Слайд 1МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 с. Красноусольское»
Формирование метапредметных
результатов
в условиях реализации ФГОС
Слайд 2
«Ученик - не сосуд,
который надо наполнить,
а факел, который необходимо зажечь»
К.Д. Ушинский.
Слайд 4Проанализируем высказывание
Лично я понимаю под метапредметностью то, когда мы
с помощью одного предмета (которому фактически посвящён урок) "протягиваем мостик" к другим предметам школьной программы. Преподавателям иностранного языка, это сделать легко, потому что мы имеем дело с текстом. Читаем мы текст про Флоренс Найтингейл (Spotlight 11), мы в обсуждении затрагиваем вопросы истории (когда жила Флоренс) и вопросы биологии (гигиена)
Слайд 5
Межпредметность –
интеграция знаний
из нескольких предметов
или с целью формирования
обобщенного знания
Метапредметность –
направленность обучения на
общемировоззренческое
(надпредметное)
содержание образования
≠
Слайд 6МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ – ЭТО УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ДЕЙСТВИЯ, обеспечивающие способность к
самостоятельному усвоению новых знаний и умений, как для учебы, так и для жизни.
Слайд 7МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты
Регулятивные
(организация
учебной
деятельности)
Познавательные
(общеучебные,
логические,
постановка и
решение проблемы)
Коммуникативные
(социальная
компетентность
и учёт позиции
других людей)
Слайд 8РЕГУЛЯТИВНЫЕ
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ;
ПЛАНИРОВАНИЕ ;
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ;
КОНТРОЛЬ;
КОРРЕКЦИЯ;
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ;
Слайд 9Регулятивные УУД
Виды заданий:
«лови ошибку»
поиск информации в предложенных источниках
взаимоконтроль
контрольный опрос на определённую
проблему
самоконтроль
Формы работы:
парная и коллективная деятельность,
дифференцированные задания,
ведение читательских дневников,
дневников самонаблюдений,
дневников наблюдений за природными явлениями;
подготовка спортивного праздника (концерта, выставки поделок и т. п.) для младших школьников;
подготовка материалов для внутришкольного сайта (стенгазеты, выставки и т. д.);
проведение различных опросов с последующей обработкой данных и т. п.
Что принципиально нового вы увидели?
Слайд 10ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ (АНАЛИЗ, СИНТЕЗ, КРИТЕРИИ ДЛЯ КЛАССИФИКАЦИИ);
ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
(МОДЕЛИ-РОВАНИЕ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ МОДЕЛИ);
ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ, ПОИСК ИНФОР-МАЦИИ, РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
УМЕНИЕ СТРОИТЬ ВЫСКАЗЫВАНИЯ;
СТРАТЕГИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТЫ С ТЕКСТОМ.
Слайд 11Для формирования познавательных УУД – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти
в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.
Виды заданий:
«найди отличия»
«на что похоже?»
поиск лишнего
«лабиринты»
упорядочивание
«цепочки»
составление схем-опор
составление задачи по схеме
работа с разного вида таблицами
составление и распознавание диаграмм
работа с учебной литературой и со словарями
групповая работа по составлению кроссворда
взаимный диктант;
диспут;
заучивание материала наизусть в классе
Слайд 12Математическое задание
"Составьте периодическую таблицу геометрических элементов. Сформулируйте и запишите положенные
вами в основу таблицы признаки периодичности". Для получения ответа придётся ни много ни мало побывать Менделеевым в геометрии!
Слайд 13А.И.Кравченко
Обществознание, 8 класс
Тема «Конфликты в обществе»
Как характеризует иллюстрация суть конфликта?
Слайд 14История Древнего мира,
5 класс.
Просмотр видеофрагмента из кинофильма «Троя».
Определите историческую ошибку
во фрагменте.
Слайд 16ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ (АНАЛИЗ, СИНТЕЗ, КРИТЕРИИ ДЛЯ КЛАССИФИКАЦИИ);
ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
(МОДЕЛИ-РОВАНИЕ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ МОДЕЛИ);
ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ, ПОИСК ИНФОР-МАЦИИ, РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
УМЕНИЕ СТРОИТЬ ВЫСКАЗЫВАНИЯ;
СТРАТЕГИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТЫ С ТЕКСТОМ.
Что принципиально нового вы увидели?
Слайд 17КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С УЧИТЕЛЕМ И СВЕРСТНИКАМИ;
ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ;
РАЗРЕШЕНИЕ
КОНФЛИКТОВ;
УМЕНИЕ С ДОСТАТОЧНОЙ ПОЛНОТОЙ И ТОЧНОС-ТЬЮ ВЫРАЖАТЬ СВОИ МЫСЛИ
ВЛАДЕНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ И ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМАМИ РЕЧИ
Слайд 18Для формирования коммуникативных УУД – предлагаются задания для работы в паре, группе.
Виды заданий:
составить
задание партнёру
отзыв на работу товарища
«отгадай, о чем говорим»
диалоговое слушание
«подготовь рассказ…», «опиши устно…» и т. д.
поставь в задачу значение и придумай вопрос
обсуждения творческих работ Формы работы - групповая работа, работа в парах
Слайд 19ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ
МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ЗАНЯТИЯ;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАНИЯ;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Слайд 21Обществознание , 7 класс
Ситуация- проблема
Современное телевидение и сеть Интернет переполнены информацией.
Как вы считаете, каких передач и сериалов не хватает сегодня на ТВ и в Интернет? Придумайте названия этим передачам и сериалам.
Слайд 22ФОРМЫ МЕТАПРЕДМЕТНОГО
УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
ПРОБЛЕМНАЯ ЛЕКЦИЯ;
ДИСКУССИЯ;
ПОЛИЛОГ;
СЕМИНАР;
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ;
ДЕЛОВАЯ ИЛИ РОЛЕВАЯ ИГРА;
РАЗРАБОТКА И ЗАЩИТА
ПРОЕКТА;
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК.
Слайд 23МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ;
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ;
ТЕХНОЛОГИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ (ТРИЗ);
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШ-ЛЕНИЯ;
ИНТЕГРАТИВНАЯ
ТЕХНОЛОГИЯ;
ТЕХНОЛОГИЯ «ДЕБАТЫ»;
ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ (ПАРНАЯ, ГРУППОВАЯ, КОМАНДНАЯ РАБОТА);
СИСТЕМА ОЦЕНКИ «ПОРТФОЛИО».
Слайд 24ПРИЕМ СИНКВЕЙНА
1 СТРОКА – ТЕМА СИНКВЕЙНА, ВЫРАЖЕННАЯ ОДНИМ СЛОВОМ, ОБЫЧНО СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ;
2
СТРОКА - ОПИСАНИЕ ТЕМЫ СИНКВЕЙНА В ДВУХ СЛОВАХ, КАК ПРАВИЛО ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ;
3 СТРОКА - ОПИСАНИЕ ДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ ТЕМЫ СИНКВЕЙНА ТРЕМЯ СЛОВАМИ, ОБЫЧНО ГЛАГОЛАМИ;
4 СТРОКА – ЦИТАТА, КРЫЛАТОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ИЛИ ФРАЗА ИЗ ЧЕТЫРЕХ СЛОВ, ВЫРАЖАЮЩАЯ ОТНОШЕНИЕ АВТОРА К ДАННОЙ ТЕМЕ;
5 СТРОКА – СЛОВО-РЕЗЮМЕ, КОТОРОЕ ДАЕТ НОВУЮ ИНТЕРПРИТАЦИЮ ТЕМЫ, ПОЗВОЛЯЕТ ВЫРАЗИТЬ ЛИЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ К НЕЙ АВТОРА.
Слайд 25Задача системы образования состоит
не в передаче объема знаний, а в
том, чтобы
научить учиться.