Слайд 1
Пути и средства повышения эффективности и качества урока как формы учебной
Слайд 2«Все дети могут успешно учиться, если школа умеет учить».
Д.Г. Левитас
педагог, доктор
педагогических наук (1997), профессор, Заслуженный учитель школы РФ (2000).
Слайд 3«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его
интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции».
В.А.Сухомлинский
Слайд 4Проблемы
Однообразие применяемых методов, изучения нового материала и методов проверки знаний;
Неполнота планирований
целей урока. Игнорирование возможностей воспитания в процессе обучения;
Оторванность теоретических знаний от их использования или недостаточное внимание к применению знаний;
Односторонний подход к дифференциации обучения;
Увлечение фронтальными формами работы
Слайд 6Факторы эффективности урока
1. Задолго до урока:
Знание учителем своего предмета.
Знание
требований программы по предмету.
Знание конкретных условий работы.
Слайд 7Факторы эффективности урока
2. Перед уроком:
- Внешний и внутренний порядок в учителе.
-
Психологический настрой на урок.
Слайд 8Факторы эффективности урока
На уроке:
- Методически правильное построение учебного процесса.
-Разнообразие методов, форм
и приёмов работы.
- Высокая мыслительная деятельность учащихся.
- Выделение главного в уроке.
Слайд 9Факторы эффективности урока
-Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
- Проблемные ситуации.
Развитие познавательного
интереса.
Развитие практических навыков и творческих способностей учащихся.
- Рабочая атмосфера урока.
-
Слайд 10Факторы эффективности урока
Вне урока.
- Сотрудничество с коллегами.
- Поиски и находки передового
опыта.
- Самообразование.
Слайд 11От чего зависит эффективность урока?
1) Тщательная и всесторонняя подготовка учителя.
2) Конкретность
поставленной цели и задач.
3) Выбор типа урока.
4) Продуманность форм и методов обучения. Обучение через открытие!
5) Сотрудничество учителя и ученика.
6) Использование разнообразных средств обучения (учебники и учебные пособия, наглядные средства, технические средства, средства Интернета).
7) Моторная плотность урока, использование всего времени урока с максимальной продуктивностью.
Слайд 12От чего зависит эффективность урока?
8) Активная работа учащихся.
9) Творчество
10) Дифференцированная и индивидуальная работа.
11) Эмоциональная
атмосфера на уроке (положительный эмоциональный настрой в начале урока, эмоциональная подача материала).
12) Создание ситуации успеха.
13) Использование разнообразных методических приёмов.
14) Мастерство и профессионализм учителя (умение выбрать методы, формы обучения, подобрать средства, умение организовать, умение импровизировать, уверенность в своих знаниях, настойчивость, дисциплинированность, творческое начало личности и т.д.)
Слайд 13Какой урок можно считать эффективным?
Эффективность любого урока определяется не тем, что
дает детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения.
Оценивая эффективность урока, следует иметь в виду следующие параметры:
- понят ли учащимися теоретический материал,
- научились ли применять полученные знания на практике,
- сформировались ли умения и навыки по теме урока,
- проведена ли учителем коррекционная работа,
- проведена ли вытекающая из темы урока воспитательная работа.
Слайд 14Критерии и показатели современного урока
Интерес и мотивация
Целеполагание урока
Характер учебных занятий
Время говорения
учащихся на уроке в сравнении со временем активного объяснения учителем
Активность ученика на уроке
Преобладание стиля общения «учитель-ученик»
Тип урока
Психологический климат урока
Рефлексия урока
Приёмы, методики, технологии преподавания
Слайд 15При подготовке к уроку надо учитывать особенности класса:
уровень успеваемости,
отношение к
предмету,
темп работы,
подготовленность учащихся,
отношение к дисциплине,
индивидуальные особенности.
Слайд 16Какие факторы могут помешать эффективности урока?
разный темп работы учащихся;
разный уровень умственного
развития учащихся;
недостаточное развитие общеучебных умений и навыков (умение работать с учебником и дополнительной литературой, умение выделять главное, сравнивать факты, явления, события, высказывать суждения, обобщать, умение слушать друг друга, умение правильно оформлять и вести тетрадь и др.);
загруженность учителя (как следствие, недостаток времени на подготовку к уроку);
человеческий фактор (ученик опоздал на урок, заболел, плохое настроение и т.д.)
Слайд 17Что дает анализ урока педагогу?
Учит обобщать и делать научно обоснованные выводы.
Формирует
умение проводить наблюдения за педагогическими явлениями.
Определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания.
Развивает интерес к обучающему процессу.
Формирует аналитические способности.
Слайд 21Для чего
необходим анализ урока?
Необходим для повышения методологической грамотности педагога и
качества обучения обучающихся.
Слайд 22Пути повышения эффективности урока:
1) Максимальное сокращение организационного момента. У хорошего учителя
урок начинается сразу по звонку.
2) Устранение шаблона и стандарта в проведении урока – применять уроки различных типов.
3) Начинать объяснение нового материала с актуализации знаний учащихся.
4) Включать в урок разнообразную самостоятельную работу учащихся.
Слайд 235. Изменить характер изложения нового материала. И.Ф. Харламов предложил использовать двукратное
изложение (10-12 минут):
- сжатое и лаконичное изложение - дается самое главное, четко формулируются правила и выводы. Детализирование опускается. В итоге учащиеся видят проблему целиком;
- повторное объяснение или самостоятельная работа с учебником - если материал сложен.
Пути повышения эффективности урока:
Слайд 246) Оптимизация числа выполняемых упражнений и задач. - Делать упор не
на количественную, а на качественную сторону упражнений и задач с расчетом на их максимальную образовательную отдачу.
7) Изменить работу над закреплением нового материала - увеличить отводимое на него время; шире практиковать самостоятельную работу учащихся: заучивание новых слов, правил, определений организовывать тут же в классе; отвести время на повторение домашнего задания перед вызовом к доске и т.п.
Пути повышения эффективности урока:
Слайд 258) Сократить время на проведение индивидуального опроса, отдавать предпочтение фронтальной проверке
знаний.
9) Индивидуализация учебной работы на уроке.
10) Разнообразить виды учебной деятельности на уроке: сочетать объяснительно-иллюстративные методы обучения с проблемными; включать творческие работы учащихся (рефераты, доклады, сообщения); включать разнообразные игровые моменты и т.п.
Пути повышения эффективности урока:
Слайд 2611) Повысить эмоциональную насыщенность урока. Через: привлечение дополнительной литературы по предмету,
краеведческого материала; использование произведений искусства (картин, репродукций, музыкальных произведений и др.); использование ТСО, компьютерной техники и т.д.
12) Осуществлять регулярный контроль за усвоением изучаемого материала за каждым учеником, разнообразить его формы.
13) Использовать различные виды уроков - урок-лекция, урок-семинар, урок-конференция, урок открытых мыслей, интегрированный урок и т.д.
Пути повышения эффективности урока:
Слайд 27Гигиенические нормы
1.Гигиенические условия в классе.
2.Число видов деятельности.
3. Технологии активного обучения
4.Позы
учащихся, чередование поз
5.Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке.
6.Психологический климат на уроке.
Слайд 28Гигиенические нормы
7.Наличие на уроке эмоциональных разрядок.
8.Плотность урока. Норма - не менее
60% и не более 75-80%.
9.Темп и особенности окончания урока.
Слайд 30Рефлексия на каждом уроке
Отлично Не
всё было Ничего
Усвоил понятно не понял
Слайд 31Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики!