Презентация, доклад Инновационные технологии в обучении

Содержание

педагогическая (образовательная) технология- это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам Г.К.Селевко «Педагогические технологии авторских школ»

Слайд 1Глущенко Ирина Михайловна
МБОУ ДО «Детско-юношеский центр им. Баневура»
2016 год

Инновационные
технологии


в обучении
Глущенко  Ирина МихайловнаМБОУ ДО «Детско-юношеский центр им. Баневура» 2016 годИнновационные технологии в обучении

Слайд 2педагогическая (образовательная) технология- это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная

на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам Г.К.Селевко «Педагогические технологии авторских школ»
педагогическая (образовательная) технология- это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени

Слайд 3Сущность любой технологии заключается в наличии
Трех компонентов:

Цель;

Средства:

Гарантированный результат.

Чему учить?
Зачем учить?
Как учить?
Как учить результативно?

Сущность любой технологии  заключается в наличии Трех компонентов: Цель; Средства:  Гарантированный результат.Чему учить?Зачем учить?Как учить?Как

Слайд 4Технология обучения – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами,

и включающих в себя методы и формы, средства обучения, благодаря которым обеспечивается наиболее эффективное достижение поставленных целей в обучении.
Технология обучения – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, и включающих в себя методы и

Слайд 5Образовательные технологии- это методики и приёмы
Преподаватель - организатор, консультант, создающий условия

работы, направляющий к успехам и находкам.
Учащийся – активный участник процесса обучения.
Роль преподавателя в учебном процессе заключается в мотивации, создании условий, планировании, организации, анализе, сотрудничестве.
Образовательные технологии- это методики и приёмыПреподаватель - организатор, консультант, создающий условия работы, направляющий к успехам и находкам.Учащийся

Слайд 6Урок в соответствии с требованиями ФГОС
Основная педагогическая задача – создание и

организация условий, инициирующих действие обучаемого.

Основной результат – развитие личности учащегося на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД)
Урок  в соответствии с  требованиями ФГОСОсновная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих действие

Слайд 7Системно - деятельностный подход
Основная педагогическая задача:
организация условий,
инициирующих действие

обучаемого.

Развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности

Чему учить?
Обновление
Содержания образования.

Ради чего учить?

Ценности образования

Как учить?
Обновление
Технологий образования

Системно - деятельностный подход  Основная педагогическая задача:организация условий, инициирующих действие обучаемого.Развитие личности учащегося на основе освоения

Слайд 8Учебная деятельность -
Самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков,

в которой он изменяется и эти изменения осознает
Учебная деятельность -Самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти

Слайд 9Учебная задача – цель, которую перед собой ставит ученик
Учебная действие –

система существенных признаков понятия или алгоритм

Чему? Зачем?

Как?

Учебная задача – цель, которую перед собой ставит ученикУчебная действие – система существенных признаков понятия или алгоритмЧему?

Слайд 10Самоконтроль– определение правильности выбранного действия
Правильно?
Самооценка – определение степени соответствия эталону

или качества выполненного действия

Хорошо? Можно лучше?

Самоконтроль– определение правильности выбранного действияПравильно? Самооценка – определение степени соответствия эталону или качества выполненного действияХорошо? Можно лучше?

Слайд 11Современный урок?
Урок современный отличается прежде всего организацией учебной образовательной деятельности.
«Единственный путь,

ведущий
к знаниям,- это деятельность»
Б.Шоу

Что такое
современный
урок?

Современный урок?Урок современный отличается прежде всего организацией учебной образовательной деятельности.«Единственный путь, ведущий  к знаниям,- это деятельность»

Слайд 12«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не

только не следует этому мешать, но и нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать»
Ян Амос Коменский

«Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне- и я запомню,
Дай мне действовать самому- и я научусь.»
Китайская мудрость

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но

Слайд 13
ТРАДИЦИОННЫЙ УРОК

Тренировочный урок
Вводный урок
Контрольный урок
Урок закрепления знаний, умений, навыков
Урок самостоятельной

работы
Урок с ТСО
Урок практической работы
Комбинированный урок
Повторительно-обобщающий урок

НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК
Урок-соревнование
Урок фантазирования
Урок открытых мыслей
Урок-турнир
Урок-диспут
Урок-эврика
Урок-зачёт
Урок творчества
Урок спектакль
Урок конкурс
Урок конференция
Интегрированный урок
Урок-игра
Урок взаимообучения
Урок-КВН
Урок-путешествие
Аукцион знаний

ТРАДИЦИОННЫЙ УРОК Тренировочный урокВводный урокКонтрольный урокУрок закрепления знаний, умений, навыковУрок самостоятельной работыУрок с ТСОУрок практической работыКомбинированный урокПовторительно-обобщающий

Слайд 14Следует обратить внимание на мотивацию деятельности учащихся!
Вероятно – это внутренняя убежденная

позиция человека способствующая выбору определенного вида деятельности, направленной на поиск новых знаний , открытий.
Мотивация (от lat. Movere) –
Побуждение к действию
Динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.
Способность человека через труд удовлетворять свои материальные потребности.



Учащиеся сами на уроке должны захотеть открыть закон Ньютона

Учитель должен создать такие условия
при которых учащиеся захотят сделать это сами. Он ими будет только восхищаться.

Следует обратить внимание на мотивацию деятельности учащихся!Вероятно – это внутренняя убежденная позиция человека способствующая выбору определенного вида

Слайд 15 Одна из лучших и эффективных форм организации деятельности

работа по микрогруппам в коллективе
Каждая группа получает свой кусок нового материала. Изучает его и предъявляет на всеобщее обсуждение.

…Поговорим о методике коллективной творческой деятельности.
Роль и позиция учителя в таком действии – организатор деятельности, консультант, человек создающий условия для работы.

Поддерживает, подхваливает, подталкивает, «подливает масло в огонь», консультирует, незаметно направляет, откровенно удивляется успехам и находкам.
«Теневой генерал»
Одна из лучших и эффективных форм организации деятельности работа по микрогруппам в коллективе

Слайд 16
Вместе с тем роль учителя усложняется тем, что он обобщает сказанное

детьми, находит выход из тупиковой ситуации.

Вроде бы импровизирует, но четко ведет свою линию, держит установленные рамки.

Учитель повторяет то, что им же может быть и подсказано, но в такой ситуации дети выдают это как свою находку.
Это другие эмоции
Это другое настроение.
Они все в группе участники открытия…
Вместе с тем роль учителя усложняется тем, что он обобщает сказанное детьми, находит выход из тупиковой ситуации.Вроде

Слайд 17Высший пилотаж, когда учитель может вместе с детьми спланировать урок, вместе

с ними готовить его и готовиться к нему.

Вместе с учащимся добывать знания, и вместе проводить, и , самое главное вместе анализировать (педагогика сотрудничества).

В итоге все в группе становятся участниками удивительного открытия.
Совместная деятельность проливает бальзам на раны.
Вместе радуются друг за друга…
Высший пилотаж, когда учитель может вместе с детьми спланировать урок, вместе с ними готовить его и готовиться

Слайд 18При каких условиях это сработает?
При правильном обеспечении учащихся всем необходимым для

их поисковой деятельности в каждой группе. (Пять разных задач, по одной на группу. Пять форму. Пять стихотворений. Пять рассказов. Пять…)
Техническое оснащение для каждой группы (Компьютеры, приборы, реактивы, справочник, задачники, программы)
Группы сидят в кругу «глаза в глаза», а не «глаза в спины». По особому должна стоять мебель.
Заранее проведены инструктажи по порядку работы. Учащиеся знают основные законы коллективной деятельности. Такие как «закон круга», «не перебивай говорящего», «критикуешь-предлагай», «все идеи имеют место, так как даже из самой смешной мысли может родится гениальная мысль», … и.т.д.
При каких условиях это сработает?При правильном обеспечении учащихся всем необходимым для их поисковой деятельности в каждой группе.

Слайд 19Речь о сути методики коллективной творческой деятельности…
Сами планируем,
Сами готовим,
Сами проводим,
Сами анализируем.
Как

меняются формы работы в данной методике?
Например:
Фронтальная проверка (опрос) о готовности к уроку выполнении домашнего задания, или работа над заданием по группам на 5 минут.
Приёмы для работы:
Мозговой штурм
Пять минут на шум
Подготовь каверзный вопрос
Расскажи это…умышленно включая в него неточности. Остальные найдите их… и.т.д.



Речь о сути методики коллективной творческой деятельности…Сами планируем,Сами готовим,Сами проводим,Сами анализируем.Как меняются формы работы в данной методике?Например:Фронтальная

Слайд 20Что важно в этой деятельности?
Совместная деятельность, совместные эмоции и переживания, совместный

поиск, ошибки, находки…
Высказал мнение … два раза даже не по делу – герой!
Почувствовал себя умнее…
Потянул веревочку знаний…сам…
Подумал: «А не такой уж я ч…»

Общение в группе продвигает всех на новый уровень…Расширяются рамки каждого… Роль учителя все это заметить правильно и своевременно оценить. Поэтому он как челнок от группы к группе снуёт…
В завершении всё это с благодарностью оценить … ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ (рефлексия)


Что важно в этой деятельности?Совместная деятельность, совместные эмоции и переживания, совместный поиск, ошибки, находки…Высказал мнение … два

Слайд 21Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода
Мотивирование к учебной

деятельности.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Выявление места причины затруднения.
Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)
Реализация построенного проекта
Первичное закрепление с проговариваем во внешней речи.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Включение в систему знаний и повторение.
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подходаМотивирование к учебной деятельности.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в

Слайд 22Сравнительные особенности традиционного и современного образовательного процесса
Характеристики образовательных процессов.

Сравнительные особенности традиционного и современного образовательного процесса Характеристики образовательных процессов.

Слайд 23Характеристики образовательных процессов

Характеристики образовательных процессов

Слайд 24Характеристики образовательных процессов

Характеристики образовательных процессов

Слайд 25Как же может быть организован образовательный процесс современного типа?
При анализе мирового

опыта выявлены подходы к организации образовательного процесса современного типа.

Образовательные
методики:

Методика
коллективной
творческой
деятельности

Информационно-коммуникативная методика

Системно-деятельностная методика

Формирование образовательных стратегий

Исследовательская проектная (проблемно-поисковая)

Рефлексивная

Имитационного моделирования (игровая)

Как же может быть организован образовательный процесс современного типа?При анализе мирового опыта выявлены подходы к организации образовательного

Слайд 26Коммуникативная (дискуссионная)
Исследовательская (проблемно-поисковая)
Имитационного моделирования (игровая)
Информационно-коммуникативная
Системно-деятельностная
Рефлексивная
Характерной чертой является реализация педагогом модели

«Обучение через открытие» выделение гипотезы, проектирование результата, плана работы, эксперимента, исследования

Особенностью является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.

Характерной чертой является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения

Характерной чертой является использование информационных ресурсов в той или иной
образовательной деятельности

Характерной чертой этой технологии является способность ученика к усвоению механизмов организации учебной деятельности, где ученик её субъект.

Особенностью является осознание учеником деятельности: того, как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом

Коммуникативная (дискуссионная)Исследовательская (проблемно-поисковая)Имитационного моделирования (игровая)Информационно-коммуникативнаяСистемно-деятельностная РефлексивнаяХарактерной чертой является реализация педагогом модели «Обучение через открытие» выделение гипотезы, проектирование

Слайд 27Проблемно-поисковая (исследовательская) методика (подход)
Проблемно-поисковая технология в обучении включает в себя создание

особого пространства учебной деятельности, в котором ученик в учебном процессе совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний о действительности

Понятие

Что включает?

2. Модель организации учебного процесса.
Как
назвать?

Модель организации учебного процесса называют «ОБУЧЕНИЕ через ОТКРЫТИЕ»,
Модель организации учебного процесса строится на реализации принципа проблемности в обучении.
Принцип проблемности реализуется:
Как в содержании учебного предмета;
Так и в процессе развертывания этого содержания в учебном процессе

Проблемно-поисковая (исследовательская) методика (подход) Проблемно-поисковая технология в обучении включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в

Слайд 284. Результативность применения в учебном процессе
Как оценить?
3. Технологические приемы организации учебного

процесса.
Как создать?

А) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него проблемную ситуацию,
Б) наполнить проблемную ситуацию противоречивостью в состоянии исследуемого объекта и создать условия для осознания этого противоречия учеником как проблемы;
В) сформулировать задачу продуктивного (ил творческого ) типа, вытекающую из осознанной учеником проблемы.

Результативность можно оценить с помощью критериев:
А) наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации («Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы»)
Б) наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально – волевой сфере («Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, усилием воли концентрировать свое внимание»)

4. Результативность применения в учебном процессеКак оценить?3. Технологические приемы организации учебного процесса.Как создать?А) создать в пространстве деятельности

Слайд 294. Результативность применения в учебном процессе
(продолжение)

Как оценить?
В)переживание учащимся субъективного открытия: («Я

сам получил этот результат,
я сам справился с этой проблемой…»)
Г) осознание учеником усвоения нового как личностной ценности; («Лично мне это нужно,
мне важно научиться решать эти ситуации,
мне будут эти знания нужны»)
Д) овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом
фактов, выдвижением гипотез для их
объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности.

5. Признаки применения подхода в учебном процессе.
Как отличить?

Методы обучения – проблемные:
А) проблемного изложения;
Б) частично-поисковый;
В) исследовательский
Формы организации учебного пространства коллективные:
А) парное взаимодействие;
Б) микрогрупповое взаимодействие;
В) бригадное (групповое) взаимодействие
Г) межгрупповое взаимодействие.


4. Результативность применения в учебном процессе(продолжение)Как оценить?В)переживание учащимся субъективного открытия: («Я сам получил этот результат, я сам

Слайд 30Дидактические требования к уроку
Четкое формулирование образовательных задач,
связь с

развивающим и воспитательными задачами,
место в общей системе уроков.

Определение содержания урока в соответствии с требованием учебной программы, целями урока, уровнем подготовки учащихся.

Прогнозирование уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков.

Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования контроля, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы, максимальную самостоятельность учащихся.

Создание условий успешного учения.


Дидактические требования к урокуЧеткое формулирование образовательных задач,   связь с развивающим и воспитательными задачами,

Слайд 31Психологические требования к уроку
Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся

Определение объема

воспроизводящей и творческой деятельности учащихся

Сочетание усвоений знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска

Учет контроля, анализа оценки деятельности учащихся, осуществляемых преподавателем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа

Соотношение побуждения к деятельности и побуждения
Психологические требования к урокуСоотношение нагрузки на память и мышление учащихсяОпределение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихсяСочетание усвоений

Слайд 32Организация познавательной деятельности учащихся
Планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений,

их осмысления

Использование установок в форме убеждения

Планирование устойчивого внимания и сосредоточенности

Использование различных форм работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых

Планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся

Предупреждение механического переноса умений и навыков на новые условия работы

Организация познавательной деятельности учащихсяПланирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысленияИспользование установок в форме убежденияПланирование

Слайд 33Учет возрастных особенностей
Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями

учащихся

Проведение урока с учетом сильных и слабых учеников

Дифференцированный подход к сильным и слабым учащимся


Учет возрастных особенностейПланирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихсяПроведение урока с учетом сильных и

Слайд 34Требования к технике проведения урока
Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес, воспитывать

познавательную потребность

Темп и ритм должны быть оптимальными, действия завершенными

Доминирование атмосферы доброжелательности активного творческого труда

Смена видов деятельности учащихся, сочетание различных методов приемов обучения

Соблюдение единого орфографического режима

Обеспечение активного учения каждого учащегося



Требования к технике проведения урокаУрок должен быть эмоциональным, вызывать интерес, воспитывать познавательную потребностьТемп и ритм должны быть

Слайд 35Анализ обобщенных педагогических технологий

Анализ обобщенных педагогических технологий

Слайд 37Активные методы обучения
Неимитационные: проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия, поисковая лабораторная

работа.
Исследовательские: работа с обучающей программой, игровые и ролевые, анализ конкретных производственных ситуаций и задач.
Имитационные: лабораторные работы по инструкции, индивидуальные задания по практике, деловая игра, разыгрывание ролей, имитация деятельности на тренажере.

При выборе активных методов обучения необходимо меть ввиду, что они требуют большего количества времени и нельзя строить весь учебный процесс на них, надо чередовать их с традиционными методами обучения!
Активные методы обученияНеимитационные: проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия, поисковая лабораторная работа.Исследовательские: работа с обучающей программой, игровые

Слайд 38Проблемная лекция
Основополагающий вопрос – проблема. В ходе изложения материала преподаватель показывает

пути решения проблемы и решает её.
Проблемы могут быть :
научные,
социальные,
производственные.

Эвристическая беседа

Преподаватель ставит ряд вопросов, направляющих мысли и ответы учащихся , с использованием знаний з книг, фильмов других изучаемых дисциплин, а так же жизненного опыта.

Проблемная лекцияОсновополагающий вопрос – проблема. В ходе изложения материала преподаватель показывает пути решения проблемы и решает её.Проблемы

Слайд 39Учебная дискуссия
Берутся две противоположные точки зрения, которые даются преподавателем.
Учащиеся должны х

обосновать, и доказать самую оптимальную.


Поисково-лабораторная работа

Выполняется по инструкции.
До начала изучения теоретического материала учащиеся должны сами сделать выводы о каких-то характеристиках.

Учебная дискуссияБерутся две противоположные точки зрения, которые даются преподавателем.Учащиеся должны х обосновать, и доказать самую оптимальную.

Слайд 40Анализ производственных ситуаций
Поиск путей решения задачи выполняется самостоятельно обучающимся.

Решение стандартных и

не стандартных ситуаций.

Решение задач аналитического характера – умение анализировать, принимать правильное решение

Анализ производственных ситуаций Поиск путей решения задачи выполняется самостоятельно обучающимся.Решение стандартных и не стандартных ситуаций.Решение задач аналитического

Слайд 41Педагогические методики и приёмы
В зависимости от степени активности учащихся методы

можно разделить на:

ПРОЕКТНАЯ (ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВАЯ)

СОЦИО-ИГРОВАЯ

ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ИНФОРМАЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ

РЕПРОДУКТИВНАЯ

Педагогические методики и приёмы В зависимости от степени активности учащихся методы можно разделить на:ПРОЕКТНАЯ (ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВАЯ)СОЦИО-ИГРОВАЯТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫИНФОРМАЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯРЕПРОДУКТИВНАЯ

Слайд 42Метод проектного обучения
Цель: создать условия при которых учащиеся самостоятельно и с

желанием приобретают недостающие звенья из различных источников, учатся пользоваться этими знаниями, приобретают навыки коммуникативной деятельности общения, способствуют взаимодействию в коллективе (группе), приобретают исследовательские умения (анализ, построение, гипотез, сбор информации, наблюдение)
Метод проектного обученияЦель: создать условия при которых учащиеся самостоятельно и с желанием приобретают недостающие звенья из различных

Слайд 43Метод проектного обучения
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
Обучающийся в центре внимания, для

развития его творческих способностей.
Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, что повышает мотивацию учащегося.
Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития.
Комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических психических функций учащегося
Усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального использования в различных ситуациях в стадии разработки проекта (проектного задания)


Метод проектного обученияИсходные теоретические позиции проектного обучения:Обучающийся в центре внимания, для развития его творческих способностей.Образовательный процесс строится

Слайд 44Метод проектного обучения
Стадии проекта:
Разработка задания проекта
Разработка выполнения проекта
Оформление результатов
Презентация проекта
Рефлексия


Виды учебных

проектов по времени:
Краткосрочные проекты (2-6 часов)
Среднесрочные проекты (12-15 часов)
Долгосрочные проекты (несколько дней)

Метод проектного обученияСтадии проекта:Разработка задания проектаРазработка выполнения проектаОформление результатовПрезентация проектаРефлексияВиды учебных проектов по времени:Краткосрочные проекты (2-6 часов)Среднесрочные

Слайд 45Метод проектного обучения
Критерии оценки проектного метода:
Достижения: цели проекта (непредметные, экологические, на

конкретный результат)
Если цели проекта достигнуты, то можно рассчитывать на получение качественно нового результата выраженного в развитии познавательного, творческого и самостоятельного действий учащегося.
Метод проектного обученияКритерии оценки проектного метода:Достижения: цели проекта (непредметные, экологические, на конкретный результат)Если цели проекта достигнуты, то

Слайд 46Метод дебатов
Цель: содействует становлению нового поколения в гражданском обществе (умение отстаивать

свою точку зрения, умение анализировать любую позицию – толерантность, уважительно относиться к любой точке зрения и т. п.)

Интеллектуальные соревнования – развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения.
Дебаты предусматривают следующую последовательность действий:
Подготовка к игре
Игра
Анализ игры
Метод дебатовЦель: содействует становлению нового поколения в гражданском обществе (умение отстаивать свою точку зрения, умение анализировать любую

Слайд 47Метод дебатов
Суть игры – спикеры могут брать тайм-ауты между раундами по

8-10 минут.

За временем следит тайм - скипер, который предупреждает об окончании отведенного времени (за 1-2 мин.)

Условие игры- две команды: одна выдвигает тезис, другая его отвергает.

В конце игры рефлексивный разбор деятельности всех участников
Метод дебатовСуть игры – спикеры могут брать тайм-ауты между раундами по 8-10 минут.За временем следит тайм -

Слайд 48Кейс метод
Цель: использование практических знаний полученный в период теоретической подготовки, а

так же умений, опирающихся на предыдущий опыт в практической деятельности.

Кейс - конкретная ситуация – это письменное представление, описание определённых условий в жизни организации, группы людей ил отдельных индивидов, направленное на формирование проблемы и поиск вариантов её решения.
Кейс методЦель: использование практических знаний полученный в период теоретической подготовки, а так же умений, опирающихся на предыдущий

Слайд 49Кейс метод
Типы кейсов:
По типу результатов:
Проблемные – результат в формировании основной проблемы
Проектные

– в начале результата программа действий по преодолению проблем в сложившейся ситуации
По источнику информации:
Описание реальных ситуаций взятых из литературы или личного опыта преподавателя
Условные ситуации (придуманы преподавателем)
По субъекту представления информации:
Преподавателем
Учащийся или группа учащихся
По дидактическому основанию:
Анализ актуальной проблемы
Кейс методТипы кейсов:По типу результатов:Проблемные – результат в формировании основной проблемыПроектные – в начале результата программа действий

Слайд 50Кейс метод
Структура описания ситуации:
Временная структура кейса – учащиеся должны понимать в

какой последовательности происходят события, изложенные в кейсе.
Сюжетная структура кейса – увлечённость материалом, структурная линия.
Разъяснительная структура- подробное изложение и понятность проблемы кейса.
Реконструирование ситуации с заданной проблемой – объяснить причины и рациональность выбора.
План действий –кратко и ясно описать шаги по реализации курса действий приводящие к разрешению проблемы.

Кейс методСтруктура описания ситуации:Временная структура кейса – учащиеся должны понимать в какой последовательности происходят события, изложенные в

Слайд 51Игровой метод
Игра – это принудительная активизация
мышления, независимо от

желания
обучаемого.
Деловая игра,
учебная игра,
дидактическая игра,
ролевая игра,
игровые ситуации,
игровые приемы и т.п. –
это восприятие ситуации, развитие мышления, действия, речи ( усвоение информации до 90%)
Игровой методИгра – это принудительная активизация  мышления, независимо от желания   обучаемого.Деловая игра, учебная игра,

Слайд 52Игровой метод
Виды:
Игровое взаимодействие –установление правил порядка действия участников.
Дидактическая игра –коллективная целенаправленная

деятельность, в которой все участник объединены одной целью и задачей (анализ конкретной ситуации)
Игровое проектирование – разработка проекта какой-то технологии, нового объекта и т.п.
Социоигровые – технологии обучения, методики театральной подготовки в виде социальных ролей.
Деловая игра – метод имитаций профессиональной и не профессиональной деятельности.
Интерактивная игра – это тренинговая форма проведения занятия.
Игровой методВиды:Игровое взаимодействие –установление правил порядка действия участников.Дидактическая игра –коллективная целенаправленная деятельность, в которой все участник объединены

Слайд 53Педагогические приёмы
Развитие критического мышления
Приём «Корзина идей, понятий, имён…»
Приём «Кластер»
Приёмы на стадии

рефлексии (синквейн, диаманта, эссе и др.)
Приём «Интеллект-карты»
Приём «Кубик Блума»
Прием «Инсайт»
Прием «ПОПС –формула»
Приём «Шесть шляп мышления»
Педагогические приёмыРазвитие критического мышленияПриём «Корзина идей, понятий, имён…»Приём «Кластер»Приёмы на стадии рефлексии (синквейн, диаманта, эссе и др.)Приём

Слайд 54Развитие критического мышления
Критическое мышление – один из

инновационных путей раскрытия
духовного потенциала человека, а также особая нравственная деятельность, заключающаяся в духовном самоанализе. Как способе отношения к жизни в борьбе с собственными недостатками и преодолении сомнений в собственных силах возможностях
(Д. Клустер «Что такое критическое мышление»?)
Развитие критического мышления Критическое мышление – один из     инновационных путей раскрытия

Слайд 55Первая стадия - вызова
Эта стадия позволяет:
Актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика

знания по данной проблеме;
Вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме или проблеме;
Побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия – осмысление
Эта стадия позволяет:
Получить новую информацию;
Осмыслить её;
Соотнести с уже имеющимися знаниями

Первая стадия - вызоваЭта стадия позволяет:Актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной проблеме;Вызвать устойчивый интерес

Слайд 56Третья стадия - рефлексия
Эта стадия позволяет:
Осмыслить всю полученную информацию;

Присвоить новое

знание;

Сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу.

Третья стадия - рефлексия Эта стадия позволяет:Осмыслить всю полученную информацию;Присвоить новое знание;Сформировать у каждого ученика собственное отношение

Слайд 57Приём «Корзина идей, понятий, имён…»
Называется проблема, задается вопрос о том, что

известно ученику по этой проблеме.
Ученик записывает в тетради все, что ему известно по проблеме(строго индивидуальная работа), продолжительность работы 1-2 мин.
Обмен информацией по проблеме в парах или группах. Время обсуждения не более 3-х минут.
Группы по кругу называют сведения, факты не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
Учитель записывает все на доске без комментариев (даже ошибочные мнения)
Связывание в логические цепи, исправление ошибок происходит по мере освоения новой информации.
Приём «Корзина идей, понятий, имён…»Называется проблема, задается вопрос о том, что известно ученику по этой проблеме.Ученик записывает

Слайд 58Приём «Кластер»
Кластер в переводе означает «пучок, созвездие»

Кластер - это графическая

организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия.

Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

Кластер решает такие педагогические задачи:
Активизируется деятельность учащихся;
Учащиеся учатся работать в группе;
Учащиеся учатся оценивать результат. Как своей деятельности. Так и деятельности своих товарищей.

Приём «Кластер»Кластер в переводе означает «пучок, созвездие» Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того

Слайд 59Что позволяет определить анализ составленного кластера?
То, что ученик запомнил пройденный материал;
Содержит

ли кластер какие-то принципиальные ошибки;
Владеет ли ученик системным мышлением.
ТАК ВЫГЛЯДИТ КЛАСТЕР
Что позволяет определить анализ составленного кластера?То, что ученик запомнил пройденный материал;Содержит ли кластер какие-то принципиальные ошибки;Владеет ли

Слайд 60Что ценится в данной работе?
Уметь выделять смысловые категории, слова:
Устанавливать причинно-следственные связи;
Умение

систематизировать материал;
Собственное видение предложенной темы.

Как организовать процесс оценивания?
По окончании выполнения задания для сравнения можно показать на доске 2 разных по содержанию кластера и предложить учащимся в классе самим дать оценку этим кластерам.
При этом учитель выбирает два разных кластера по уровню исполнения кластера.
Ученики сами выбирают критерии оценки и оценивают работу своих товарищей.
Что ценится в данной работе?Уметь выделять смысловые категории, слова:Устанавливать причинно-следственные связи;Умение систематизировать материал;Собственное видение предложенной темы.Как организовать

Слайд 61В качестве критерия могут быть выбраны следующие показатели:
Скорость исполнения,
Правильность причинно-следственных связей,
Широта

охвата материала.

Примеры использования приёма
Учитель сам представляет кластер перед тем, как начинает рассказывать новый материал. По окончании рассказа он просит дополнить этот кластер.
Учитель записывает на доске перечень ключевых слов, которые встретятся в новом материале, а по окончании объяснения он просит названные слова представить в виде кластера.
В качестве критерия могут быть выбраны следующие показатели:Скорость исполнения,Правильность причинно-следственных связей,Широта охвата материала.Примеры использования приёмаУчитель сам представляет

Слайд 62Приемы на стадии рефлексии:
Синквейн
Диаманта
Эссе
Телеграмма и др.

Что такое синквейн?
Это стихотворение,
состоящее из

пяти строк
составленное по определённой схеме.
Приемы на стадии рефлексии:СинквейнДиамантаЭссеТелеграмма и др.Что такое синквейн?Это стихотворение, состоящее из пяти строк составленное по определённой схеме.

Слайд 63Дидактический синквейн
Первая строчка представляет собой существительное, как правило ключевое слово темы

урока или тему, которую задал учитель.
Во второй строчке – два прилагательных, представляющих два наиболее характерных признака данного существительного.
Третья строчка- представляет собой три глагола, описывающих наиболее важные процессы, происходящих с данным существительным.
Четвертая строчка – ключевая фраза, наиболее важная идея.
Пятая строчка- снова существительное, но уже резюме или синоним существительного из первой строчки, метафора.
Дидактический синквейнПервая строчка представляет собой существительное, как правило ключевое слово темы урока или тему, которую задал учитель.Во

Слайд 64Схема составления синквейна
Существительное- тема синквейна (объект)
2 прилагательных описывающие признаки и свойства

объекта
3 глагола – действия, совершаемые объектом
Предложение – отношение автора к объекту
Синоним к первой строчке –суть объекта

Пример синквейна
Учитель
Трудолюбивый, знающий
Помогает, учит, поощряет
Учитель нужный человек
Творец
Схема составления синквейнаСуществительное- тема синквейна (объект)2 прилагательных описывающие признаки и свойства объекта3 глагола – действия, совершаемые объектомПредложение

Слайд 65Знакомство с синквейном проводится так:
Объясняют правила написания синквейна;
В качестве примера приводятся

несколько синквейнов;
Задается тема синквейна;
Фиксируется время на данный вид работы;
Заслушивают варианты синквейнов по желанию учеников.
Заключение:
Синквейны очень полезны в качестве :
Инструмента для синтеза и обобщения сложной информации;
Средства оценки словарного запаса учащихся
Средства творческого самовыражения

Синквейн
Стройный, лаконичный,
Мыслит, обобщает, собирает.
Помни: краткость-сестра таланта.
Инструмент
(для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации)



Знакомство с синквейном проводится так:Объясняют правила написания синквейна;В качестве примера приводятся несколько синквейнов;Задается тема синквейна;Фиксируется время на

Слайд 66Приём «Интеллект-карты»

Использование карт памяти может помочь Вам организовать новую информацию в

легко усваиваемую и запоминаемую форму.
Вы можете использовать карты памяти для запоминания любой информации – книг, лекций, встреч, интервью, телефонных разговоров.
Приём «Интеллект-карты»Использование карт памяти может помочь Вам организовать новую информацию в легко усваиваемую и запоминаемую форму. Вы

Слайд 67Преимущества интеллект - карт
Быстрое восприятие и запоминание
Достижение успеха
Развитие ассоциативного мышления
Экономия времени
(тайм

- менеджмент)

Упорядочение мыслей

Грамотное
планирование
решения задач

Преимущества интеллект - картБыстрое восприятие и запоминаниеДостижение успехаРазвитие ассоциативного мышленияЭкономия времени(тайм - менеджмент)Упорядочение мыслейГрамотноепланирование решения задач

Слайд 68Пример интеллект -карты

Пример интеллект -карты

Слайд 69Приём «Кубик Блума»

На гранях кубика написаны начала вопросов:

«Почему»
«Объясни»
«Назови»
«Предложи»
«Придумай»
«Поделись»
К примеру , вопрос

начинающийся со слова «Назови…» может соответствовать уровню репродукции, т.е. простому воспроизведению знаний.
Приём «Кубик Блума»На гранях кубика написаны начала вопросов:«Почему»«Объясни»«Назови»«Предложи»«Придумай»«Поделись»К примеру , вопрос начинающийся со слова «Назови…» может соответствовать

Слайд 70
Вопросы, начинающиеся со слов «Почему…» соответствуют так называемым процессуальным знаниям.

Ученик в данном случае должен найти причинно-следственные связи. Описать процессы, происходящие с определённым предметом или явлением.

Отвечая на вопрос «Объясни…» ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода или продукта.


Вопросы, начинающиеся со слов «Почему…» соответствуют так называемым процессуальным знаниям. Ученик в данном случае должен найти

Слайд 71И, конечно же, задания «Предложи…», «Придумай…», «Поделись…» направлены на активизацию мыслительной

деятельности ученика . Он выделяет скрытые (неявные) предположения, проводит различия между фактами и следствиями, анализирует, оценивает значимость данных, использует знания из разных областей, обращает внимание на соответствие вывода имеющимся данным.

Приём «Кубик Блума» можно использовать как самостоятельно, так и в контексте Техники активно-продуктивного чтения»

И, конечно же, задания «Предложи…», «Придумай…», «Поделись…» направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика . Он выделяет скрытые

Слайд 72Приём «Инсайт»
После объявления темы занятия учитель предлагает учащимся вспомнить, что они

знают по данной теме, сделать пометки у себя в рабочих тетрадях. Учитывая современные условия информационной перенасыщенности, учащиеся , как правило, что-то знали, что-то слышали или видели по объявленной проблеме.
На следующем этапе предлагается работа в паре- обменяться информацией, дополнить друг друга.
Затем пары объединяются в группы (как правило по 4 человека, то есть ученики передней парты поворачиваются к своим соседям)
Затем каждая группа сообщает о своих результатах обсуждения. Учитель фиксирует данные групп на доске. Если материала много, возможна какая-то его систематизация (таблица, схема).
И лишь после этого каждому ученику выдается готовый текст по изучаемой проблеме (биографический очерк, научная статья, отрывок хрестоматии, иногда текст учебника). Теперь дети должны выяснить, насколько они знакомы с изучаемой темой занятия.

Приём «Инсайт»После объявления темы занятия учитель предлагает учащимся вспомнить, что они знают по данной теме, сделать пометки

Слайд 73После изучения текста ученикам предлагается составить табличку со следующими колонками:




Происходит своего

рода «инвентаризация» текста. После заполнения таблицы учитель предлагает ученикам вернуться к началу урока и самим проанализировать, насколько их представления об изучаемом предмете или явлении изменились.

Учитель акцентирует внимание на последнюю колонку «Хочу узнать», дает рекомендации, задания, указания справочных изданий, где дети могли бы найти ответы на интересующие их вопросы.


После изучения текста ученикам предлагается составить табличку со следующими колонками:Происходит своего рода «инвентаризация» текста. После заполнения таблицы

Слайд 74Приём «Инсайт»
Итог:
Первый этап – вызов и актуализация. Учащиеся должны были

воспроизвести в памяти все, что им известно о предмете разговора. Можно разделить этот этап на три части: Индивидуальный, парный, в группах.
Второй этап – обсуждение в группах, «сброс идей в корзину».
Третий этап – осмысление (пометки на полях, составление таблицы)
Четвертый этап – рефлексия (анализ, самоанализ, самооценка, мотивация к новому витку познания)
Приём «Инсайт»Итог: Первый этап – вызов и актуализация. Учащиеся должны были воспроизвести в памяти все, что им

Слайд 75Приём «ПОПС формула»
П – позиция
О – объяснение (или обоснование)
П – пример
С

– следствие (или суждение)

Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов : «Я считаю, что»
Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что…»
Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов «Я могу доказать на примере…»
Четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов : «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»
Приём «ПОПС формула»П – позицияО – объяснение (или обоснование)П – примерС – следствие (или суждение)Первое из предложений

Слайд 76Пример:
Я считаю, что отмена крепостного права в России была неизбежной.
Потому

что оно тормозило развитие всех сфер жизни общества.
Я могу доказать на примере того, что Россия значительно отставала от других стран по уровню жизни. Россия позорно проиграла Крымскую войну.
Исходя из этого, я делаю вывод о том, что эта реформа сыграла огромное значение в истории России и дала мощный толчок великим преобразованиям 1860 –х годов.





Пример:Я считаю, что отмена крепостного права в России была неизбежной. Потому что оно тормозило развитие всех сфер

Слайд 77Приём «Шесть шляп мышления»
Белая шляпа : информация

Белая шляпа используется для того,

чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам её можно получить


Если руководитель предлагает своим подчиненным белую шляпу – это значит, что он ждет от них полной беспристрастности и объективности, призывает выкладывать лишь голые факты и цифры, как это делает компьютер или свидетель в суде.

Приём «Шесть шляп мышления»Белая шляпа : информацияБелая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В

Слайд 78Черная шляпа – критика
Мышление в черной шляпе предназначено для того, чтобы

представлять все в черном свете. Тут нужно во всем видеть недостатки, подвергать сомнению слова и цифры, искать слабые места и ко всему придираться.
Желтая шляпа – логический позитив
Желтая шляпа – антагонист черной, она позволяет видеть выгоды и достоинства. Мысленно надев желтую шляпу, человек превращается в оптимиста, ищет позитивные перспективы, но свое видение должен обосновать (кстати, как и в случае с черной шляпой).
Зеленая шляпа – креативность
Зеленая шляпа – это шляпа творческого поиска. Если мы проанализировали достоинства и недостатки, мы можем надеть эту шляпу и подумать, какие возможны новые подходы в сложившейся ситуации. В зеленой шляпе имеет смысл использовать методы литерного мышления.





Черная шляпа – критикаМышление в черной шляпе предназначено для того, чтобы представлять все в черном свете. Тут

Слайд 79Красная шляпа :чувства и интуиция
Красную шляпу надевают редко на достаточно короткий

промежуток времени (максимум на 30 секунд), чтобы группа могла выразить свои эмоции. Ведущий периодически предоставляет собравшимся возможность выпустить пар: «Наденьте –ка свою красную шляпу и скажите, что Вы думаете о моем предложении». В отличие, скажем от других шляп, свои эмоции никак обосновывать не нужно.
Синяя шляпа – управление процессом
Синяя шляпа управляет процессом мышления, благодаря ей все действия участников совещания стремятся к единой цели. Для этого существует руководитель или ведущий совещание, он все время в синей шляпе.
Красная шляпа :чувства и интуицияКрасную шляпу надевают редко на достаточно короткий промежуток времени (максимум на 30 секунд),

Слайд 80 Литература
Семушин Л.Г., Ярошенко Н.Г.
«Содержание и технологии обучения в средних

специальных учебных заведениях: учебное пособие для преподавателей учреждений сред. проф. образования»

Учитель!
Он всегда в дороге,
В заботах, поиске, тревоге,
И никогда покоя нет!
Он сам себя всех строже судит,
Он весь земной, он рвется в высь;
Не счесть, пожалуй, сколько судеб
С его судьбой переплелись!
Д.С.Лихачёв

ЛитератураСемушин Л.Г.,  Ярошенко Н.Г.«Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учебное пособие для

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть