Слайд 1Пренебрегая словесами, жизнь убеждает нас опять:
Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами…
Лев
Озеров
25 апреля 2018 года
Педагогический совет «Педагогическое сопровождение одаренных детей»
Слайд 2Педагогическое сопровождение одаренных детей
Одарённость понимается как системное, развивающееся в течение жизни качество
психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребёнок - это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Слайд 3Педагогическое сопровождение одаренных детей
Специфика одаренности в детском возрасте :
Детская одаренность часто
выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.
Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности.
Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития.
Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности.
Слайд 4Педагогическое сопровождение одаренных детей
Сопровождение одаренных детей может осуществляться на
4-х уровнях:
Индивидуальный
– индивидуальная психолого-педагогическая работа непосредственно с талантливым или одарённым учеником (индивидуальные консультации, дополнительные занятия).
Групповой – психолого-педагогическая работа с группами талантливых и одаренных школьников (групповые консультации, тренинги).
Уровень класса – деятельность педагогов по созданию психологически комфортной среды, позитивных взаимоотношений с одноклассниками.
Уровень специализированного учреждения (психолого-педагогические, консультационные центры).
Слайд 5Педагогическое сопровождение одаренных детей
Основные направления психолого-педагогического сопровождения талантливых и одаренных детей:
1.Диагностическое
направление
2.Коррекционно-развивающее направление
3.Просветительское направление
4.Консультационное направление
5.Психопрофилактическое направление
6.Экспертное направление
7. Мотивационное направление
Слайд 6Педагогическое сопровождение одаренных детей
Основные стратегии обучения и развития детей:
ускорение: дает
возможность детям с сильным опережением в интеллектуальном развитии обучаться по стандартным школьным программам в темпе, соответствующем их индивидуальным возможностям;
обогащение: предусматривает расширение и углубление содержания изучаемого материала;
группирование: предполагает объединение одарённых детей в группы по интересам для обучения по различным учебным планам и программам.
углубление: предполагает более глубокое изучение тем, дисциплин или областей знаний учениками, у которых обнаружены экстраординарные способности;
проблематизация: стимулирует личностное развитие одарённых детей, в том числе развивает способности к дивергентному, творческому мышлению.
Слайд 7Педагогическое сопровождение одаренных детей
Субъекты воспитательно-образовательного процесса при организации работы с одаренными
детьми:
Психолог
Педагог
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Родители
Слайд 8Педагогическое сопровождение одаренных детей
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:
Организационная – осуществляет организацию
и координацию процесса сопровождения одаренного ребенка.
Информационная – консультирование родителей по вопросам воспитания, обучения их одаренных детей.
Контролирующая – разработка схемы наблюдения за процессом сопровождения одаренного ребенка. Коррекция деятельности субъектов процесса на основе мониторинга и анализа их работы.
Методическая – организует методическое оснащение процесса сопровождения одаренного ребенка, оказывает методическую помощь педагогам в разработке программ.
Слайд 9Педагогическое сопровождение одаренных детей
Педагоги:
Информационная – сотрудничество с родителями с целью распространения
информации по особенностям одаренного ребенка.
Развивающая – определение педагогических задач сопровождения с учетом индивидуальных особенностей одаренных детей и потребностей семьи. Разработка и внедрение индивидуальных и групповых программ развития одаренного ребенка.
Координирующая - осуществление координации деятельности учителей-предметников в рамках программы сопровождения одаренного ребенка.
Слайд 10Педагогическое сопровождение одаренных детей
Психолог:
Диагностическая – осуществление психологической диагностики (начальной, текущей, итоговой)
всех субъектов процесса. Сбор и анализ результатов педагогической диагностики.
Информационная – просвещение родителей и воспитателей по проблемам выявления, сопровождения и развития одаренности.
Коррекционная – организация мероприятий по адаптации и социализации одаренного ребенка. Коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений.
Развивающая – участие в развитии одаренного ребенка (индивидуальные и групповые занятия, оказание помощи педагогам при составлении программ индивидуального развития одаренного ребенка)
Слайд 11Педагогическое сопровождение одаренных детей
Карта одаренного ребенка (пример)
ФИО ребенка, возраст.
Медицинское заключение.
Сведения о
родителях, составе и статусе семьи.
Результаты психологической диагностики.
Результаты педагогической диагностики.
Результаты социометрического исследования.
Область одаренности.
Признаки одаренности.
Диагностика одаренности.
Выводы и рекомендации.
Развивающая программа (разрабатывается и внедряется всеми субъектами учебно-воспитательного процесса)
Слайд 12Педагогическое сопровождение одаренных детей
Решение педсовета
Развивать одаренность учащихся через оптимальное сочетание основного,
дополнительного и индивидуального образования;
Продолжать внедрять в образовательное пространство школы вариант оценивания обучающихся в форме “портфолио”;
Стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива в целом, а так же в процессе преподавания своего предмета, создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении;
Проводить целенаправленное наблюдение за учебной и внеурочной деятельностью школьников для выявления детей, имеющих склонность к какому-либо роду деятельности и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности
Продолжить ведение базы данных способностей и результатов деятельности одарённых детей.