Слайд 1Якутская (Сибиряковская)
экспедиция 1894 – 1896 гг.
Слайд 2 Во второй половине XIX в. ведущей организацией в изучении
Сибири стало Императорское Русское географическое общество и его Сибирские отделения. Основной формой работы в Якутии оставалась экспедиционная деятельность. Сибирским отделением РГО был организован ряд экспедиций, главными задачами которых были сбор достоверных сведений в отношении геологии, географии, статистики, экономики, истории, этнографии и т. д. Основной акцент делался на естественнонаучное изучения края. В этот период были организованы: Вилюйская экспедиция СОРГО 1854 – 1855 гг., Олекминско-Витимская экспедиция СОРГО 1866 г., Олекминская экспедиция СОРГО 1873 – 1875 гг., участниками которых также велись этнографические наблюдения, записывался фольклор, собирались соответствующие коллекции.
Слайд 3 Среди опубликованных работ можно назвать «Якутско-русский словарь» Э.К.
Пекарского, коллективную работу по обычному праву и отдельные статьи по истории и этнографии народов Якутии. Сибиряковской экспедиции посвящено несколько работ. В первую очередь необходимо отметить кандидатскую диссертацию К.И. Горохова «Историко-этнографическое исследование якутов Якутской экспедицией ВСОРГО в 1894 – 1896 гг.», защищенную в Иркутске в 1962 г., а также ряд его работ посвященных данной теме. К.И. Горохов в своих работах превосходно провел анализ и обобщил исследования членов экспедиции, показал их вклад в изучение различных вопросов общественного строя, быта и духовного развития народов Якутии. Организации экспедиции и ее научным результатом посвящена статья Г.П. Башарина «Из истории организации Сибиряковской историко-этнографической экспедиции в Якутию». Заметным вкладом в историографию вопроса стала статья А.И. Гоголева «Изучение этногенеза якутов ссыльными народниками (участниками Сибиряковской экспедиции)», где впервые проведен анализ работ участников экспедиции по этногенезу якутов. Анализ историографического обзора свидетельствует о том, что исследователи обращали внимание лишь на этнографические изыскания участников Сибиряковской экспедиции, опуская археологические работы. Автор впервые рассматривает археологические исследования участников экспедиции и вводит в научный оборот раннее не опубликованные материалы. В последней четверти XIX в. археология окончательно сложилась в России как самостоятельная наука с определенными целями и задачами. Исследовательские центры возникали по всей Российской империи, в том числе и в Иркутске. Причем археологи работали, главным образом, в музеях.
Слайд 4Дмитрий Александрович Клеменц
Слайд 5Можно выделить три основных направления интерпретации археологического материала:
1) определение уровня
развития древних культур;
2) попытка дать хронологию и периодизацию археологических памятников;
3) стремление установить, каким этносам принадлежат те или иные археологические предметы
Слайд 6Адрианов Александр Васильевич
Слайд 7
Самые ранние сведения о материальной культуре народов Якутии содержат документы XVII
в., оставленные русскими «служилыми и промышленными людьми». Первые раскопки научного характера в Якутии предпринял в 1787 г. лейтенант Российского флота Г.А. Сарычев, участник географической экспедиции И.И. Биллингса. Им были произведены раскопки якутского погребения XVII века. Таким образом, археологической наукой к концу XIX в. уже был накоплен определенный опыт по изучению древностей и разработана методика исследований, которой воспользовались участники Сибиряковской экспедиции ВСОИРГО. На первом заседании экспедиции в гор. Якутске 18 января 1894 г. одним из главных вопросов был: «Чем желали бы заняться экскурсанты?», т. е. обсуждались планы и программы работы. Первой была зачитана программа для этнографических исследований, опубликованная Императорским Русским географическим обществом. После прочтения первого отдела оказалось, что для выяснения вопроса о происхождении якутов по археологическим данным специалиста в числе экскурсантов нет
Слайд 8Виташевский Николай Александрович
Слайд 9В связи с этим Н.А. Виташевский предложил воспользоваться данными по китайским
и монгольским памятникам старины, без «знания которых разрешение этого вопроса было бы затруднительным». В свою очередь Д.А. Клеменц предложил собранию свои услуги по группированию и обобщению данных, которые он мог бы найти в гор. Иркутске. Председательствующим в собрании А.И. Поповым был поставлен вопрос о разрешении пользоваться для намеченной цели местными архивами. Д.И. Меликов обещал оказать содействие в этом непростом вопросе. На этом же заседании Д.А. Клеменц заметил, что раскопки курганов – не главная задача экспедиции, так как средств на эти работы явно не хватит. Но все же решения первого собрания экспедиции послужили толчком для применения археологического метода в исследовании края. В 1894 г. Н.Л. Геккер обнаружил якутские погребения в Центральной Якутии. Им и И.И. Майновым был сделан запрос в Императорскую Археологическую Комиссию. 14 июня 1895 г. Комиссия отправила открытый лист на имя И.И. Майнова на право раскопок древних могил в Якутской области.
Слайд 1116 июня 1895 г. экспедиционный отряд, возглавляемый Н. Л. Геккером, в
урочище Тураннах Жехсогонского наслега Батурусского улуса произвел археологические раскопки «якутской» могилы. Вторые раскопки отряд произвел в урочище при озере Нилагатта. 24 мая 1896 г. И.И. Майнов сообщал, что в программу исследования населения, в целях общего антропологического изучения, вошло и изыскание остатков (скелетов и черепов) древних жителей Якутского края и следов их исчезнувшей культуры. Н.Л. Геккер доставил в ВСОИРГО три «якутских» скелета и фотографические изображения каменных и бронзовых орудий, хранившиеся в двух мужских могилах. Эти орудия были И.И. Майновым описаны и измерены. Также очевидно, что И.И. Майнов готовил следующую опись и снимки каменных орудий, найденных в 1896 г. в Олекминском округе. В пополнение имеющегося в ВСОИРГО подбора «якутских» скелетов И.И. Майнов выслал в отдел полученные через секретаря Якутского статистического комитета А. И. Попова два скелета, из которых один «весьма древний», доставлен с подробным описанием могильника олекминским исправником М.С. Шахурдиным, а другой, также с описанием могилы, Э. К. Пекарским.
Слайд 13 Некоторые собранные И.И. Майновым и Н.Л. Геккером интереснейшие материалы –
такие, как инвентарь древнеякутских захоронений, были переданы в Якутский областной музей. Для этого же музея специально собрали коллекции Н.А. Виташевский и Э.К. Пекарский, но, к сожалению, многие экспонаты не дошли до наших дней. Ф.Я. Кон в письме И.И. Майнову от 3 сентября 1894 г. сообщил, что собирается раскопать якутскую могилу, в которой похоронен якут «лет 90 тому назад по всем языческим обрядам». Исследователя заинтересовало также и то, что вместе с человеком был захоронен конь. Ф.Я. Кон подробно описал этот обряд со слов якутов. Раскопки представляли интерес для антропологов.
А также для выявления «кое-каких передававшихся по наследству патологических явлений». В.Г. Богораз и В.И. Иохельсон наряду с этнографическим изучением населения Верхоянского и Колымского округов обследовали несколько наземных языческих погребений юкагиров и воздушные («висячие») могилы-арангасы тунгусов и якутов; причем они собрали коллекцию из 51 предмета. В.М. Ионов на берегу р. Татты нашел кремневый наконечник стрелы, который сдал в музей гор. Якутска.
Слайд 14В.М. Ионов с семьей. В верхнем ряду Э.К. Пекарский
Слайд 15В 1899 г. Н.А. Виташевский подробно описал его в статье «Интересный
экземпляр каменной стрелки, найденной в Якутской области». Исследователи предполагают, что этот наконечник стрелы неолитической эпохи. В. В. Никифоров в работе «Где находят якуты каменные орудия и какое придают ему значение?» пишет, что каменные орудия обнаруживаются повсеместно: по долинам рек, в лесах, на пастбищах, на могилах древних погребений. Якуты считали эти орудия громовыми стрелами, падающими во время удара молнией в дерево или другой предмет. Такие орудия, также находят около погребений древних шаманов. По мнению якутов, эти орудия являются священными, ими перерезали горло жертвенным животным. При Признавалась целебная сила каменных орудий – их прикладывали к больным местам, отваривали в воде и пили отвар как лекарство. Наряду с раскопками членами Сибиряковской экспедиции производились исследование и описание писаниц.
Слайд 17Таким образом, участники Сибиряковской экспедиции И.И. Майнов, Н.Л. Геккер, Н.А. Виташевский,
Ф.Я. Кон и др. применяли археологические методы в своих исследованиях. Археологические находки членов Сибиряковской экспедиции имеют большое научное значение, ибо до этого существовало не так много доказательств наличия культур каменного века в Якутии. Эти находки стали еще одним доказательством того, что люди, населявшие эту отдаленную землю, развивались таким же образом, как и все другие племена и народы земного шара. Раскопки погребений и изучение писаниц помогали восстановить элементы духовной культуры и быта, антропологические особенности, а следовательно, и этническую историю народов Якутии.
Слайд 18Якутская экспедиция 1894 — 1896 гг. была организована по частной инициативе
известного своими щедрыми взносами на просветительские и благотворительные цели ленского золотопромышленника Иннокентия Михайловича Сибирякова. Впоследствии за этой экспедицией упрочилось его имя. В 1888 г. Иннокентий Михайлович предложил тогдашнему правителю дел ВСОИРГО Г. Н. Потанину пять тысяч рублей для организации исследования быта инородцев Якутской области.
Слайд 20Георгий Николаевич Потанин — выдающийся русский путешественник, географ и этнограф, исследователь
Монголии, Китая и Сибири. Он являлся инициатором ряда экспедиций в Сибирь, создания музеев и выставок, организатором Общества по изучению Сибири и одним из учредителей высших женских курсов в Томске. Не прислушаться к мнению сведущего в таких вопросах человека, И.М. Сибиряков не мог. К сожалению, Г.Н. Потанин не заинтересовался инициативой последнего, но все же порекомендовал Иннокентию Михайловичу обратится к А.В. Адрианову за помощью в организации Экспедиции.
Слайд 22Александр Васильевич Адрианов был коренным сибиряком, родом из Курганского округа Тобольской
губернии. Родился и воспитывался в семье священника. Его отец, Василий Васильевич, в районе своего прихода занимался сбором статистических сведений, этнографических и фольклорных материалов, которые отсылал в РГО и даже был награжден бронзовой медалью Общества. По окончанию Тобольской гимназии Александр Васильевич Адрианов отправляется учиться в Санкт-Петербург. В Петербурге он сблизился с лидерами сибирского областнического движения Н.М. Ядринцевым и Г.Н. Потаниным, восприняв и разделив их взгляды и убеждения, став их преданным учеником и последователем. В начале 1879 г., досрочно сдав экзамены и получив диплом Петербургского университета, А.В. Адрианов принял участие во втором путешествии Г. Н. Потанина по северо-западной Монголии. Ему было поручено собирать коллекции по естественной истории и исполнять обязанности фотографа. Затем Александр Васильевич отправился в Томск, где занимался организацией издания «Сибирской газеты», но в 1887 г. ее выпуск был приостановлен правительством на 8 месяцев. И Адрианов поступил на службу в губернское управление, где совмещал две должности. По требованию нового губернатора он был вынужден подать в отставку с обеих занимаемых им должностей. Попытки устроиться на службу были безуспешны, куда бы он ни обращался, отовсюду шли отказы. Наконец ему было обещано место в Управлении акцизными сборами Восточной Сибири.
Слайд 23Иохельсон Владимир Ильич
В.И. Иохельсон, Норман Бакстон и В.Г. Богораз
Слайд 24Участник Сибиряковской экспедиции
политический ссыльный Л.Г. Левенталь
Слайд 26Участник Сибиряковской экспедиции политический ссыльный
С.В. Ястремский
Слайд 28Из числа священников: помощник Э.К. Пекарского по собиранию материалов для якутского
словаря Дмитриан Попов и миссионер, работавший среди тунгусов, Иоанн Попов. Из числа политических ссыльных разрешено было участие в экспедиции восьмерых лиц, рекомендованных Д.А. Клеменцем: Эдуарда Карловича Пекарского, Николая Алексеевича Виташевского, Всеволода Михайловича Ионова, Льва Григорьевича Левенталя, Сергея Васильевича Ястремского, Владимира Ильича Иохельсона, Владимира Германовича Богораза и Ивана Ивановича Майнова. Следует отметить, что Витольд Армон в монографии «Польские исследователи культуры якутов» утверждает, что С.В. Ястремский не фигурирует ни в одном личном списке экспедиции И.М. Сибирякова и не получал никакого жалования за свою работу. Данное утверждение не подтверждается архивными источниками, многие из них говорят о том, что С.В. Ястремский был официальным участником Сибиряковской экспедиции и жалование получал.
Слайд 29Таким образом, идея об организации этнографической экспедиции в Якутский край зрела
в головах многих людей. Но необходимых средств и настойчивости хватило лишь у И.М. Сибирякова. Как видно из вышесказанного, Иннокентий Михайлович вначале смутно представлял объект исследования и задачи, стоящие перед экспедицией. Организационные моменты вообще не волновали его, так как он считал, что каждый должен заниматься своим делом. Его задача состояла в том, чтобы финансово обеспечить работу экспедиции. После долгих исканий, в процессе которых определялись объект, задачи и средства экспедиции, И.М. Сибиряков, наконец, нашел человека, который смог бы воплотить в жизнь его планы — Д.А. Клеменца. Дмитрий Александрович подошел к организации экспедиции с огромным энтузиазмом. Он предложил И.М. Сибирякову, чтобы в исследовании участвовали политические ссыльные и зарождающаяся местная национальная интеллигенция. Эта идея была достаточно рискованной для того времени. Поэтому больших трудов стоило Д.А. Клеменцу, П.П. Семенову (Тянь-Шанскому) и В.В. Радлову уговорить чиновников на «эту безрассудную затею». Власти согласились лишь при условии полного контроля и беспрекословного им подчинения, а также при условии участия в экспедиции местных чиновников и священнослужителей, которые впрочем, не вмешивались в дела экскурсантов. Преодолев все препоны власть имущих, экспедиция в начале 1894 года приступила к своей работе.