Выполнила:
ученица 9А класса
Бусыгина Ксения
Проверила:
Учитель ИКН
Васенина О.Н.
Творчество
Зосима Лаврентьева
Министерство образования Республики Марий Эл
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21 г. Йошкар-Олы»
Слайд 2
Цель исследования:
Подробно ознакомиться с биографией и творчеством
З.Ф. Лаврентьева
Задачи:
Собрать материал о биографии З.Ф. Лаврентьева
Подробно изучить его творчество
Ознакомиться с его картинами
Тема работы:
Творчество З.Ф. Лаврентьева
Слайд 3
Проведение поисков работы о З. Ф. Лаврентьеве.
Изучение биографии З. Ф. Лаврентьева
и его картин.
Составление компьютерной презентации
Актуальность выбранной темы:
Актуальность темы не вызывает сомнений. Зосим Лаврентьев заслуженный художник Российской Федерации. Заслуженный деятель искусств и лауреат Государственной премии Марийской АССР (1977), лауреат премии марийского комсомола имени Олыка Ипая, лауреат премии имени Йывана Кырли. Член Союза художников России с 1967 года.
Виды и формы исследования
Слайд 4Вступление
Художники первой волны, в большинстве своём русские
по национальности, были выпускниками художественных училищ. Все они – самородки, неистовые исследователи чарующей красоты природы, человека, социальной жизни общества.
Период конца пятидесятых – начала шестидесятых годов в творческой судьбе марийских художников был сложным и противоречивым. В товариществе «Марий художник» после войны собралась солидная группа художников. Некоторых из них вполне устраивала производственная работа, другие хотели заниматься творчеством.
О национальных особенностях изобразительного искусства края стали говорить после успешного выступления П.Т. Горбунцова, Ю.С. Белкова, Бориса Пушкова, Алексея Бутова, Сергея Подмарёва, Олега Дедова, Николая Карпова, Ивана Михайлина, Зосима Лаврентьева на художественных тематических зональных выставках «Большая Волга» (1964-1974) и «Выставке произведений художников автономных республик РСФСР» в Москве (1971).
Слайд 6 Родился 6 апреля 1933 года в деревне Эсяново
Горномарийского района Марийской АССР в крестьянской семье.
В 1958 году окончил Чебоксарское художественное училище. Учился в Ленинградском институте живописи , скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (1960-1961). Ведущий национальный художник, мастер тематической картины . Внёс существенный вклад в развитие марийской графики. Член Союза художников с 1967 года. Член КПСС.
Биография
Слайд 7 В 1960-е годы Зосим Лаврентьев много работает в
живописи, пишет жанровые картины одну за другой. Как художника его влекла радость человеческого счастья, ощущение которого даёт избранный жизненный путь. Эти размышления нашли отражение в картине «На концерт».
Жанровая картина
Слайд 8 Художник поэтизирует марийских девушек, выступающих с концертами на
полевых станах, в колхозных клубах, на смотрах художественной самодеятельности.
Картина «На концерт» экспонировалась на зональной выставке «Большая Волга» (1964) в Куйбышеве в ряду живописных полотен других художников республики, несла в себе национальное своеобразие.
Слайд 9
Этапным произведением
в творчестве Лаврентьева стало живописное полотно «Праздник в марийской деревне» (1967). Оно является своеобразным продолжением картины «На концерт».
Зимой проходили новогодние и рождественские гулянья. Праздновали их с выдумкой, с озорством. В зимние вечера собирались на посиделки. На них являлись парни и девчата по-праздничному принаряженными.
С.М.Червонная весьма высоко оценила «Праздник в марийской деревне». «В картинах Лаврентьева, - указывает она, - есть подкупающая поэтичность, тонкий лиризм, безыскусная и волнующая правда жизненных эпизодов, согретая глубиной искреннего чувства…
Слайд 10 В отличие от многофигурных, динамичных композиций «На концерт» и «Праздник
в марийской деревне» картина «В гости к молодым» (1968) отличается спокойным повествованием и минимумом действующих лиц.
Картина свидетельствует, с одной стороны, о скудности деревенского бытия, с другой – об оптимизме, могучей жизненной силе крестьян, их высокой нравственности. «В гости к молодым» - наиболее изысканная и благородная по цвету картина художника. Лаврентьев подчёркивает необходимость сохранения родственных связей, преемственности поколений.
Слайд 11 Триптих «Свадьбы» (1974), как и другие
произведения художника, рождался в глубоких раздумьях.
В сюжетах «Новобрачные», «Серебряная свадьба», «Золотая свадьба» осмыслены события истории страны. Герои триптиха молодожёнами начали свой жизненный путь в боях гражданской войны, прошли через Великую Отечественную войну и до старости сохранили в душе преданность Родине, готовность к самопожертвованию и супружескую верность.
Слайд 12 В картине «Сваты» (1975) совсем юный жених, его старый отец
и двое музыкантов среди зелени ёлочек, золота берёзок и рубиновых гроздей рябины выглядят празднично и торжественно. С мельчайшими подробностями и завидным вниманием воспроизведены особенности праздничных костюмов, головных уборов, орнамента, музыкальных инструментов. Помыслы всех обращены к невесте, в деревню которой идут герои. Назначение процессии подчёркивает игрушечный лук в руках жениха. Здесь затеяна другая «охота».
Слайд 13Портрет
В 1960 – 1990-е годы
Зосим Лаврентьев постоянно работал над портретами современников. Этот жанр раскрывает ещё одну грань творческого дарования – умение воспроизвести психологическую характеристику персонажа, передать душевное состояние. Круг портретируемых – родные или односельчане, которых он хорошо знает.
Слайд 14Пейзаж
Любимым жанром Зосима Лаврентьева в живописи,
несомненно, является пейзаж.
Лаврентьев отличается завидной работоспособностью, пишет порой по четыре больших этюда в день. Многие из них являются настоящими шедеврами. «Увядает», «Осень в Морках» (1974), другие этюды полны очарования погожих дней осени.
Камерные по характеру пейзажи безраздельно интимны, поражают трогательной любовью к родной земле, к природе. Одним из таких пейзажей является этюд «Дары леса».
Крупные пейзажи художник пишет сравнительно редко. Выделяются «Весенние голоса» (1973), «Топлёное молоко» (1980), «Родина моя» (1983), «Глухомань» (1991).
Слайд 15Книжная иллюстрация, станковая и сатирическая графика
В Марийском книжном
издательстве в оформлении З.Лаврентьева вышло более сотни книг.
Особой популярностью пользуются «Азбука» и «Букварь».
«Азбуку» Лаврентьев исполнил за три месяца.
Слайд 16 Национальное своеобразие в иллюстрациях нашло место не
только в формальных приёмах, но и в типах, в характерах героев сказок.
Из более поздних циклов выделяются рисунки к книгам «В стране колокольчиков» (1980) Веры Бояриновой, «Муравьиная свадьба» (1984) Пет Першута, «Богатырь из теста» (1976) С. Ибатова, «Марийские народные сказки» (1996).
Слайд 17 В станковой графике Зосима Лаврентьева выделяется серия офортов
«Праздник урожая» (1975). В неё входят пять композиций: «Танец пастухов», «Танец девушек», «Сваты», «Танец музыкантов» и «Танец молодых».
Традиционный свадебный обряд здесь совмещён с современным осенним праздником урожая.
Слайд 18 Будучи художественным редактором сатирического журнала «Пачемыш»,
З.Лаврентьев повысил профессиональный уровень рисунков, внёс в оформление национальные черты, до сих пор активно выступает на его страницах.
Критикуя недостатки в сельском хозяйстве, он обращается к народным песням и поговоркам, на новый лад рассказывает знакомые сказки.
В композиции «Репка»: и старый дед в лаптях, и играющие в ладушки бабушка с внучкой, и кот с собакой , и мышка, и репка, выросшая до гигантских размеров,- переселились в нашу реальную действительность. Урожай вырос явно не по силам дедовской команде. Потому он и вглядывается из-под руки вдаль, поджидая на помощь студентов из города.
Слайд 19 Не менее интересны рисунки по сказкам «Сестрица Алёнушка
и братец Иванушка», «Золотая рыбка» и другие.
Слайд 20Зосим Фёдорович Лаврентьев верен себе. Главными чертами его характера остаются настойчивость
в достижении поставленной цели и огромное трудолюбие.
Слайд 21Геннадий Прокушев «Этюды о художниках Марий Эл». Марийское книжное издательство, 2003.
Товаров-Кошкин
Б.Ф. , Червонная С.М. «Художники Марийской АССР». Марийское книжное издательство, 1978.
Товаров-Кошкин Б.Ф. «Художники Марийской АССР». «Художник РСФСР». Ленинград, 1963.
Зосим Лаврентьев «Смеяться, право, не грешно» (карикатуры). Марийское книжное издательство, 1987.
Список используемой литературы
Слайд 22Об авторе
Бусыгина Ксения
ученица 9 А класса
школы № 21.
Закончила музыкальную школу по классу гитары, занимаюсь танцами, посещаю театральный кружок.
Принимаю активное участие в жизни школы.