.
Предварительно ребёнок должен освоить процесс перевода пространственного расположения объектов, подчинённых отношению «следовать за» в плоскость, где отношение «следовать за» подразумевает «ближайшее справа», а «следовать перед» (предшествовать) – ближайшее слева.
Порядок следования чисел в рядуМесто числа в ряду определено способом его получения: каждое следующее число ставится справа

Слайд 22Число предыдущее – стоит в ряду левее данного. При счёте оно

называется непосредственно перед данным, количественно содержит на одну единицу меньше данного.

Число последующее – стоит в ряду правее данного. При счёте оно называется непосредственно после данного, количественно содержит на одну единицу больше данного.

Пример: число 5 – предшествующее к числу 6; число 7 – последующее для числа 6. Числа 5 и 7 называют соседями числа 6.

Число предыдущее – стоит в ряду левее данного. При счёте оно называется непосредственно перед данным, количественно содержит

Слайд 23Понимание принципа построения натурального ряда чисел в дальнейшем ведёт к лёгкому

освоению приёмов присчитывания и отсчитывания по 1 и лёгкому выполнению вычислений в случаях:

7+1 17+1 177+1 10277+1
7-1 17-1 177-1 10277-1

Общий приём вычислений:
прибавляя к числу 1, получаем следующее по счёту;
вычитая из числа 1, получаем предыдущее по счёту.

Понимание принципа построения натурального ряда чисел в дальнейшем ведёт к лёгкому освоению приёмов присчитывания и отсчитывания по

Слайд 24Состав однозначных чисел
Термин «состав однозначных чисел» подразумевает обучение ребёнка умению представлять

данную количественную совокупность в виде составных частей, обозначая их количественные характеристики словом (числом) или любыми другими символами (числовыми фигурами)
Состав однозначных чиселТермин «состав однозначных чисел» подразумевает обучение ребёнка умению представлять данную количественную совокупность в виде составных

Слайд 25Состав числа на числовых фигурах:
Не следует торопиться вводить цифровую
символику при изучении

состава числа, т.к. при
раннем введении цифровой символики ребёнок
механически запоминает пары изображённых цифр,
не осознавая количественный смысл соотношения, а
в дальнейшем к непониманию смысла закона
перестановки слагаемых и неиспользованию знания
состава однозначных чисел при изучении табличных
случаев сложения и вычитания в пределах 10.
Состав числа на числовых фигурах:Не следует торопиться вводить цифровуюсимволику при изучении состава числа, т.к. прираннем введении цифровой

Слайд 26Задание на дом:
§7 (п.45-47) Основы начального курса математики. Л.П. Стойлова,

А.М. Пышкало

Задание на дом: §7 (п.45-47) Основы начального курса математики. Л.П. Стойлова, А.М. Пышкало

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть