Слайд 1Профессионально-личностное развитие педагога
Слайд 2Профессионально-личностное развитие учителя :
1) педагогическая компетентность,
2) педагогическое мастерство,
3) педагогическое творчество,
4)
создание собственной авторской системы работы, состоящей из индивидуальной дидактической, индивидуальной воспитательной, индивидуальной методической систем.
Слайд 3Педагогическая акмеология – наука о путях достижения педагогического профессионализма и профессиональной
компетентности через развитие субъектности педагога
Слайд 4
В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы
педагогики —
-проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и
-проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику.
Слайд 5Передовой педагогический опыт, формируясь на основе массового, представляет собой уровень овладения
объективными педагогическими закономерностями (Ю.К. Бабанский). Разновидностями передового педагогического опыта являются новаторский и исследовательский педагогический опыт как своеобразные ступени восхождения от эмпирического к теоретическому анализу и обобщению.
Слайд 6
Критерии педагогических инноваций:
- новизна,
-оптимальность,
-высокая результативность,
-возможности творческого применения инновации в массовом опыте.
Слайд 7Компетенция — общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, которые приобретены
благодаря обучению (область знаний).
Компетентность — уровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции (области знаний), позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся условиях.
Слайд 8Существует такая модель профессиональной деятельности педагога:
аналитическая, диагностическая, проектировочная, организаторская, исследовательская,
социорефлексивная, коммуникативная, технологическая, психологическая, валеологическая, мотивационная, методическая, информационная, эмпатийная компетенции.
Слайд 9Ключевые образовательные компетенции:
- ценностно-смысловая,
-общекультурная,
-учебно-познавательная,
-информационная,
-коммуникативная,
-социально-трудовая,
-компетенция личностного совершенствования.
Слайд 10Компоненты модели профессионально-педагогической культуры:
-аксиологический,
-технологический и
-личностно-творческий.
Слайд 11
Педагогическая речь призвана обеспечить:
а) продуктивное общение, взаимодействие между педагогом и его
воспитанниками;
б) положительное воздействие учителя на сознание, чувства учеников с целью формирования, коррекции их убеждений, мотивов деятельности;
в) полноценное восприятие, осознание и закрепление знаний в процессе обучения;
г) рациональную организацию учебной и практической деятельности учащихся.
Слайд 12К речи педагога предъявляются высокие требования:
-содержательность,
-точность, логичность;
-лексическая, фонетическая,
грамматическая орфоэпическая правильность;
-образность, смысловая выразительность;
-эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость;
-хорошая дикция, соблюдение правил речевого этикета, соответствие слова воспитателя его делам.
Слайд 13Педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации,
взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.
Слайд 14
Структура общения:
1. Коммуникативный компонент — обмен информацией между субъектами общения.
2.
Интерактивный компонент — общая стратегия взаимодействия: кооперация, сотрудничество и конкуренция.
3. Перцептивный компонент — восприятие, изучение. Понимание, оценка партнёрами по общению друг друга.
Слайд 15
Функции общения:
-информационная,
-самопрезентативная,
-социально-перцептивная, -интерактивная, аффективная.
Слайд 16Качества личности учителя значимые для продуктивного общения
-Глубокое значение психологии другого человека
(его ценностей, идеалов, направленности, потребностей, интересов, уровня притязаний).
-Социальная установка на человека (аттракция).
-Безусловное принятие ребёнка — принцип предвосхищающего уважения.
-Развитые внимательность, наблюдательность, память, мышление, воображение.
-Воспитанность эмоциональной сферы: умения сопереживать и сочувствовать — готовность к эмпатии.
-Самопознание и самооценка: педагогическая рефлексия (способствует умению правильно настраиваться на другого человека, выбирать соответствующий способ поведения.
-Коммуникативные умения — умения вступать в общения, выбирать или создавать новые способы коммуникации. Владения техникой общения.
-Речевое развитие.
-Педагогическая интуиция.
Слайд 17В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:
1. Общение на основе
высоких профессиональных установок педагога
2. Общение на основе дружеского расположения.
3. Общение-дистанция
4. Общение-устрашение
5. Общение-заигрывание
Слайд 18Профессионально-важные качества педагогического общения :
1) наличие ПОТРЕБНОСТИ и умений общения, общительность,
коммуникативные качества;
2) способность эмоциональной ЭМПАТИИ и понимания людей;
3) ГИБКОСТЬ,
4) умение ощущать и поддерживать ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ в общении;
5) умение УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ,
6) способность к СПОНТАННОСТИ (неподготовленной) коммуникации;
7) умение ПРОГНОЗИРОВАТЬ возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;
8) хорошие ВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ:;
9) владение искусством ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ;
10)способность к ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применением различных приемов воздействия, "приспособлений" и "пристроек").