Презентация, доклад Исследовательская деятельность учащихся как технология развития универсальных учебных действий. Современные подходы и смыслы организации учебно-исследовательской деятельности школьников

Содержание

“Учение вообще есть «совместное исследование, проводимое учителем и учеником”

Слайд 1 Исследовательская деятельность учащихся как технология развития универсальных учебных действий. Современные

подходы и смыслы организации учебно-исследовательской деятельности школьников «Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться»




Координатор УИД района Л.В.Маюрова





2016 год

Исследовательская деятельность учащихся  как технология развития  универсальных учебных действий.   Современные подходы и

Слайд 2
“Учение вообще

есть «совместное исследование,
проводимое учителем и учеником” С.Л.Рубинштейн

Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.
Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира.
Таким образом, очевидно, что образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения.




“Учение вообще есть «совместное исследование,

Слайд 3Задача системы образования
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных

действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это, достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социокультурного опыта исследовательской деятельности.
В связи с этим приоритетным направлением новых образовательных стандартов является обеспечение развития исследовательских компетенций.

Задача системы образованияВажнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность

Слайд 4Учить не мыслям, а мыслить.

Иммануил Кант

В наши дни умения самостоятельно добывать знания и совершенствовать их, работать с информацией в различных областях, приобретая, если это необходимо, новые навыки, для учащихся гораздо важнее прочности приобретаемых знаний.
Исследовательская деятельность учащихся является единственной эффективной образовательной технологией комплексно развивающей универсальные учебные действия и ключевые компетенции.
Сущность педагогической деятельности заключается в создании условий, при которых учащиеся смогут проявить индивидуальность, способность мыслить творчески, осознавать свою значимость в процессе сотрудничества «учитель-ученик», «ученик- ученик». Педагог должен эту деятельность наполнить радостью творчества, высокого смысла и достоинства.

Учить не мыслям, а мыслить.

Слайд 5Образовательная технология «Исследовательская деятельность учащихся»
Исследовательскую деятельность

рассматривают как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Под этим типом деятельности подразумевается извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах.
При этом большое значение приобретает развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков.
Образовательная технология «Исследовательская деятельность учащихся» Исследовательскую    деятельность  рассматривают    как

Слайд 6Исследовательская деятельность учащихся -

образовательная технология

Исследовательская деятельность учащихся - образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством учителя в ходе которого реализуются следующие этапы:
1. Изучение теоретического материала
2. Выделение проблемы, постановка целей и
задач исследования
3. Формулировка гипотезы
4. Освоение методики исследования
5. Сбор собственного экспериментального
материала
6. Обработка материала
7. Обобщение, интерпретация, выводы
8. Представление исследовательской работы.

Исследовательская   деятельность   учащихся   -  образовательная   технологияИсследовательская

Слайд 7 Исследование и проектирование
При реализации технологии исследовательской деятельности учащегося необходимо ясно

представлять отличия проектирования от исследования. Ясно понимать отличия научного исследования от учебного.
Исследование в обыденном употреблении понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Наука - это высшая форма исследовательской деятельности, главной целью которой является получение знаний о реальности. Новые знания - главный продукт научной деятельности.

Исследование и проектированиеПри реализации технологии исследовательской деятельности учащегося необходимо ясно  представлять  отличия  проектирования

Слайд 8Исследование и проектирование
«Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построенный на

основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения - формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
С точки зрения педагогической психологии и образовательной практики важно, что проектирование и исследование тесно связаны с прогнозированием, а потому могут служить эффективным инструментом развития интеллекта и креативности ребенка в обучении.


Исследование и проектирование«Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному

Слайд 9Исследование и проектирование
Принципиальное отличие исследования от
проектирования:
■ Исследование не предполагает

создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.
■ Исследование — это, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Таким образом, проектирование и исследование — изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию вида деятельности.
Исследование и проектированиеПринципиальное отличие исследования от проектирования: ■ Исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже

Слайд 10Отличие учебного исследования от научного
Принципиальные отличия учебного исследования
от научного:

Учебное исследование базируется на любознательности, оно не предполагает достижение нового научного знания и решение какой - либо практической задачи.
■ Учебное исследование позволяет учащемуся обрести личное новое знание, которое является важным для построения когнитивной личности (то есть личности, имеющей свою систему знаний о жизни и Универсуме).
■ Учебное исследование - это образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности.

Отличие учебного исследования от научногоПринципиальные отличия учебного исследования от научного: ■ Учебное  исследование   базируется

Слайд 11Основные характеристики учебного исследования
Основные характеристики учебного исследования:
1. Выделение

в материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; специальное конструирование образовательного процесса от этих точек или проблемная подача материала.
2. Развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез (взгляда на объект, развитие процесса и др.) в избранной проблеме, их адекватное формулирование.
3. Подготовка литературного обзора по выделенной проблеме; работа с первоисточниками (статьями, документами), проведение экспериментов и наблюдений, использование методов сравнения, аргументирования и т.д.
4. Первичная и вторичная обработка собранного материала.
5. Развитие навыков анализа и принятия на основе анализа версии в качестве истинной.
Основные характеристики учебного исследованияОсновные характеристики учебного исследования: 1. Выделение   в  материале  проблемных

Слайд 12Исследование и проектирование
Проект и проектирование, всегда ориентированы на практику. Человек, реализующий

тот или иной проект, не просто ищет нечто новое, он решает реальную, вставшую перед ним проблему.

Не следует забывать и о том, что теоретически проект можно выполнить, пользуясь готовыми алгоритмами и схемами действий — то есть исключительно на репродуктивном уровне. Ведь проектирование может быть представлено как последовательное выполнение серии четко определенных, алгоритмизированных шагов.

В отличие от проектирования исследование - всегда творчество, и в идеале оно, представляет собой вариант бескорыстного поиска истины. Если в итоге исследования и удается решить какую-либо практическую проблему, то это - не более чем побочный эффект.
Исследование и проектированиеПроект и проектирование, всегда ориентированы на практику. Человек, реализующий тот или иной проект, не просто

Слайд 13Исследование и проектирование
Исследование и проектирование имеют

высокую ценность для современного образования. Исследование как бескорыстный поиск истины чрезвычайно важно в деле развития творческих способностей в процессе обучения. Проектирование изначально задает предел, глубину решения проблемы, в то время как исследование строится принципиально иначе. Оно допускает бесконечное движение вглубь.

Проектирование - это не творчество в полной мере, это творчество по плану в определенных контролируемых рамках. А исследование - это путь воспитания истинных творцов.
Исследование и проектированиеИсследование   и  проектирование   имеют  высокую  ценность  для

Слайд 14Технология исследовательского обучения
В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть

более свободной, практически нерегламентированной какими-либо внешними установками. В идеале ее не должны ограничивать даже рамки самых смелых гипотез. Потому она значительно более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.

Высшей формой познавательной активности человека является наука. Поэтому, овладевая технологией исследовательского обучения, учащиеся знакомятся с методами современного научного познания.
А в арсенал учителя, который использует эту технологию, должен войти понятийный аппарат современной науки и научная методология исследования.
Технология исследовательского обученияВ отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, практически нерегламентированной какими-либо внешними

Слайд 15Выбор темы учебного исследования и мотивация учащихся
Началом работы над проектом, побудительным

стимулом к деятельности является наличие проблемы. Причем только проблема, имеющая личностную окраску, вызывающая интерес, вспышку любопытства заставляет человека действовать (мотив - направляет, энергитизирует и регулирует систему выборов человека).

В любой области познавательной активности можно найти тему для будущего исследования. Материалом для обсуждения может стать житейский случай, взаимоотношения, учебные интересы, хобби, личные проблемы и т.п. Из такой беседы должны появиться первые очертания будущей работы, ее неявно сформулированная цель.

Выбор темы учебного исследования и мотивация учащихсяНачалом работы над проектом, побудительным стимулом к деятельности является наличие проблемы.

Слайд 16Выбор темы для исследования

Зачастую мы предлагаем детям готовые темы и даже

названия. Для учебного исследования это может подойти. Хорошо, если такая тема представляет реальный интерес для ученика. Но если это не так, то вся работа над исследованием, а иногда это длительная работа, превратится в тяжкую повинность. В этом случае мы можем не только не получить развитие познавательного потенциала, но и отбить охоту к исследовательской деятельности вообще.

При этом надо иметь в виду, что и для учителя метод исследовательской деятельности является довольно трудоемкой технологией. Поэтому желательно не предлагать детям готовых тем исследования. Лучше предложить какую-либо проблему в самых общих чертах и дать детям возможность обсудить ее и домыслить, может быть, переформулировать или даже самостоятельно выбрать проблему, над которой им было бы интересно поработать.

Пусть ученик не заучивает науку, а выдумывает ее сам.
Жан-Жак Руссо

Выбор темы для исследованияЗачастую мы предлагаем детям готовые темы и даже названия. Для учебного исследования это может

Слайд 17мотивация учащихся
Самый неэффективный способ - прямое принуждение, оно может

перечеркнуть всю предстоящую работу, обесценить ее как инструмент педагогического воздействия учителя и лишить смысла работу учащегося как творческую.

Для мотивирования учащегося к выполнению исследовательской работы сначала необходимо выявить основные темы, которые связаны с увлечениями учащегося. Таким образом, интерес ребенка и выводит на объект будущего исследования. А выбор проблемы, ее формулирование приведут к возникновению замысла будущего исследования и проблемно-познавательной программы, личностно окрашенной интересом учащегося.

мотивация учащихсяСамый неэффективный способ - прямое принуждение, оно  может  перечеркнуть   всю  предстоящую

Слайд 18 Этапы учебного исследования
Учебное исследование строится
по

алгоритму научного
исследования.
Для школьников можно выделить следующие последовательные стадии их выполнения:
■ Подготовительная.
■ Основная. Проведение теоретических и опытно-эмпирических исследовании.
■ Заключительная. Работа над рукописью и ее оформление.
■ Представление, защита исследовательской работы.


Этапы учебного исследования Учебное   исследование   строитсяпо

Слайд 19последовательные стадии учебного исследования
Подготовительная

стадия включает: выбор темы; обоснование необходимости проведения исследования по ней; определение гипотезы, если это необходимо; целей и задач исследования; разработку плана или программы научного исследования; подготовку средств исследования.
Исследовательская (Технологическая) стадия состоит из систематического изучения литературы и начинается с поискового чтения; проведения теоретических и эмпирических исследований; обработки, обобщения и анализа полученных данных; объяснения (интерпретации) полученных результатов; аргументирования положений, выводов и практических рекомендаций и предложений.
Третья стадия - работа над текстом и его оформление включает определение композиции работы; уточнение заглавия; подготовку чернового варианта; оформление текста, в том числе использованной литературы и приложений.
Представление или защита учебной исследовательской работы может проходить на уроке, на школьной конференции. Работа может быть опубликована в школьных СМИ (газета, сайт). Качественная работа может принять участие в конкурсах разных уровней.

последовательные    стадии учебного исследования    Подготовительная   стадия  включает:

Слайд 20Согласно системно-деятельностному подходу, исследовательская деятельность имеет свою структуру и подуровни. Указанные

этапы деятельности являются сложными действиями, обеспечивающими решение задач и достижения целей исследования. Каждое такое действие связано с набором универсальных учебных действий.
В ходе применения исследовательского обучения происходит комплексное формирование универсальных учебных действий.



Согласно системно-деятельностному подходу, исследовательская деятельность имеет свою структуру и подуровни. Указанные этапы деятельности являются сложными действиями, обеспечивающими

Слайд 21

Система формирования универсальных учебных

действий через исследовательскую деятельность учащихся

Система формирования      универсальных учебных    действий через исследовательскую деятельность учащихся

Слайд 22Представленная структура этапов учебного исследования и формируемых УУД является универсальной для

всех исследовательских работ учащихся:

1. Изучение теоретического материала
Личностные УУД - устойчивый познавательный интерес и
становление смыслообразующей функции
познавательного мотива;
- готовность и способность к участию в новых
видах деятельности;
- потребность к самовыражению и самореализации;
- позитивная моральная самооценка;
Регулятивные УУД - выделение объекта и предмета исследования в
научных текстах ;
-подбор материала для аргументирования
актуальности проблемы ;
Познавательные УУД - умение отличать научный текст и информацию
от научно-популярного текста и информации;
- структурирование текста, выделение главного,
ключевых слов;
- умение вести поиск необходимой информации –
поисковое чтение;
- определение известного и неизвестного в
выбранной области (сравнительный анализ);
Коммуникативные УУД - общение и взаимодействие с партнерами по
совместной деятельности или обмену информацией;



структура этапов учебного исследования и формируемых УУД

Представленная структура этапов учебного исследования и формируемых УУД является универсальной для всех исследовательских работ учащихся:1. Изучение теоретического

Слайд 23структура этапов учебного исследования и формируемых УУД
2. Выделение проблемы, постановка целей

и задач исследования
Личностные УУД - готовность и способность к участию в
новых видах деятельности;
- потребность к самовыражению и самореализации;
- позитивная моральная самооценка;
Регулятивные УУД - определение задач и промежуточных целей с учетом
конечного результата;
- самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели;
- определяют последовательность промежуточных
целей с учетом конечного результата;
- составляют план и последовательность действий;
Познавательные УУД - соотнесение того, что уже известно и усвоено, и
того, что еще неизвестно;
- изучение вопроса в источниках, умение выделить
проблему;
- выделяют обобщенный смысл и формальную
структуру задачи
Коммуникативные УУД - совместная творческая деятельность;
- умеют с помощью вопросов добывать
недостающую информацию;
- учатся организовывать и планировать учебное
сотрудничество с учителем и сверстниками;
структура этапов учебного исследования и формируемых УУД2. Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования Личностные УУД

Слайд 24структура этапов учебного исследования и формируемых УУД
3. Формулировка гипотезы
Личностные

УУД - самоопределение;
- постановка проблемы;
- готовность и способность к участию в новых
видах деятельности;
- потребность к самовыражению и самореализации;
- позитивная моральная самооценка;
Регулятивные УУД - предвосхищают результат;
- предвосхищают временные характеристики
достижения результата;
Познавательные УУД - выделяют и формулируют проблему;
- выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и
частей;
- выражают структуру задачи разными средствами;
- умеют заменять термины определениями;
Коммуникативные УУД - учатся аргументировать свою точку зрения;
-учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения,
прежде чем принимать решение и делать выбор;
-принимают возможность различных точек зрения,
не совпадающих с собственной;
 
структура этапов учебного исследования и формируемых УУД 3. Формулировка гипотезы Личностные УУД - самоопределение;

Слайд 25структура этапов учебного исследования и формируемых УУД
4. Освоение методики исследования


Личностные УУД - самоопределение;
- готовность и способность к участию в новых видах
деятельности;
- потребность к самовыражению и самореализации;
- позитивная моральная самооценка;
Регулятивные УУД - моделирование, преобразование модели с целью
проверки прогнозированного результата;
- подготовка оборудования, проверка гипотезы;
- выбор наиболее эффективных способов
(приборов, наблюдений);
- сличают свой способ действия с эталоном;
- вносят коррективы и дополнения в составленные планы;
Познавательные УУД - самостоятельное проведение опытов, измерений;
- оформление и оценивание результатов,
аргументирование;
Коммуникативные УУД - планирование учебного сотрудничества с
учителем сверстниками;
-определяют цели и функции участников,
способы взаимодействия;
структура этапов учебного исследования и формируемых УУД 4. Освоение методики исследования Личностные УУД - самоопределение;

Слайд 26структура этапов учебного исследования и формируемых УУД
5. Сбор собственного экспериментального материала


Личностные УУД - устойчивый познавательный интерес и
становление смыслообразующей функции
познавательного мотива;
- готовность и способность к участию в новых
видах деятельности;
- потребность к самовыражению и самореализации;
- позитивная моральная самооценка;
Регулятивные УУД - самостоятельно формулируют познавательную
цель и строят действия в соответствии с ней;
- вносят коррективы и дополнения в
составленные планы;
Познавательные УУД - предвосхищают результат и уровень
усвоения (какой будет результат?);
Коммуникативные УУД - общаются и взаимодействуют с
партнерами по совместной деятельности;
- устанавливают рабочие отношения,
учатся эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации;

структура этапов учебного исследования и формируемых УУД5. Сбор собственного экспериментального материала Личностные УУД - устойчивый

Слайд 27структура этапов учебного исследования и формируемых УУД
6. Обработка материала
Личностные

УУД - устойчивый познавательный интерес и
становление смыслообразующей функции
познавательного мотива;
- готовность и способность к участию в новых
видах деятельности;
- потребность к самовыражению и самореализации;
- позитивная моральная самооценка;
Регулятивные УУД - оценивают достигнутый результат;
Познавательные УУД - анализируют условия и требования задачи;
- выполняют операции со знаками и символами;
Коммуникативные УУД - работают в группе;
- развивают умение интегрироваться в
группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие;
структура этапов учебного исследования и формируемых УУД 6. Обработка материала Личностные УУД - устойчивый   познавательный

Слайд 28структура этапов учебного исследования и формируемых УУД
7. Обобщение, интерпретация, выводы


Личностные УУД - устойчивый познавательный интерес и
становление смыслообразующей функции
познавательного мотива;
- готовность и способность к участию в новых
видах деятельности;
- потребность к самовыражению и самореализации;
- позитивная моральная самооценка;
Регулятивные УУД - оценивают достигнутый результат;
- осознают качество и уровень усвоения;
Познавательные УУД - выделять количественные характеристики
объектов, заданные словами;
- выбирают вид графической модели
адекватной выделенным смысловым единицам;
Коммуникативные УУД - с достаточной полнотой и точностью
выражают свои мысли в соответствии с
задачами и условиями;
 
структура этапов учебного исследования и формируемых УУД 7. Обобщение, интерпретация, выводы Личностные УУД - устойчивый

Слайд 29структура этапов учебного исследования и формируемых УУД
8. Представление и защита

исследовательской работы
Личностные УУД - смыслообразование и самоопределение;
- потребность в самовыражении и самореализации,
социальном признании;
- готовность и способность к участию в новых
видах деятельности;
- позитивная моральная самооценка;
Регулятивные УУД - умение мобилизовать силы;
- рефлексия способов и условий действия;
Познавательные УУД - осознанное и произвольное построение речевого
высказывания;
- установление связи между целью и результатом
выполненной работы;
Коммуникативные УУД - умеют представлять конкретное содержание и
сообщать его в устной и письменной форме;
- учатся аргументировать свою точку зрения,
отстаивать свою позицию невраждебным способом;
- владение монологической и диалогической
формами речи (давать полные аргументированные
ответы на вопросы);
- умение с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли (участие в дискуссии, публичное выступление);

структура этапов учебного исследования и формируемых УУД 8. Представление и защита исследовательской работы Личностные УУД  -

Слайд 30«Каждый ребенок в чём-то талантлив, надо только создать условия для того,

чтобы ему самому захотелось стать достойным и успешным»


Эффективное использование технологии учебного исследования даст позитивный результат - стабильное развитие УУД учащихся!

«Каждый ребенок в чём-то талантлив, надо только создать условия для того, чтобы ему самому захотелось стать достойным

Слайд 31Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно

— указать дорогу. Ричард Олдингтон

Принцип
исследовательской деятельности:

Чем выше ступень, тем больше самостоятельной работы!

Всему, что необходимо знать, научить нельзя,  учитель может сделать только одно — указать дорогу.

Слайд 32Главная функция современного учителя – управление процессом обучения, воспитания и развития

личности ученика. Особую значимость сегодня приобретает именно организация учебно-исследовательской деятельности, так как она выступает фактором саморазвития, самоопределения, оказывает существенное влияние на личностно-профессиональное становление школьников
Главная функция современного учителя – управление процессом обучения, воспитания и развития личности ученика. Особую значимость сегодня приобретает

Слайд 33Список литературы
Список литературы
1. «Исследовательская работа школьников». Научно-методический и

информационно- публицистический журнал.
2. http://www.issl.dnttm.ru/ — сайт журнала «Исследовательская работа школьника».
3. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. 685 с.
4. Загишев. И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Технология развития. С-П.: Скифия, 2003, С.119.
5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. /Пособие для учителей. Под ред. Асмолова А.Г. М.: Просвещение. 2010. С.114- 115.
6. Леонтович А.В. Организационно-содержательные проблемы развития исследовательской деятельности учащихся//Исследовательская деятельность учащихся: сборник статей/ Под ред. А.С. Обухова. М.: журнал «Исследовательская деятельность школьников, 2006.С.5-15.
7. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. М.: URSS, 2009. С- 112-114.
8. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании// http://www.researcher.ru/

Список литературыСписок литературы   1. «Исследовательская работа школьников». Научно-методический и информационно- публицистический журнал.   2.

Слайд 34Профессиональных успехов Вам
в развитии
учебно-исследовательской
деятельности школьников !

Профессиональных успехов Вам в развитии учебно-исследовательской деятельности школьников !

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть