Слайд 1Дети с ОВЗ в пространстве учреждения дополнительного образования
Слайд 2Дети с ограниченными возможностями
здоровья
Дети с ОВЗ – это дети от
0 до 18 лет, а так же молодежь старше 18 лет, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования.
Слайд 3Дети с ОВЗ это:
дети с задержкой психического развития;
дети с нарушениями интеллекта;
дети
с нарушениями слуха;
дети с нарушениями зрения;
дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
дети с нарушениями речи;
дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения;
дети с множественными нарушениями.
Слайд 4Интеграция
Интеграция – дети с особенностями психофизического развития посещают обычные детские сады
и школы.
Варианты:
Считается, что ученик должен «заслужить» возможность обучаться в общеобразовательной школе, продемонстрировать свои «способности» справляться с ее программой. Азы своей интеграции он постигает своим опытом, как бы варясь в собственном соку.
Частичная интеграция: дети посещают массовую школу (или детсад), но занимаются в специальных классах, не включаясь в процесс совместного обучения с остальными детьми.
Слайд 5Инклюзия
Инклюзия означает более глубокие процессы: ребенку предоставляется право посещать обычную школу,
но для этого создается необходимая адаптированная образовательная среда и оказываются поддерживающие услуги.
Все ученики – независимо от вида, тяжести и характера нарушения развития – обучаются в общеобразовательном классе, получая, если требуется, дополнительные услуги, извлекая пользу из совместного обучения со своими здоровыми сверстниками.
Слайд 7Нормативно-правовое обеспечение образования детей с ОВЗ
Инклюзивное образование в РФ регулируется:
Конвенцией
о правах ребенка;
Протоколом 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод;
Конвенцией ООН «О правах инвалидов»;
Конституцией РФ;
Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ»;
Федеральным законом «Об образовании»;
ФГОС второго поколения.
Слайд 8Нормативно-правовое обеспечение сопровождения детей с ОВЗ в дополнительном образовании
Концепция развития дополнительного
образования.
Приказ Минобрнауки об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования.
Слайд 9Концепция развития дополнительного образования (от 4.09.2014 г. № 1736-р)
Разработка и внедрение
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей.
Создание современных условий реализации специальных адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Слайд 10Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по ДОП (от 29.12.2012 г.
№ 1008)
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий учащихся.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны создать специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ указанными категориями учащихся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида и инвалида.
Содержание дополнительного образования и условия организации обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Слайд 11Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования
(от 8.09.2015 г. № 613н)
Особенности учащихся
с ограниченными возможностями здоровья.
Специфика инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности образовательной программы и контингента учащихся).
Специальные условия, необходимые для дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 12Повышение квалификации
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования детей с ОВЗ.
Современные коррекционно-образовательные технологии в
работе с детьми с ОВЗ.
Коррекционная педагогика и специальная психология.
Разработка адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ.
Организация в ОО доступной образовательной среды для детей с ОВЗ и т. д.
Слайд 13Методическое сопровождение детей с ОВЗ в дополнительном образовании
Заключение ПМПК о состоянии
здоровья ребенка, его диагноза.
Копия индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида.
Адаптированная образовательная программа объединения.
Лист (карта) индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ в учреждении дополнительного образования.
Слайд 14Адаптация программ
Анализ потребностей образовательных организаций в дополнительных образовательных услугах для детей
с ОВЗ показал, что актуальной является разработка адаптированных программ, которые в большей степени, чем модифицированные, смогут учитывать специфику познавательных и творческих интересов детей с различными нарушениями развития.
Существует несколько вариантов методических рекомендаций по созданию адаптированных образовательных программ. Остановимся подробнее на предложенном Черкасовой Е. Л. и другими.
Слайд 15Пояснительная записка
Кроме стандартной структуры дополнительной общеобразовательной программы, пояснительная записка адаптированной образовательной
программы должна включать в себя:
новизну в работе с детьми с ОВЗ;
актуальность работы с такими детьми(требования модернизации системы образования, социальный заказ, потенциал ОУ и т. д.);
педагогическую целесообразность обучения детей с проблемами в развитии;
принципы коррекционной педагогики;
коррекионно-развивающие цель и задачи.
Слайд 16Учебная программа
Учебно-тематический план целесообразнее всего разбить на три уровня, в соответствии
со всеми категориями детей, осваивающими данную программу:
Уровень А: минимальный, рассчитанный для детей с ОВЗ (может иметь подуровни по видам нарушений).
Уровень Б: базовый, рассчитанный для детей нормы.
Уровень В: творческий, рассчитанный на одаренных детей.
Слайд 17Методическое обеспечение образовательной программы
В данном разделе, помимо основных методов работы, должно
быть представлено описание особенностей методики учебной работы с детьми с ОВЗ.
Описаны основные направления работы с детьми с ОВЗ: диагностическое, коррекционно-развивающее.
Уточнена необходимость использования специальных технических средств, необходимость услуг тьютора и т. д.
Слайд 18Условия реализации программы
Материально-технические условия, которые необходимы для нормального функционирования детского объединения,
включающего детей с ОВЗ.
Методические условия, необходимые для оптимизации учебно-воспитательного процесса с «особыми» детьми.
Кадровое обеспечение, необходимое для организации взаимодействия со специальными педагогами и психологами, методистом, медицинским персоналом учреждения.
Слайд 19Прогнозируемые результаты
В данном разделе следует отразить уровень знаний и умений детей,
степень их развития по каждому году или этапу обучения, то есть, указать уровень сформированности метапредметных, предметных и личностных результатов (для каждого вида результатов целесообразнее составить отдельную таблицу).
Здесь же следует описать методику выявления результатов обучения: привести описание тестов, творческих работ, зачетных занятий и методов оценки результатов освоения образовательной программы.
Пример:
В конце первого года обучения дети овладеют:
Слайд 20Литература и приложения
В данном разделе указывается:
литература, использованная при написании программы;
перечень нормативных
документов, регламентирующих образовательную деятельность педагога;
список литературы, рекомендованный коллегам для освоения данного вида деятельности;
список литературы, рекомендованный обучающимся для успешного освоения данной образовательной программы (по уровням);
приложения к программе (если необходимо).
Слайд 21Люди-саванты
Феномен савантизма всегда был в центре внимания ученых, но до сих пор
вопросы, связанные с природой возникновения и механизмами этого редкого явления, остаются открытыми. Тем не менее, исследования в этой области могли бы не только помочь разработать новые эффективные методы реабилитации и интеграции детей с нарушениями психологического развития, но и обнаружить и развить скрытые способности у каждого человека.
Синдромом саванта (от фр. savant – «ученый») называют состояние, при котором люди, имеющие нарушения развития, обладают выдающимися способностями в одной или нескольких областях знаний на фоне общей умственной неполноценности.
Слайд 22Том Уиггинс («Слепой Том»)
Чернокожий раб, живший в семье американского полковника
Бетьюна с 1849 по 1908 гг.
Том был слеп и его словарь состоял не более чем из 100 слов, а до 5 лет он не говорил вообще, но уже в 13 лет виртуозно исполнял тысячи музыкальных произведений, стоило ему лишь один раз их прослушать, и создавал свои собственные пьесы.
Слайд 23Ким Пик
Самый известный савант современности. Именно его жизнь вдохновила сценариста фильма
«Человек дождя» на создание экранного образа аутиста, обладающего незаурядной способностью к счету.
При рождении у Кима Пика обнаружили многочисленные аномалии развития головного мозга: черепно-мозговую грыжу, гидроцефалию, деформацию мозжечка, отсутствие мозолистого тела.
Слайд 24Стивен Уилтшир
Замечательный художник из Великобритании, страдающий аутизмом, создает прекрасные зарисовки
архитектурных сооружений, уличных сюжетов и панорам городов, в которых побывал.
Стивен способен нарисовать точную панораму города после короткого полета на вертолете – он создал большие полотна с изображением Лондона, Нью-Йорка, Токио, Рима и других городов.
Слайд 25Лесли Лемке
Многие саванты наделены музыкальным даром. Например, американский музыкант Лесли Лемке был
рожден раньше срока. После того, как врачи диагностировали органическое поражение головного мозга, церебральный паралич, ретинопатию и глаукому, что привело к удалению глазных яблок, мать отказалась от ребенка.
Лесли был усыновлен медсестрой, работавшей в больнице, где он появился на свет. Будущий музыкант научился самостоятельно передвигаться только в подростковом возрасте, тогда же обнаружились и его способности. Услышав однажды, как по телевизору передавали концерт Чайковского № 1, он неожиданно для всех следующей ночью сыграл его на пианино с мастерством выпускника консерватории.
Слайд 26Дэниел Таммет
В первые годы жизни Даниэль рос обычным ребенком, но
эпилепсия привела к аутизму, серьезным проблемам в плане общения с другими людьми и математической гениальности.
Кроме того, у Даниэля удивительные лингвистические способности. Он знает 11 языков: английский, французский, финский, немецкий, испанский, румынский, литовский, эстонский, валлийский, эсперанто и исландский.