Слайд 1«Формирование универсальных учебных действий (УУД) с помощью игровой технологии на уроках
биологии в контексте ФГОС»
Выполнил: учитель МБОУ СОШ № 5
п.г.т. Сафоново-1
Величутин Дмитрий Александрович.
«…Ребенок должен играть, даже когда
делает серьезное дело.
Вся его жизнь – это игра.»
А.С. Макаренко
Слайд 3Приоритетная цель школьного образования:
Слайд 4
УУД - совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность,
толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса т.е. умение учиться.
коммуникативные (умение слышать, слушать, понимать партнера, выполнять согласованно совместные действия, распределять роли, умения договориться);
познавательные (умения анализировать,систематизировать, сравнивать, находить закономерности);
личностные (фантазировать, проявлять интерес к окружающему миру, к себе, ориентировать на моральные нормы);
регулятивные (планировать, оценивать, корректировать правильность выполнения действий).
ВИДЫ УУД:
Слайд 5Задачи, которые позволяет решить применение игровых технологий на уроке:
Слайд 6
Школа
«scole»
Досуг
Учитель
«magistes Ludi»
Учитель игр
Слайд 7Отличительная черта педагогической игры:
имеет четко поставленную цель обучения и соответствующий ей
педагогический результат, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Слайд 8Формирование УУД в ходе игры:
Познавательные : умения анализировать процессы и
объекты
живой природы, систематизировать, сравнивать, находить
закономерности различных процессов и явлений.
Коммуникативные : обеспечивают возможность сотрудничества учеников в учебной игре.
Регулятивные : формирование действий контроля- приемы самопроверки и взаимопроверки заданий .
Личностные : умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их в своем вымышленном мире, формирование психологической устойчивости, снижение уровня тревожности, повышение интереса к окружающему миру ,целеустремленность к выполнению поставленной цели.
Слайд 9Этапы игры для учителя:
Подготовка к игре: определение темы и содержания данной
игровой формы, определение групп участников, распределение ролей, организация самостоятельной работы учащихся и подбор дидактических средств.
Проведение игры. Эмоциональная установка на игру, создание игровой ситуации. Важной чертой этого этапа является создание эмоционального настроя и заинтересованности учащихся.
Подведение итогов игры. При подведении итогов следует исходить из конечного результата игровой формы, степени усвоения материалов темы, проявления креативности мышления к решению заданий. В ходе анализа итогов необходимо позволить учащимся совместно обсудить, что удалось и на что еще следует обратить внимание. Затем общие итоги подводит учитель
Слайд 10Правила при подготовке к игре:
Учитель - «ведущий». Именно он управляет всем
процессом и подводит итоги.
Оценивают результаты игры, сами учащиеся
Игры должны иметь общую направленность и заканчиваться подведением итогов с обязательным выставлением оценок.
Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.
Игра должна быть доступной, цель игры – достижимой, оформление – красочным. Обязательный элемент каждой игры – её эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, весёлое настроение, удовлетворение от удачного ответа.
Слайд 11Примеры игровых форм, используемых мною на уроке:
Слайд 12«Анаграмма»
«Игры – загадки»
6 класс. Тема: «Побег и почки»
« Уродилась я на славу: голова бела, кудрява. Кто любит щи – меня в них ищи»
Ответ: (капуста, кочан – видоизмененная почка).
«В десять одежек плотно одет, часто приходит к нам на обед. Но лишь за стол его позовешь, сам не заметишь как слезы прольешь.
Ответ: (лук, луковица –видоизмененный подземный побег).
Слайд 14Игра-поиск:
Игра «Умный и внимательный» Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру,
«отдел покрытосеменные растения» урок Биология 5 класс, названия растений, которые вперемежку с растениями других отделов, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты. В таких играх можно также вставить пропущенные слова или найти предложение где сделана ошибка.
Игра «Капитан Врунгель» (проводится в парах). Все учащиеся хорошо знают этого героя и за что его так зовут. Поэтому всегда с интересом встречают задание, в котором требуется составить рассказ с ошибками, который оформляется на отдельных листах и должен содержать 5-6 ошибок. Ученики обмениваются работами и выявляют в них ошибки. Работа оценивается с точки зрения биологической грамотности рассказа и правильности найденных ошибок.
Слайд 15Игра - соревнование.
Игра «Самый умный».
Проводится при закреплении прошедшего материала или
целой темы.
Пример: Игра «Самый самый» на тему «Покрытосеменные растения». Биология 5 -6 класс
Класс делится на две команды.
1. конкурс – «Загадки с грядки».
2. конкурс – «Определи растение».
3. конкурс – «Слушай, не зевай».
4. конкурс – «Знаешь ли ты систематику растений».
5. конкурс – «Назови родственника».
Слайд 16Игра- дуэль:
Время проведения игры :
конец урока (закрепление),
начало урока (проверка знаний), обобщающий урок (обобщение и повторение).
Правила игры:
выходят 2 участника, совершают по 3 «Выстрела» каждый (каждый задает по 3 вопроса и получает по 3 ответа). На доске учитель, а ученики на местах ведут учет «качества» вопроса и правильности ответа. В результате выстраивается оценка и за ответы и за вопросы. В обсуждении оценки принимают участие все ученики класса.
Дополнительные рекомендации по игре «Дуэль»:
необходимо иметь в виду, что не все ученики могут свободно и непринужденно держаться в диалоге перед классом. Поэтому с осторожностью надо приглашать «к дуэли» учеников, замкнутых, с заниженной самооценкой.
Слайд 17Игра – дидактическая сказка:
При подаче нового материала
Для проверки пройденного материала
Слайд 186 класс. Тема: «Строение корня»
Сказка «Мятлик и Одуванчик»:
В некотором царстве,
в растительном государстве в деревеньке Мятлик жил был паренек по имени Корешок. Жил, не тужил, вместе со своей семьей корневой системой. Семья была замечательная: все в этой семье были равны, все удалы и сильны, и выделить кого-то главного было нельзя. А в соседней деревне Одуванчик жила другая семья, среди них сразу можно было узнать кто из них Главный Корень. Семьи работали хорошо, дружно и весело, но побывала у них в гостях злая колдунья. Была она злой и завистливой, решила разрушить, заколдовать эти семьи. Наслала на Мятлик и Одуванчик бурю – ураган, который все перепутал и разбросал, и отняла у корешков память. Чтобы справиться с проклятием и вернуть мир и покой в государство нам нужно справиться с заданиями.
Слайд 19Сюжетно - ролевая игра:
«Только вода делает лебедя лебедем,
Без воды лебедь
это гусь»
Жильбер Сесборн
Отличительным признаком ролевой игры является наличие ролей, сюжета, игровые действия.
Важные условия успешной ролевой игры — доброжелательность группы, спонтанность поведения участников, импровизация — могут оказаться нереализованными из-за напряжённой психологической атмосферы в коллективе, межличностных конфликтов, особенно в более старших классах.
Именно эмоциональная составляющая во многом определяет успех ролевой игры, что делает её непрогнозируемой .
Учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог.
Слайд 20Примеры сюжетно- ролевых игр:
7 класс. Тема: «Кольчатые черви».
Монолог пиявки
(учащийся от лица пиявки рассказывает о себе). Дети слушая монолог отвечают на вопросы учителя.
8 класс. Тема: «Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение».
Между учащимися распределяются роли (генетик, врач – инфекционист, нарколог, социолог, эколог, невропатолог, лаборант). Дети готовят выступления, в которых отображено вредное воздействие алкоголя, никотина, наркотиков, стресса на нервную систему. Учащиеся углубляют понятие здорового образа жизни, причины заболеваний нервной системы, их предупреждение.
Слайд 21Сюжетно- ролевая игра:
9 класс. Тема: «Основные закономерности явлений наследственности
Ученики - работники
генетической консультации. К ним в консультацию пришло письмо.
«Здравствуйте! У меня есть сынок Пашенька. Красавец писанный: голубоглазый, светловолосый, высокий. У нас в семье все из покон веков все светлые да высокие. Пашенька конечно при такой красоте в артисты пошел. Сейчас в Голливуде снимается. Задумал Пашенька жениться. И невесты есть, все красавицы и характером хороши. Он мне и фотографии прислал. Девушки – иностранки, да лишь бы любили сыночка моего, да родили бы мне внуков хоть немного на Пашеньку похожих. Знаю, что дети бывают не на родителей, а на бабушек и дедушек похожи, вот и выспросила обо всех подробно. Китаянка Вонг: кареглазая, темноволосая, низенькая, похожа на всех своих близких родственников. Американка Мэри: кареглазая, темноволосая, высокая. Ее отец – совсем как Пашенька: голубоглазый, светловолосый, высокий. А мать - кареглазая, темноволосая, невысокого роста. Немка Эмма: голубоглазая, светловолосая, маленькая. Ее родители оба кареглазые, темноволосые. Отец высокий, а мать низкого роста».
«Консультанты», решая задачи, определяют какова вероятность рождения ребенка с теми или иными признаками, а также с признаками Паши в каждом из возможных браков.
Слайд 229 класс. Обобщающий урок на тему:
«Клетка – единица живого».
Слайд 23Выводы:
Применение игровых технологий на уроках биологии и во внеурочной деятельности дают
возможность активизировать познавательный интерес у учащихся, раскрыть их творческий потенциал, сформировать развитие личности ребенка ,а также позволяют усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре.
Игровые технологии открывают новые возможности в сфере интеллекта и в сфере познавательной деятельности, творчества, активности, стимулирует целеустремлённость и тем самым позволяет решать проблему формирования УУД у учащихся согласно новых требований к образованию в условиях введения ФГОС.