Слайд 1Метапредметные результаты
педагогический совет
06.11.2013
Слайд 2Цель:
анализ представленного опыта для сценирования процессов достижения метапредметных результатов
Задачи:
организовать аналитическую
деятельность участников педсовета в динамике: от контент - анализа внешнего опыта к понимающей экспертизе внутреннего опыта;
определить возможные сценарии разворачивания освоения метапредметности и работы на метапредметные результаты;
Освоить способы формирования метапредметных результатов
Слайд 3Понятийное поле
Мыследеятельностная педагогика – один из ведущих отечественных подходов к построению
нового содержания образования, основывающийся на включении в содержание образования культурных способов и средств мышления и деятельности.
Метапредметный подход – подход, основанный на положениях мыследеятельностной педагогики.
Метапредметные категории – одиночные или парные категории, свойственные абстрактному мышлению.
Метапредмет – нетрадиционный учебный предмет, выстраиваемый вокруг определенной мыслительной организованности (знак, знание, задача, проблема)
Слайд 5Метапредметные результаты образовательной деятельности
Способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса,
так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
Слайд 6Метапредметные результаты
(по А.Г. Асмолову)
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Слайд 7Метапредметы
(по А.В. Хуторскому)
«Метапредметное содержание, то есть то, что предшествует учебному
предмету, как бы находится за ним, существует до его конкретного проявления».
«Наличие фундаментального образовательного объекта».
Примеры метапредметов: «Числа», «Буквы», «Культура», «Мироведение».
Слайд 8Метапредметы (по Ю.В. Громыко)
Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного
цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности.
Метапредметы – это определённый взгляд на интегративность и на то, как она может выстраиваться в соответствии с двумя позициями.
Первая. Материал переорганизуется в соответствии с логикой развития какой-то конкретной организованности (знания, знака, проблемы, задачи), которая надпредметна и носит универсальный характер (отсюда и название метапредметов – «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача»).
Вторая. Обычный учебный материал переорганизуется в соответствии с логикой формирования определенных способностей, позволяющих работать с той или другой организованностью.
Слайд 9Основные задачи метапредметов
Слайд 10Метапредметные результаты:
универсальные учебные действия
межпредметные понятия
Слайд 11Особенности метапредметного занятия (урока)
Организация деятельности учащихся не с целью передачи им
знаний, а с целью им передачи способов работы со знанием.
Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.
Системная работа со способом: применение способа решения учебной задачи.
Вдумчивая работа с понятием.
Ориентация на развитие базовых способностей: мышления, воображения, целеполагания, понимания, действия.
Слайд 12Примеры метапредметных категорий
Определение и понятие.
Рисунок и схема.
Знание и информация.
Цель и задача.
Роль
и позиция.
Модель и способ.
Содержание и форма.
Знание и незнание.
Порядок и хаос.
Изменение и развитие.
Простое и сложное.
Слайд 13Критерии сформированности универсальных знаково-символических действий
- рефлексия как способность к осознанию планов
и их соотношения, алфавитов, синтаксиса и пр.;
- обратимость – способность переходить от плана означаемого к плану означающего и обратно, от использования одного языка к другому;
- инвариантность как сохранение при всех преобразованиях некоторого инварианта содержания при изменениях его формы (например, в случае кодирования одного содержания разными знаково-символическими средствами;
- интенция – сознательное, произвольное, намеренное использование или построение тех или иных знаково-символических средств;
- отделенность – неотделенность знаково-символических средств от объекта.