Слайд 1
Исследовательская деятельность учащихся
как технология развития универсальных учебных действий.
Современные
подходы и смыслы организации учебно-исследовательской деятельности школьников
«Задача системы образования состоит
не в передаче объема знаний,
а в том, чтобы научить учиться»
Координатор УИД района Л.В.Маюрова
2016 год
Слайд 2
“Учение вообще
есть «совместное исследование,
проводимое учителем и учеником”
С.Л.Рубинштейн
Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.
Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира.
Таким образом, очевидно, что образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения.
Слайд 3Задача системы образования
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных
действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это, достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социокультурного опыта исследовательской деятельности.
В связи с этим приоритетным направлением новых образовательных стандартов является обеспечение развития исследовательских компетенций.
Слайд 4Учить не мыслям, а мыслить.
Иммануил Кант
В наши дни умения самостоятельно добывать знания и совершенствовать их, работать с информацией в различных областях, приобретая, если это необходимо, новые навыки, для учащихся гораздо важнее прочности приобретаемых знаний.
Исследовательская деятельность учащихся является единственной эффективной образовательной технологией комплексно развивающей универсальные учебные действия и ключевые компетенции.
Сущность педагогической деятельности заключается в создании условий, при которых учащиеся смогут проявить индивидуальность, способность мыслить творчески, осознавать свою значимость в процессе сотрудничества «учитель-ученик», «ученик- ученик». Педагог должен эту деятельность наполнить радостью творчества, высокого смысла и достоинства.
Слайд 5Образовательная технология «Исследовательская деятельность учащихся»
Исследовательскую деятельность
рассматривают как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Под этим типом деятельности подразумевается извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах.
При этом большое значение приобретает развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков.
Слайд 6Исследовательская деятельность учащихся -
образовательная технология
Исследовательская деятельность учащихся - образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством учителя в ходе которого реализуются следующие этапы:
1. Изучение теоретического материала
2. Выделение проблемы, постановка целей и
задач исследования
3. Формулировка гипотезы
4. Освоение методики исследования
5. Сбор собственного экспериментального
материала
6. Обработка материала
7. Обобщение, интерпретация, выводы
8. Представление исследовательской работы.
Слайд 7
Исследование и проектирование
При реализации технологии исследовательской деятельности учащегося необходимо ясно
представлять отличия проектирования от исследования. Ясно понимать отличия научного исследования от учебного.
Исследование в обыденном употреблении понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Наука - это высшая форма исследовательской деятельности, главной целью которой является получение знаний о реальности. Новые знания - главный продукт научной деятельности.
Слайд 8Исследование и проектирование
«Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построенный на
основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения - формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
С точки зрения педагогической психологии и образовательной практики важно, что проектирование и исследование тесно связаны с прогнозированием, а потому могут служить эффективным инструментом развития интеллекта и креативности ребенка в обучении.
Слайд 9Исследование и проектирование
Принципиальное отличие исследования от
проектирования:
■ Исследование не предполагает
создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.
■ Исследование — это, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Таким образом, проектирование и исследование — изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию вида деятельности.
Слайд 10Отличие учебного исследования от научного
Принципиальные отличия учебного исследования
от научного:
■
Учебное исследование базируется на любознательности, оно не предполагает достижение нового научного знания и решение какой - либо практической задачи.
■ Учебное исследование позволяет учащемуся обрести личное новое знание, которое является важным для построения когнитивной личности (то есть личности, имеющей свою систему знаний о жизни и Универсуме).
■ Учебное исследование - это образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности.
Слайд 11Основные характеристики учебного исследования
Основные характеристики учебного исследования:
1. Выделение
в материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; специальное конструирование образовательного процесса от этих точек или проблемная подача материала.
2. Развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез (взгляда на объект, развитие процесса и др.) в избранной проблеме, их адекватное формулирование.
3. Подготовка литературного обзора по выделенной проблеме; работа с первоисточниками (статьями, документами), проведение экспериментов и наблюдений, использование методов сравнения, аргументирования и т.д.
4. Первичная и вторичная обработка собранного материала.
5. Развитие навыков анализа и принятия на основе анализа версии в качестве истинной.
Слайд 12Исследование и проектирование
Проект и проектирование, всегда ориентированы на практику. Человек, реализующий
тот или иной проект, не просто ищет нечто новое, он решает реальную, вставшую перед ним проблему.
Не следует забывать и о том, что теоретически проект можно выполнить, пользуясь готовыми алгоритмами и схемами действий — то есть исключительно на репродуктивном уровне. Ведь проектирование может быть представлено как последовательное выполнение серии четко определенных, алгоритмизированных шагов.
В отличие от проектирования исследование - всегда творчество, и в идеале оно, представляет собой вариант бескорыстного поиска истины. Если в итоге исследования и удается решить какую-либо практическую проблему, то это - не более чем побочный эффект.
Слайд 13Исследование и проектирование
Исследование и проектирование имеют
высокую ценность для современного образования. Исследование как бескорыстный поиск истины чрезвычайно важно в деле развития творческих способностей в процессе обучения. Проектирование изначально задает предел, глубину решения проблемы, в то время как исследование строится принципиально иначе. Оно допускает бесконечное движение вглубь.
Проектирование - это не творчество в полной мере, это творчество по плану в определенных контролируемых рамках. А исследование - это путь воспитания истинных творцов.
Слайд 14Технология исследовательского обучения
В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть
более свободной, практически нерегламентированной какими-либо внешними установками. В идеале ее не должны ограничивать даже рамки самых смелых гипотез. Потому она значительно более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.
Высшей формой познавательной активности человека является наука. Поэтому, овладевая технологией исследовательского обучения, учащиеся знакомятся с методами современного научного познания.
А в арсенал учителя, который использует эту технологию, должен войти понятийный аппарат современной науки и научная методология исследования.
Слайд 15Выбор темы учебного исследования и мотивация учащихся
Началом работы над проектом, побудительным
стимулом к деятельности является наличие проблемы. Причем только проблема, имеющая личностную окраску, вызывающая интерес, вспышку любопытства заставляет человека действовать (мотив - направляет, энергитизирует и регулирует систему выборов человека).
В любой области познавательной активности можно найти тему для будущего исследования. Материалом для обсуждения может стать житейский случай, взаимоотношения, учебные интересы, хобби, личные проблемы и т.п. Из такой беседы должны появиться первые очертания будущей работы, ее неявно сформулированная цель.
Слайд 16Выбор темы для исследования
Зачастую мы предлагаем детям готовые темы и даже
названия. Для учебного исследования это может подойти. Хорошо, если такая тема представляет реальный интерес для ученика. Но если это не так, то вся работа над исследованием, а иногда это длительная работа, превратится в тяжкую повинность. В этом случае мы можем не только не получить развитие познавательного потенциала, но и отбить охоту к исследовательской деятельности вообще.
При этом надо иметь в виду, что и для учителя метод исследовательской деятельности является довольно трудоемкой технологией. Поэтому желательно не предлагать детям готовых тем исследования. Лучше предложить какую-либо проблему в самых общих чертах и дать детям возможность обсудить ее и домыслить, может быть, переформулировать или даже самостоятельно выбрать проблему, над которой им было бы интересно поработать.
Пусть ученик не заучивает науку, а выдумывает ее сам.
Жан-Жак Руссо
Слайд 17мотивация учащихся
Самый неэффективный способ - прямое принуждение, оно может
перечеркнуть всю предстоящую работу, обесценить ее как инструмент педагогического воздействия учителя и лишить смысла работу учащегося как творческую.
Для мотивирования учащегося к выполнению исследовательской работы сначала необходимо выявить основные темы, которые связаны с увлечениями учащегося. Таким образом, интерес ребенка и выводит на объект будущего исследования. А выбор проблемы, ее формулирование приведут к возникновению замысла будущего исследования и проблемно-познавательной программы, личностно окрашенной интересом учащегося.
Слайд 18
Этапы учебного исследования
Учебное исследование строится
по
алгоритму научного
исследования.
Для школьников можно выделить следующие последовательные стадии их выполнения:
■ Подготовительная.
■ Основная. Проведение теоретических и опытно-эмпирических исследовании.
■ Заключительная. Работа над рукописью и ее оформление.
■ Представление, защита исследовательской работы.
Слайд 19последовательные стадии учебного исследования
Подготовительная
стадия включает: выбор темы; обоснование необходимости проведения исследования по ней; определение гипотезы, если это необходимо; целей и задач исследования; разработку плана или программы научного исследования; подготовку средств исследования.
Исследовательская (Технологическая) стадия состоит из систематического изучения литературы и начинается с поискового чтения; проведения теоретических и эмпирических исследований; обработки, обобщения и анализа полученных данных; объяснения (интерпретации) полученных результатов; аргументирования положений, выводов и практических рекомендаций и предложений.
Третья стадия - работа над текстом и его оформление включает определение композиции работы; уточнение заглавия; подготовку чернового варианта; оформление текста, в том числе использованной литературы и приложений.
Представление или защита учебной исследовательской работы может проходить на уроке, на школьной конференции. Работа может быть опубликована в школьных СМИ (газета, сайт). Качественная работа может принять участие в конкурсах разных уровней.
Слайд 20Согласно системно-деятельностному подходу, исследовательская деятельность имеет свою структуру и подуровни. Указанные
этапы деятельности являются сложными действиями, обеспечивающими решение задач и достижения целей исследования. Каждое такое действие связано с набором универсальных учебных действий.
В ходе применения исследовательского обучения происходит комплексное формирование универсальных учебных действий.
Слайд 21
Система формирования универсальных учебных
действий через исследовательскую деятельность учащихся
Слайд 22Представленная структура этапов учебного исследования и формируемых УУД является универсальной для
всех исследовательских работ учащихся:
1. Изучение теоретического материала
Личностные УУД - устойчивый познавательный интерес и
становление смыслообразующей функции
познавательного мотива;
- готовность и способность к участию в новых
видах деятельности;
- потребность к самовыражению и самореализации;
- позитивная моральная самооценка;
Регулятивные УУД - выделение объекта и предмета исследования в
научных текстах ;
-подбор материала для аргументирования
актуальности проблемы ;
Познавательные УУД - умение отличать научный текст и информацию
от научно-популярного текста и информации;
- структурирование текста, выделение главного,
ключевых слов;
- умение вести поиск необходимой информации –
поисковое чтение;
- определение известного и неизвестного в
выбранной области (сравнительный анализ);
Коммуникативные УУД - общение и взаимодействие с партнерами по
совместной деятельности или обмену информацией;
структура этапов учебного исследования и формируемых УУД
Слайд 23структура этапов учебного исследования и формируемых УУД
2. Выделение проблемы, постановка целей
и задач исследования
Личностные УУД - готовность и способность к участию в
новых видах деятельности;
- потребность к самовыражению и самореализации;
- позитивная моральная самооценка;
Регулятивные УУД - определение задач и промежуточных целей с учетом
конечного результата;
- самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели;
- определяют последовательность промежуточных
целей с учетом конечного результата;
- составляют план и последовательность действий;
Познавательные УУД - соотнесение того, что уже известно и усвоено, и
того, что еще неизвестно;
- изучение вопроса в источниках, умение выделить
проблему;
- выделяют обобщенный смысл и формальную
структуру задачи
Коммуникативные УУД - совместная творческая деятельность;
- умеют с помощью вопросов добывать
недостающую информацию;
- учатся организовывать и планировать учебное
сотрудничество с учителем и сверстниками;
Слайд 24структура этапов учебного исследования и формируемых УУД
3. Формулировка гипотезы
Личностные
УУД - самоопределение;
- постановка проблемы;
- готовность и способность к участию в новых
видах деятельности;
- потребность к самовыражению и самореализации;
- позитивная моральная самооценка;
Регулятивные УУД - предвосхищают результат;
- предвосхищают временные характеристики
достижения результата;
Познавательные УУД - выделяют и формулируют проблему;
- выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и
частей;
- выражают структуру задачи разными средствами;
- умеют заменять термины определениями;
Коммуникативные УУД - учатся аргументировать свою точку зрения;
-учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения,
прежде чем принимать решение и делать выбор;
-принимают возможность различных точек зрения,
не совпадающих с собственной;
Слайд 25структура этапов учебного исследования и формируемых УУД
4. Освоение методики исследования
Личностные УУД - самоопределение;
- готовность и способность к участию в новых видах
деятельности;
- потребность к самовыражению и самореализации;
- позитивная моральная самооценка;
Регулятивные УУД - моделирование, преобразование модели с целью
проверки прогнозированного результата;
- подготовка оборудования, проверка гипотезы;
- выбор наиболее эффективных способов
(приборов, наблюдений);
- сличают свой способ действия с эталоном;
- вносят коррективы и дополнения в составленные планы;
Познавательные УУД - самостоятельное проведение опытов, измерений;
- оформление и оценивание результатов,
аргументирование;
Коммуникативные УУД - планирование учебного сотрудничества с
учителем сверстниками;
-определяют цели и функции участников,
способы взаимодействия;
Слайд 26структура этапов учебного исследования и формируемых УУД
5. Сбор собственного экспериментального материала
Личностные УУД - устойчивый познавательный интерес и
становление смыслообразующей функции
познавательного мотива;
- готовность и способность к участию в новых
видах деятельности;
- потребность к самовыражению и самореализации;
- позитивная моральная самооценка;
Регулятивные УУД - самостоятельно формулируют познавательную
цель и строят действия в соответствии с ней;
- вносят коррективы и дополнения в
составленные планы;
Познавательные УУД - предвосхищают результат и уровень
усвоения (какой будет результат?);
Коммуникативные УУД - общаются и взаимодействуют с
партнерами по совместной деятельности;
- устанавливают рабочие отношения,
учатся эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации;
Слайд 27структура этапов учебного исследования и формируемых УУД
6. Обработка материала
Личностные
УУД - устойчивый познавательный интерес и
становление смыслообразующей функции
познавательного мотива;
- готовность и способность к участию в новых
видах деятельности;
- потребность к самовыражению и самореализации;
- позитивная моральная самооценка;
Регулятивные УУД - оценивают достигнутый результат;
Познавательные УУД - анализируют условия и требования задачи;
- выполняют операции со знаками и символами;
Коммуникативные УУД - работают в группе;
- развивают умение интегрироваться в
группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие;
Слайд 28структура этапов учебного исследования и формируемых УУД
7. Обобщение, интерпретация, выводы
Личностные УУД - устойчивый познавательный интерес и
становление смыслообразующей функции
познавательного мотива;
- готовность и способность к участию в новых
видах деятельности;
- потребность к самовыражению и самореализации;
- позитивная моральная самооценка;
Регулятивные УУД - оценивают достигнутый результат;
- осознают качество и уровень усвоения;
Познавательные УУД - выделять количественные характеристики
объектов, заданные словами;
- выбирают вид графической модели
адекватной выделенным смысловым единицам;
Коммуникативные УУД - с достаточной полнотой и точностью
выражают свои мысли в соответствии с
задачами и условиями;
Слайд 29структура этапов учебного исследования и формируемых УУД
8. Представление и защита
исследовательской работы
Личностные УУД - смыслообразование и самоопределение;
- потребность в самовыражении и самореализации,
социальном признании;
- готовность и способность к участию в новых
видах деятельности;
- позитивная моральная самооценка;
Регулятивные УУД - умение мобилизовать силы;
- рефлексия способов и условий действия;
Познавательные УУД - осознанное и произвольное построение речевого
высказывания;
- установление связи между целью и результатом
выполненной работы;
Коммуникативные УУД - умеют представлять конкретное содержание и
сообщать его в устной и письменной форме;
- учатся аргументировать свою точку зрения,
отстаивать свою позицию невраждебным способом;
- владение монологической и диалогической
формами речи (давать полные аргументированные
ответы на вопросы);
- умение с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли (участие в дискуссии, публичное выступление);
Слайд 30«Каждый ребенок в чём-то талантлив, надо только создать условия для того,
чтобы ему самому захотелось стать достойным и успешным»
Эффективное использование технологии учебного исследования даст позитивный результат - стабильное развитие УУД учащихся!
Слайд 31Всему, что необходимо знать, научить нельзя,
учитель может сделать только одно
— указать дорогу.
Ричард Олдингтон
Принцип
исследовательской деятельности:
Чем выше ступень, тем больше самостоятельной работы!
Слайд 32Главная функция современного учителя – управление процессом обучения, воспитания и развития
личности ученика. Особую значимость сегодня приобретает именно организация учебно-исследовательской деятельности, так как она выступает фактором саморазвития, самоопределения, оказывает существенное влияние на личностно-профессиональное становление школьников
Слайд 33Список литературы
Список литературы
1. «Исследовательская работа школьников». Научно-методический и
информационно- публицистический журнал.
2. http://www.issl.dnttm.ru/ — сайт журнала «Исследовательская работа школьника».
3. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. 685 с.
4. Загишев. И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Технология развития. С-П.: Скифия, 2003, С.119.
5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. /Пособие для учителей. Под ред. Асмолова А.Г. М.: Просвещение. 2010. С.114- 115.
6. Леонтович А.В. Организационно-содержательные проблемы развития исследовательской деятельности учащихся//Исследовательская деятельность учащихся: сборник статей/ Под ред. А.С. Обухова. М.: журнал «Исследовательская деятельность школьников, 2006.С.5-15.
7. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. М.: URSS, 2009. С- 112-114.
8. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании// http://www.researcher.ru/
Слайд 34Профессиональных успехов Вам
в развитии
учебно-исследовательской
деятельности школьников !