Слайд 1Активные формы работы на уроке
Слайд 2
Целью моего выступления является общее знакомство с активными методами обучения и
с конкретными примерами применения этих методов на уроках в условиях внедрения ФГОС.
ФГОС предъявляет более высокие требования к уровню подготовки ученика в общеобразовательной школе.
Слайд 3
Сегодня главное - не столько передать знания, сколько «научить учиться», что
предполагает умение каждого ученика находить и обрабатывать различную информацию, применять ее в реальной жизни. В связи с переходом на новую ступень образования и принятия новых образовательных стандартов возникает необходимость пересмотра своей педагогической деятельности, как учителя – предметника.
Слайд 4
Чтобы каждый учащийся на уроке смог показать свои способности, принять участие
в обсуждении материала, ответить на вопросы, следует уделить внимание активным методам обучения.
Под активными методами обучения понимается система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе усвоения учебного материала.
Слайд 5Создание проблемных ситуаций
Здесь могут быть любые задания, в которых учащийся
осознает цель, но не знает способов ее достижения. Он оказывается в положении исследователя, вырабатывает мышление свободное от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходит к познанию действительности.
9 класс: Представьте, что вы владелец швейной фабрики, где бы вы построили свою фабрику? (При изучении темы «Факторы, влияющие на размещение предприятий»)
Слайд 6Технология опорных конспектов
Схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать
и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, память, логическое мышление. Составление логических схем позволяет избежать многословия, учит делать выводы из полученной информации. Например, при изучении темы “Рельеф” в 8-м классе использую опорный конспект в виде схемы, с помощью которой учащиеся объясняют, какие группы процессов формируют рельеф. А также данный метод помогает при работе со слабыми учениками.
Слайд 7Дидактические игры:
“Найди половинку”, “Составь слово”, “Справочное бюро”, “Белая ворона”, “Заочное
путешествие”, “Географические диктанты”, “Заморочки из бочки”, “Туристическое агентство “По странам и континентам”, “Угадай” и т.д. Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний.
Слайд 8
По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки. Избыток игр не допустим.
При разработке и определении места игр на уроках необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в урок. Я в основном использую элементы игры в 6 - 8 классах. Например, угадать страну по описанию, исключить лишнее слово из каждой тройки, и т.д.
Слайд 9. Творческие работы
Сам замысел творческой работы, процессе выполнения, ее результат
– все требует от ученика максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны такие, как составление загадок, кроссвордов, изготовление макета вулкана из пластилина, сообщения, доклады, презентации и т.д. Учащиеся 6-х классов выполняют творческие работы в графическом и текстовом редакторах, старших классов – с использованием Power Point.
Слайд 10Использование на уроке поэзии.
На уроках географии также обширны возможности использования
поэзии, которая выполняет сразу три функции: познавательную, развивающую и воспитательную. Стихотворные строки, умело используемые на уроке, помогают разнообразить объяснение учебного материала, усиливает его эмоциональное восприятие, глубже раскрывает причинно-следственные связи, повышает интерес к уроку. Практика показывает, что такие уроки потому и интересны, что постоянно будят мысль учащихся. При объяснении темы “Ветер” в 6 классе можно зачитать детям отрывок из “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”: Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе … А затем задать вопросы: “Что называется ветром? Как возникает ветер? Почему поэт называет ветер могучим?” и т.д. При изучении понятий “циклон”, “антициклон” в теме “Климат” (8-й класс) зачитываю отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “Зимний вечер”, учащиеся определяют, о каком атмосферном процессе идет речь. Буря мглою небо кроем, Вихри снежные крутя, То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя.
Слайд 11Работа с картой
Найди по заданной характеристике или контуру географический объект
на карте”, например: “Эта река – главная артерия Восточной Сибири. Она начинается в 30 км от западного берега Байкала и несет свои воды на север, в море Лаптевых”. И, наконец, третий – исследовательский уровень состоит из заданий типа: “На основе анализа ряда карт сделать вывод, вывести закономерности о каком-либо географическом явлении или процессе”. пример: Сравнив (сопоставив) физическую и тектоническую карты России, определите, на каких участках земной коры расположены данные формы рельефа, заполните таблицу и сделайте выводы.
Слайд 12Ребусы
Учащиеся 6–7-х классов с удовольствием работают с ребусами. Ребус – головоломка,
требующая для разгадки сообразительности, фантазии и работы мысли. Ребусы можно использовать для проверки знаний учащихся, как одну из форм домашнего задания или для работы на уроке в группах.
Слайд 13Проектная деятельность учащихся на уроках географии.
Метод проектов является одним из методов
проблемного обучения. Учитель переходит от задачи «дать новое знание» к задаче «создать условия для получения новых знаний». По одной из типологий выделяют возможные типы учебных проектов.
Слайд 14
По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные. По предметно-содержательной
области: монопредметные, межпредметные, и надпредметные. По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляется непосредственно на уроке, до длительных – продолжительностью от месяца и более
Слайд 15
По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные. Можно также рассматривать учебныепроекты по
степени самостоятельности учащихся и формам учительского руководства проектами. В связи со своими возрастными особенностями шестиклассникам нравится быстро получать осязаемый результат своего труда. Им может стать информационный проект «Вверх по Волге по реке» или «Вниз по Волге по реке».
Слайд 16
Целью проекта может стать сбор информации о природных и антропогенных объектах
на берегах Волги. Работу над такими учебными проектами учащиеся могут выполнять как по группам, так и индивидуально. Учащиеся старших классов могут выполнять более разнообразные и сложные проекты 9 класс - создание буклета «Интересные места города Архангельска» 7 класс. Тема «Карта подводного города». классы» «Предложить свой путь решения экологических проблем»
Слайд 17
Можно связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся
(при изучении темы «Географическое исследование материков», использую игровой метод «Сравни себя с известным человеком», тема: «Природные зоны мира» метод «Зоопарк», игровые методы «Мой цветок», «Детектив», «Дерево Ожиданий»);
Слайд 18 «Инсерт»
Учащимся необходимо прочесть текст и сделать в нем определенные
пометки в соответствии со своими знаниями и пониманием. Дополняю работу заданием- составить вопросы, расширяющие знания (прямые ответы на эти вопросы в тексте отсутствуют и требуют дополнительной информации), а также вопросы проблемного характера. Провожу конкурсы на лучший вопрос 2-ой и 3-ей категории.
Слайд 19
Такой метод как самостоятельная работа с учебником может быть репродуктивным. Но
при условии, когда учащиеся самостоятельно без участия учителя, по его заданию читают текст и преобразовывают его в план, схему, таблицу, другие формы записи в тетрадях, этот метод становится активным, так как эта работа сопряжена с мыслительными операциями анализа и синтеза, сравнения, выделения главного, конкретизации и обобщения, оно эффективно активизирует и развивает логическое мышление учащихся. Это позволяет дифференцировать работу с учащимися, позволяет сочетать индивидуальную, групповую и фронтальные формы организации учебной деятельности
Слайд 20 “Корзина идей”.
Описание: Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся
на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Пример. Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока. Например, на уроке изучения «Мировой океан»» можно предложить учащимся высказать, как они думают, какими свойствами обладает вода в океане, привести примеры.
Слайд 21 “Да-нетка”.
Описание: универсальный приём технологии ТРИЗ. Формирует следующие универсальные учебные действия:
§ умение связывать разрозненные факты в единую картину; § умение систематизировать уже имеющуюся информацию; § умение слушать и слышать друг друга.3
Учитель загадывает географический объект. Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет". Пример. На уроке по теме “Океаны ” 7 кл. загадывается определенный океан, и ребята начинают задавать учителю вопросы: § Этот океан омывает материк Евразию? - да; § Этот океан самый большой? – да; § Этот океан самый теплый? – нет; § Этот океан открыл Магеллан ? – да. Ребята делают вывод, что это- Тихий океан
Слайд 22 “Шаг за шагом”.
Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных
ранее знаний. Автор - Е.Д.Тимашева (г.Люберцы). Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала. Пример. На уроке географии. Ученики шагают к карте. И каждый шаг сопровождают названием какого-нибудь растения или животного , распространенного в данном регионе или названием стран или районов, областей, столиц и т.д
Слайд 23 “Жокей и лошадь”.
Описание: приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор
- А.Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. Применима в классе небольшой наполняемости, так как необходимо всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.
Слайд 24
Пример. На уроке географии в 6 классе одной команде ("Жокеям") даются
карточки с названиями приборов, другой - карточки с указанием, что ими измеряется; одной команде даются карточки с названиями карт, другой – какую информацию можно получить с помощью данной карты; «жокеям» - карточки с названиям государств, «лошадям» - карточки с названиям столиц, народностей, флагов и т.д. Приём “Облака мыслей”.
Слайд 25 “Облака мыслей”.
Описание: приём интерактивного обучения. Приём сродни технике «лавинного опроса»,
Учащиеся приводят первые пришедшие в голову признаки, не останавливаясь на них подробно. После того, как основные характеристики перечислены, они записываются на доске или листе бумаги и систематизируются в соответствии с заданными показателями. Пример. На уроке географии, рекомендуется записывать «облака мыслей» – всё, что приходит в голову в связи с новой темой, а потом может быть утрачено из-за неорганизованного характера этой информации. В некотором смысле такие «облака» могут служить планом реферата, мини- эссе
Слайд 26 “Индуктор”.
Описание: приём интерактивного обучения. Данный приём используется в технологии мастерских.
Основан на ассоциациях. На конкретное слово учитель предлагает записать слова, словосочетания, фразы - смысловые ассоциации, возникающие при произнесении этого слова.
Пример. На уроках географии при изучении природных зон ученики должны записать слова, словосочетания, фразы – смысловые ассоциации, возникающие в воображении при произнесении определенной природной зоны. Сначала слова пишет каждый ученик самостоятельно, затем прочитывает их вслух. Индивидуальные подборки дополняются понравившимися образами из подборок других учеников. Эмоциональный настрой появился.
Слайд 27Приём “Рядом с художником”.
Описание: упражнение на развитие зрительно-художественной образности.
Пример. Произнесите
монологи от имени: жителя данного региона ;животного или растения; метеоролога, эколога и т.п. Выполняющий должен войти в образ и сыграть персонаж.
Слайд 28 “Учимся сообща”.
Описание: Алгоритм действий: 1.Индивидуальная работа. Маркировка на полях (знаки
«?», «+», «!» и т.д.). 2.Работа в парах: обсудить текст, попытаться снять «знаки вопроса». 3.Обсуждение в четверках: учащиеся разбираются в сложных вопросах с теми, кто сидит рядом в соседнем ряду, или с теми, кто сидит на следующей парте. Если на уроке предусмотрена групповая форма работы, то после индивидуального изучения текста все «знаки вопроса» обсуждаются в группе. 4.Оставшиеся вопросы, требующие разъяснения, выносятся на обсуждение класса. 5.Учитель вносит дополнительные разъяснения.
Слайд 29
Пример. Интересно в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если формулировка
будет начинаться со слова Как. Давайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы.6 Есть ли хорошие решения? Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные. А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильно ее решение проблемы. Любопытно, а как это будет выглядеть на практике? Планируется работа по претворению выбранного решения в жизнь. Пример. На уроке географии используется при изучении вопросов экологии, демографических ситуаций
Слайд 30 “Фишбоун” (рыбный скелет).
Описание: голова - вопрос темы, верхние косточки -
основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. Пример. География: § голова – сокращение населения России § верхние косточки – рождаемость, смертность, естественный прирост § нижние косточки – демографическая ситуация § хвост –демографическая политика
Слайд 31Приём “Толстый и тонкий вопрос”.
Описание: этот прием из технологии развития критического
мышления вопрос используется для организации взаимоопроса. Стратегия позволяет формировать: § умение формулировать вопросы; § умение соотносить понятия. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом.7 Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов. Пример. По теме урока "Климат" можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос. Тонкий вопрос. Какие типы климатов вы знаете? Толстый вопрос. Как связаны рельеф, географическая широта, наличие водных объектов , направление ветров с климатом.
Слайд 32Приём “Лови ошибку”.
Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Формирует: § умение
анализировать информацию; § умение применять знания в нестандартной ситуации; § умение критически оценивать полученную информацию. Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время. Пример. География. Используется при описании географического положения объекта. Учащимся дается текст с заведомыми ошибками географического характера. Найти и доказать ошибочность.
Слайд 33Приём “Я беру тебя с собой”.
Описание: универсальный приём ТРИЗ, направленный на
актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов. Формирует:8 § умение объединять объекты по общему значению признака; § умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение; § умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов; § умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков. Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках
Слайд 34
. Пример. У: Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и
беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой кукурузу. А что у вас? Д: Я беру с собой капусту. У: Я не беру тебя с собой. Д: Я беру картофель. У: Я беру тебя с собой. Д: Я беру медузу. У: Я не беру тебя с собой. Д: А я беру с собой бананы. У: Я беру тебя с собой. Д: Вы берете все предметы, которые растут в определенном месте? У: Да! Итак, по какому имени признака мы собирали объекты? На какой вопрос все они отвечают одинаково? Д: Они растут в одном месте.9 Д: С какой буквы начинается? У: Ю-А. Итак, имя признака здесь – название материка, родиной которых является Южная Америка.
Слайд 35Приём “Шесть шляп”.
Описание: рефлексивный прием, способствующий организации рефлексии на уроке. Формирует:
§ умение осмысливать свой опыт; § умение давать личностную оценку событиям, явлениям, фактам; § ценностное отношение к окружающему миру и самому себе. Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета. Пример. Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка. Желтая шляпа – позитивные суждения. Черная – отражает проблемы и трудности. Красная – эмоциональные суждения без объяснений. Зеленая – творческие суждения, предложения. Синяя – обобщение сказанного, философский взгляд. Пример. При изучении темы «Природные катаклизмы, стихийные явления и бедствия»
Слайд 36 “Связи”.
Описание: универсальный прием-игра ТРИЗ, предложен мастером ТРИЗ Г.И. Ивановым. Независимо
от контекста ТРИЗ немного в другой интерпретации подобную игру предложила преподаватель Карельского ИПК Л.И. Фрадкова (она разработала эту игру для занятий по экологии). Формирует: § умение находить связи между объектами в системе;10 § умение устанавливать связи между объектами, находящимися в различных надсистемах путем построения цепочки связанных объектов; § умение устанавливать связи между любыми объектами. Учитель задает (или ученики выбирают) два объекта, на первый взгляд никак не связанные между собой (как вариант, объекты выбираются случайным образом, например, с помощью кубика). Дети строят цепочку объектов и взаимодействий между ними так, чтобы первое взаимодействие начиналось от одного из исходных объектов, а последнее заканчивалось вторым объектом. Пример 1. У: Древние мудрецы говорили: «Трогая траву, не потревожь звезду...». Согласны ли вы с этим утверждением, можете ли его объяснить... Действительно, в мире все связано со всем, и мы попробуем сейчас это доказать. Назовите два как можно более различных, далеких друг от друга, объекта. Д: Вулкан – тетрадь. У: Принимается. Наша задача построить цепочку, которая показала бы, как связаны эти два объекта. Д: Слово «вулкан» написали в тетради. У: Хорошо. А теперь давайте все же попробуем связать реальный вулкан с реальной тетрадью, например, с той, что лежит у меня на столе.
Слайд 37
Пример 2. У: Мы будем играть в игру «связи в природе».
Для этого нам потребуются два кубика. На каждой грани написано название какого-то природного объекта: солнце, воздух, почва и т. Бросаем кубики. Дети подбрасывают кубики, на одном выпадает почва, на другом – птица. У: Ваша задача – найти связи между этими природными объектами. Кто найдет, к тому переходит ход. Д: В земле развиваются гусеницы, а птицы их клюют. У: Принимается. Бросай кубики... и т.
Слайд 38 “Мудрые совы”.
Описание: Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников
следующих умений: • анализировать текст совместно с другими людьми; • вести исследовательскую работу в группе; • доступно передавать информацию другому человеку; • самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.
Пример. Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника по географии (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Рассмотрим примеры таких заданий: Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке. Что не ждали? Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям. Ты уже знаешь, последние новости? Запишите ту информацию, которая является для Вас новой. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми? Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, Вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д. Поучительный12 вывод. Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?
Слайд 39 “Ромашка” Блума
Описание: "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых
содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов. Пример. § Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". § Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление учащемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. § Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему на западных склонах Урала выпадает больше осадков?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности. § Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, каков будет климат, если Гольстрим поменяет свое направление?" § Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?".13 § Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как минимизировать последствия катаклизмов?". Приём “Диаграмма Венна”. Описание: Доска (лист) делится на три части
Слайд 40 “Создай паспорт”.
Описание: для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных
и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература).Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану Пример. Может быть использован для создания характеристик: § на географии– полезных ископаемых, растения, животных. Пример. примеры обсуждаемых проблем: § Пустыня – закономерность или аномали
Слайд 41 “Загадай понятие”.
Описание: § игру можно проводить как викторину: все желающие
загадывают всему классу понятия изучаемой темы; § можно разделить класс на группы или пары и играть соревновательно; § можно играть в «да–нет»: учитель загадывает понятия, а ученики задают ему вопросы, предполагающие прямой или альтернативный ответ. Желательно, чтобы учителю загадали понятие и на этом примере показал, как надо задавать наводящие вопросы, чтобы эффективнее отгадывать. Когда и зачем может быть использован развиваются коммуникативные навыки, внимание и системное мышление. Возможности применения: на уроках подготовки к зачетной работе или в свободное время.
Слайд 42“Логические поисковые задания”.
Описание: Существует очень много видов этих заданий. 1. Определение
родо-видовых понятий, найти «лишнее» слово из списка, дать объяснение выбору (устно). Например - Виктория, Чад, Эйр, Ньяса (Озеро Эйр – в Австралии). 2. Найди «лишнее»: § нефть, газ, железо Сирия, Египет, Лондон. 3. Найди соответствие: Россия Париж Польша Москва Франция Краков
Слайд 43 “Исследование в форме наблюдения”.
Описание: Провести самостоятельное исследование в форме наблюдения,
записать результаты по заданной форме, провести защиту. Пример:15 Провести наблюдения за погодой в течение 7—15 дней -утром и вечером. По данным своих наблюдений описать погоду. План описания погоды: 1.За какой промежуток времени (день, неделю, месяц) дается описание. 2.Наибольшая, наименьшая и средняя температура воздуха, закономерность изменения температуры за указанный промежуток времени. 3.Осадки, их общее количество, вид осадков и время выпадения. 4.Облачность, распределение облачности по дням, ее изменения в течение суток. 5.Атмосферное давление. Изменение давления. 6.Влияние погоды на здоровье людей, их жизнь и деятельность. 7.Сходство наблюдённой погоды с многолетней климатической нормой или отклонение от нее
Слайд 44 “Удивляй”.
Описание: универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение
интереса к теме урока. Формирует: § умение анализировать; § умение выделять и формулировать противоречие. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой. Пример Урок по теме»Гидросфера» начинается с небольшого рассказа. Однажды, в небольшой африканской стране ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что не замечаем ее удивительных свойств.
Слайд 45 “Фантастическая добавка”.
Описание: универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме
урока. Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным; придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения.
Пример На уроке биологии при изучении реальных механизмов защиты животных в экстремальных температурных условиях можно предложить следующую ситуацию. Представьте, что на Антарктиде минимальная температура понизилась еще на 10 градусов. Что смогут «придумать» пингвины, чтобы выжить в таких условиях?
Слайд 46“Цветовой индекс”.
Описание: каждый ученик заводит по 3 карточки красного, желтого, зеленого
цвета. Карточка красного цвета обозначает: "Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня! Я получил заслуженную оценку!". Желтый цвет - "Урок был в определенной степени полезен для меня." Зеленый цвет - "Пользы от урока я получил мало, не очень понимал, о чем идет речь." Пример. В конце урока каждый сдает карточку, педагог получает эмоциональный отклик, детскую рефлексию
Слайд 47
«Лови ошибку!»
объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.
«Пресс – конференция»
учитель намеренно неполно
раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие её вопросы.
.
Слайд 48Повторение пройденного
на уроке
«Своя опора»
ученик составляет собственный опорный конспект по новому
материалу.
«Повторяем с контролем»
ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.
«Свои примеры»
ученики подготавливают свои примеры к новому материалу.
Слайд 49Уровни и виды домашнего задания
Три уровня домашнего задания
учитель одновременно задаёт домашнее
задание двух или трёх уровней.
Особое задание
продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания. (Учитель всячески подчёркивает своё уважение к решению школьника воспользоваться таким правом.
Слайд 50Рефлексия
«Мордашки»
ученики сигнализируют о своём эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными
рисунками.
«Резюме»
ученики письменно отвечают на серию вопросов, отражающих их отношение к уроку, учебному предмету, учителю… Резюме даётся раз в неделю или в месяц.
Слайд 51Приёмы устного опроса
Базовый лист контроля
на первом же уроке новой темы учитель
вывешивает «Базовый лист контроля». В нём перечислены основные правила, понятия, формулировки и формулы, которые ОБЯЗАН знать каждый.
«Светофор»
при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зелёной стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.
Слайд 52
«Тихий опрос»
беседа с одним или несколькими учениками происходит полушёпотом, в то
время как класс занят другим делом, например тренировочной контрольной.
«Программируемый опрос»
ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных.
«Взаимоопрос»
ученики опрашивают друг друга по базовым листам.
Слайд 53Кейс-метод
. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны
исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений
Слайд 54
Урок - ролевая игра Тема: "Суд над информационными технологиями«
Для этой
игры из группы учащихся выделяются "обвинители", "защитники" и "члены суда" во главе с председателем суда, остальные учащиеся были "зрителями" в зале суд
Слайд 55
Баскет-метод — метод обучения на основе имитации ситуаций. Например, обучаемому предлагают
выступить в роли экскурсовода по музею компьютерной техники. В материалах для подготовки он получает всю необходимую информацию об экспонатах, представленных в зале; Создание виртуального музея. Составить экскурсию по городу
Слайд 56Урок - баскет-метод
Тема: "История развития Земли"
Для проведения этого занятия учителем
готовится несколько "экспонатов" для нескольких залов "виртуального" музея. Причем "экспонаты" для каждого зала подбираются так, чтобы можно было построить стройный рассказ. В качестве таких "экспонатов" можно использовать фотографии
Слайд 57
На листе бумаги обведите свою ладошку.
Каждый палец –это какая то позиция,
по которой необходимо высказать свое мнение.
• большой –для меня это важно и интересно …
• указательный- я получил конкретные рекомендации…
• средний- мне было трудно ( не понравилось)…
• безымянный –моя оценка психологической атмосферы…
• мизинец- для меня было недостаточно…
Слайд 58
Главная задача учителя – развивать познавательную деятельность учащихся на уроках. Лучше
всего это удается сделать через применение активных методов обучения. Уроки с применением активных форм обучения проходят живо, интересно, нет скучающих и безразличных.