Презентация, доклад к методической разработке Формирование универсальных учебных действий (УУД) с помощью игровой технологии на уроках биологии в контексте ФГОС

Содержание

«…Ребенок должен играть, даже когда

Слайд 1«Формирование универсальных учебных действий (УУД) с помощью игровой технологии на уроках

биологии в контексте ФГОС»

Выполнил: учитель МБОУ СОШ № 5
п.г.т. Сафоново-1
Величутин Дмитрий Александрович.

«Формирование универсальных учебных действий (УУД) с помощью игровой технологии на уроках биологии в контексте ФГОС»  Выполнил:

Слайд 2
















«…Ребенок должен играть, даже когда
делает серьезное дело.
Вся его жизнь – это игра.»



А.С. Макаренко
«…Ребенок должен

Слайд 3Приоритетная цель школьного образования:

Приоритетная цель школьного образования:

Слайд 4 УУД - совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность,

толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса т.е. умение учиться.

коммуникативные (умение слышать, слушать, понимать партнера, выполнять согласованно совместные действия, распределять роли, умения договориться);
познавательные (умения анализировать,систематизировать, сравнивать, находить закономерности);
личностные (фантазировать, проявлять интерес к окружающему миру, к себе, ориентировать на моральные нормы);
регулятивные (планировать, оценивать, корректировать правильность выполнения действий).

ВИДЫ УУД:

УУД - совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к

Слайд 5Задачи, которые позволяет решить применение игровых технологий на уроке:

Задачи, которые позволяет решить применение игровых технологий на уроке:

Слайд 6
Школа
«scole»
Досуг
Учитель
«magistes Ludi»
Учитель игр

Школа «scole» ДосугУчитель«magistes Ludi»Учитель игр

Слайд 7Отличительная черта педагогической игры:
имеет четко поставленную цель обучения и соответствующий ей

педагогический результат, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Отличительная черта педагогической игры:имеет четко поставленную цель обучения и соответствующий ей педагогический результат, которые могут быть обоснованы,

Слайд 8Формирование УУД в ходе игры:
Познавательные : умения анализировать процессы и

объекты
живой природы, систематизировать, сравнивать, находить
закономерности различных процессов и явлений.




Коммуникативные : обеспечивают возможность сотрудничества учеников в учебной игре.

Регулятивные : формирование действий контроля- приемы самопроверки и взаимопроверки заданий .

Личностные : умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их в своем вымышленном мире, формирование психологической устойчивости, снижение уровня тревожности, повышение интереса к окружающему миру ,целеустремленность к выполнению поставленной цели.

Формирование УУД в ходе игры:Познавательные : умения анализировать процессы и  объекты живой природы, систематизировать, сравнивать, находить

Слайд 9Этапы игры для учителя:
Подготовка к игре: определение темы и содержания данной

игровой формы, определение групп участников, распределение ролей, организация самостоятельной работы учащихся и подбор дидактических средств.
Проведение игры. Эмоциональная установка на игру, создание игровой ситуации. Важной чертой этого этапа является создание эмоционального настроя и заинтересованности учащихся.
Подведение итогов игры. При подведении итогов следует исходить из конечного результата игровой формы, степени усвоения материалов темы, проявления креативности мышления к решению заданий. В ходе анализа итогов необходимо позволить учащимся совместно обсудить, что удалось и на что еще следует обратить внимание. Затем общие итоги подводит учитель
Этапы игры для учителя:Подготовка к игре: определение темы и содержания данной игровой формы, определение групп участников, распределение

Слайд 10Правила при подготовке к игре:
Учитель - «ведущий». Именно он управляет всем

процессом и подводит итоги.
Оценивают результаты игры, сами учащиеся
Игры должны иметь общую направленность и заканчиваться подведением итогов с обязательным выставлением оценок.
Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.
Игра должна быть доступной, цель игры – достижимой, оформление – красочным. Обязательный элемент каждой игры – её эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, весёлое настроение, удовлетворение от удачного ответа.
Правила при подготовке к игре:Учитель - «ведущий». Именно он управляет всем процессом и подводит итоги. Оценивают результаты

Слайд 11Примеры игровых форм, используемых мною на уроке:

Примеры игровых форм, используемых мною на уроке:

Слайд 12«Анаграмма»
«Игры – загадки»

6 класс. Тема: «Побег и почки»
« Уродилась я на славу: голова бела, кудрява. Кто любит щи – меня в них ищи»
Ответ: (капуста, кочан – видоизмененная почка).
«В десять одежек плотно одет, часто приходит к нам на обед. Но лишь за стол его позовешь, сам не заметишь как слезы прольешь.
Ответ: (лук, луковица –видоизмененный подземный побег).
«Анаграмма» «Игры – загадки»

Слайд 13 Игра «Классификация»

Игра «Классификация»

Слайд 14Игра-поиск:
Игра «Умный и внимательный» Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру,

«отдел покрытосеменные растения» урок Биология 5 класс, названия растений, которые вперемежку с растениями других отделов, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты. В таких играх можно также вставить пропущенные слова или найти предложение где сделана ошибка.
Игра «Капитан Врунгель» (проводится в парах). Все учащиеся хорошо знают этого героя и за что его так зовут. Поэтому всегда с интересом встречают задание, в котором требуется составить рассказ с ошибками, который оформляется на отдельных листах и должен содержать 5-6 ошибок. Ученики обмениваются работами и выявляют в них ошибки. Работа оценивается с точки зрения биологической грамотности рассказа и правильности найденных ошибок.

Игра-поиск:Игра «Умный и внимательный» Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, «отдел покрытосеменные растения» 	урок Биология 5

Слайд 15Игра - соревнование. 
Игра «Самый умный». Проводится при закреплении прошедшего материала или

целой темы.
Пример: Игра «Самый самый» на тему «Покрытосеменные растения». Биология 5 -6 класс
Класс делится на две команды.

1. конкурс – «Загадки с грядки».
2. конкурс – «Определи растение».
3. конкурс – «Слушай, не зевай».
4. конкурс – «Знаешь ли ты систематику растений».
5. конкурс – «Назови родственника».
Игра - соревнование. Игра «Самый умный».  Проводится при закреплении прошедшего материала или целой темы. Пример: Игра «Самый

Слайд 16Игра- дуэль:
Время проведения игры :
конец урока (закрепление),

начало урока (проверка знаний), обобщающий урок (обобщение и повторение). Правила игры: выходят 2 участника, совершают по 3 «Выстрела» каждый (каждый задает по 3 вопроса и получает по 3 ответа). На доске учитель, а ученики на местах ведут учет «качества» вопроса и правильности ответа. В результате выстраивается оценка и за ответы и за вопросы. В обсуждении оценки принимают участие все ученики класса. Дополнительные рекомендации по игре «Дуэль»: необходимо иметь в виду, что не все ученики могут свободно и непринужденно держаться в диалоге перед классом. Поэтому с осторожностью надо приглашать «к дуэли» учеников, замкнутых, с заниженной самооценкой.

Игра- дуэль:	Время проведения игры :    конец урока (закрепление), начало урока (проверка знаний), обобщающий урок

Слайд 17Игра – дидактическая сказка:

При подаче нового материала
Для проверки пройденного материала

Игра – дидактическая сказка:	При подаче нового материалаДля проверки пройденного материала

Слайд 186 класс. Тема: «Строение корня» Сказка «Мятлик и Одуванчик»:

В некотором царстве,

в растительном государстве в деревеньке Мятлик жил был паренек по имени Корешок. Жил, не тужил, вместе со своей семьей корневой системой. Семья была замечательная: все в этой семье были равны, все удалы и сильны, и выделить кого-то главного было нельзя. А в соседней деревне Одуванчик жила другая семья, среди них сразу можно было узнать кто из них Главный Корень. Семьи работали хорошо, дружно и весело, но побывала у них в гостях злая колдунья. Была она злой и завистливой, решила разрушить, заколдовать эти семьи. Наслала на Мятлик и Одуванчик бурю – ураган, который все перепутал и разбросал, и отняла у корешков память. Чтобы справиться с проклятием и вернуть мир и покой в государство нам нужно справиться с заданиями.
6 класс. Тема: «Строение корня»  Сказка «Мятлик и Одуванчик»:	В некотором царстве, в растительном государстве в деревеньке

Слайд 19Сюжетно - ролевая игра:
«Только вода делает лебедя лебедем,
Без воды лебедь

это гусь»
Жильбер Сесборн

Отличительным признаком ролевой игры является наличие ролей, сюжета, игровые действия.
Важные условия успешной ролевой игры — доброжелательность группы, спонтанность поведения участников, импровизация — могут оказаться нереализованными из-за напряжённой психологической атмосферы в коллективе, межличностных конфликтов, особенно в более старших классах.
Именно эмоциональная составляющая во многом определяет успех ролевой игры, что делает её непрогнозируемой .
Учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог.
Сюжетно - ролевая игра:«Только вода делает лебедя лебедем, Без воды лебедь это гусь» Жильбер Сесборн 		Отличительным признаком

Слайд 20Примеры сюжетно- ролевых игр:
7 класс. Тема: «Кольчатые черви».
Монолог пиявки

(учащийся от лица пиявки рассказывает о себе). Дети слушая монолог отвечают на вопросы учителя.


8 класс. Тема: «Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение».

Между учащимися распределяются роли (генетик, врач – инфекционист, нарколог, социолог, эколог, невропатолог, лаборант). Дети готовят выступления, в которых отображено вредное воздействие алкоголя, никотина, наркотиков, стресса на нервную систему. Учащиеся углубляют понятие здорового образа жизни, причины заболеваний нервной системы, их предупреждение.

Примеры сюжетно- ролевых игр:	 7 класс. Тема: «Кольчатые черви». 	Монолог пиявки (учащийся от лица пиявки рассказывает о

Слайд 21Сюжетно- ролевая игра:
9 класс. Тема: «Основные закономерности явлений наследственности

Ученики - работники

генетической консультации. К ним в консультацию пришло письмо.
«Здравствуйте! У меня есть сынок Пашенька. Красавец писанный: голубоглазый, светловолосый, высокий. У нас в семье все из покон веков все светлые да высокие. Пашенька конечно при такой красоте в артисты пошел. Сейчас в Голливуде снимается. Задумал Пашенька жениться. И невесты есть, все красавицы и характером хороши. Он мне и фотографии прислал. Девушки – иностранки, да лишь бы любили сыночка моего, да родили бы мне внуков хоть немного на Пашеньку похожих. Знаю, что дети бывают не на родителей, а на бабушек и дедушек похожи, вот и выспросила обо всех подробно. Китаянка Вонг: кареглазая, темноволосая, низенькая, похожа на всех своих близких родственников. Американка Мэри: кареглазая, темноволосая, высокая. Ее отец – совсем как Пашенька: голубоглазый, светловолосый, высокий. А мать - кареглазая, темноволосая, невысокого роста. Немка Эмма: голубоглазая, светловолосая, маленькая. Ее родители оба кареглазые, темноволосые. Отец высокий, а мать низкого роста».


«Консультанты», решая задачи, определяют какова вероятность рождения ребенка с теми или иными признаками, а также с признаками Паши в каждом из возможных браков.
Сюжетно- ролевая игра:9 класс. Тема: «Основные закономерности явлений наследственностиУченики - работники генетической консультации. К ним в консультацию

Слайд 229 класс. Обобщающий урок на тему: «Клетка – единица живого». 

9 класс. Обобщающий урок на тему:  «Клетка – единица живого». 

Слайд 23Выводы:
 
Применение игровых технологий на уроках биологии и во внеурочной деятельности дают

возможность активизировать познавательный интерес у учащихся, раскрыть их творческий потенциал, сформировать развитие личности ребенка ,а также позволяют усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре.
Игровые технологии открывают новые возможности в сфере интеллекта и в сфере познавательной деятельности, творчества, активности, стимулирует целеустремлённость и тем самым позволяет решать проблему формирования УУД  у учащихся согласно новых  требований к образованию в условиях введения ФГОС.

Выводы: Применение игровых технологий на уроках биологии и во внеурочной деятельности дают возможность активизировать познавательный интерес у учащихся,

Слайд 24Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть