Слайд 1ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Слайд 2Формирование навыков речевого взаимодействия со сверстниками в старшем дошкольном возрасте имеет
очень большое значение. Потому что именно коммуникативно-речевое развитие обусловливает способность старших дошкольников, развязывая определенные задания во время познавательной, изобразительной, трудовой деятельности, планировать свои действия, соглашать их с партнерами и договариваться с ними про совместные действия для достижения желаемого результата. Речевое развитие ребенка дошкольного возраста определяется мерой сформированных у ребенка знаний, умений и навыков, познавательных и социальных мотивов, потребностей и интересов, которые определяют базис его личностной культуры. Высокий уровень речевых достижений дает ребенку возможность реализовывать как социальную, так и интеллектуальную активность в кругу сверстников. Направленность на коммуникацию, потребность и стремление понимать других и быть понятым им вынуждают дошкольника строить и перестраивать речевые высказывания в таких полных формах, которые обеспечивают взаимопонимание.
Слайд 3Речевые умения
Речевые действия, которые реализуются на основе знаний и способов деятельности
во время выбора и объединения речевых операций в зависимости от цели, ситуации общения и собеседника, с которым происходит коммуникация. Овладеть такими умениями означает научиться правильно выбирать стиль речи, употреблять самые эффективные для поставленной задачи и соответствующих условий речевые средства общения (вербальные и невербальные).
Слайд 4Речевые навыки
Автоматизованные соответственно к определенной речевой норме операции, которые выполняются несознательно
и служат для выражения мыслей, намерений, переживаний. Сформировать навык означает обеспечить правильное строение и реализацию высказывания. Эти операции несознательные, поэтому возникает потребность в создании условий для их формирования и реализации.
Слайд 5Речевое взаимодействие
Это объединение, координация и взаимообогащение усилий участников общения для определения,
приближения и достижения коммуникативной цели речевыми средствами. Речевое взаимодействие является важным условием эффективной организации учебной деятельности дошкольников в процессе занятий.
Чтобы речевое взаимодействие детей было эффективным, педагог должен создать условия для развития коммуникативных навыков воспитанников. Одним из таких условий является интерактивное обучение дошкольников- активное использование в образовательном процессе интерактивных методов обучения.
Слайд 6Методические подходы к обучению можно подразделить на три группы:
1. Пассивные
методы;
2. Активные методы;
3. Интерактивные методы.
Ребенок
Воспитатель Ребенок
Ребенок
Слайд 8Пассивный метод
Пассивный методический подход, как видно из схемы 1 – это
такая форма взаимодействия воспитателя и ребенка, при которой воспитатель является основной действующей фигурой, а дети выступают в роли пассивных слушателей. Пассивный метод считается самым неэффективным с точки зрения усвоения воспитанниками учебного материала.
Ребенок
Воспитатель Ребенок
Ребенок
Слайд 10Активный метод
Активный методический подход, как видно из схемы 2 – это
такая форма взаимодействия воспитателя и ребенка, при которой воспитатель и дети взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и дети теперь не пассивные слушатели, а активные участники занятия. Активный и интерактивный методические подходы имеют много общего. В общем, интерактивный ме-тод можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. Просто в отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие детей не только с воспитателем, но и друг с другом.
Ребенок
Воспитатель Ребенок
Ребенок
Слайд 12Интерактивный метод
Интерактивный методический подход.
Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать)
– означает взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо.
Другими словами, интерактивные методики обучения - это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Место воспитателя в интерактивных занятиях зачастую сводится к направлению деятельности детей на достижение целей занятия. Он же разрабатывает план занятия (как правило, это совокупность интерактивных упражнений и заданий, в ходе работы над которыми ребенок изучает материал).
Таким образом, основными составляющими интерактивных занятий являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются воспитанниками.
Слайд 13КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Структура интерактивного педагогического взаимодействия является и основанием классификации
активных педагогических методов. В соответствии с ведущей функцией того или иного метода в организации педагогического взаимодействия методы могут быть классифицированы по следующим группам:
методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации;
методы обмена деятельностями;
методы мыследеятельности;
методы смыслотворчества;
методы рефлексивной деятельности;
интегративные методы (интерактивные игры).
Слайд 14Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации Среди них следует назвать такие
методы, как «Подари цветок», «Комплимент», «Имя и жест», «Аллитерация имени», «Прогноз погоды», «Если бы я был явлением природы…», «Поменяемся местами», «Заверши фразу», «Кто откуда» и др.
Слайд 15Методы обмена деятельностями Среди методов обмена деятельностями выделяют «Метаплан», «Мастерская будущего»,
«Перекрестные группы», «Мозаика», «1х2х4», «Аквариум», «Интервью», «Круглый стол», «Мозговой штурм» и др.
Слайд 16Методы мыследеятельности. К методам этой группы можно отнести «Четыре угла», «Выбери
из пяти», «Выбор», «Логическая цепочка», «Интервью», «Дюжина вопросов», «Чье это?», «Цветные фигуры», «Смена собеседника», «Самооценка» и др.
Слайд 17Методы смыслотворчества Среди методов смыслотворчества можно назвать «Алфавит», «Ассоциации», «Сочиняем сказку»,
«Заверши фразу», «Минута говорения», «Интеллектуальные качели» и др.
Слайд 18Методы рефлексивной деятельности Среди методов этой группы такие, как «Рефлексивный круг»,
«Зарядка», «Рефлексивная мишень», «Рефлексивный ринг», «Ключевое слово», «Поменяемся местами», «Острова», «Заверши фразу» и др.
Слайд 19Интегративные методы (интерактивные игры)В педагогическом процессе могут быть использованы такие интерактивные
игры, как «Давай, делай!» «Гостиница», «Икебана», «Школа», «Взаимодействие», «Полёт на воздушном шаре», «Социальная роль («Пожарник»)», «Аквариум» и др.
Слайд 20Характерными особенностями этих методов является:
Оптимальная активизация детей;
Совместная деятельность воспитателя и детей
в режиме равноправного общения;
Создание условий для переживания успеха каждым участником педагогического взаимодействия;
Обязательная рефлексия процесса обучения и воспитания- осмысление избранных заданий, форм работы, способов деятельности, причин неудач или достижения целей и т.д.