Слайд 1Инновационные образовательные технологии в современной школе
Слайд 2
Личностно-ориентированное
образование
(PERSONALITY-CENTERED EDUCATION) -
образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности
«Технология»
techne - искусство, мастерство
logos - наука, закон
«Технология - наука о мастерстве»
Слайд 4Педагогическая технология -
-это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная
на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам
(Г.В. Селевко)
Слайд 5Признаки педагогической технологии
Чёткая, последовательная педагогическая, дидактическая разработка целей обучения, воспитания
Упорядочение, уплотнение
информации, подлежащей усвоению
Комплексное применение дидактических, технических, в том числе и компьютерных средств обучения и контроля
Гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения
Слайд 6Педагогическая технология
Это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления
учебной информации
Это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.
Отличительные
признаки традиционной
классно-урочной
технологии:
Постоянный состав класса;
единый годовой план, программа и расписание;
основная единица занятия - урок;
учащиеся работают над одним материалом;
работой учащихся руководит учитель;
учебники используются для домашних заданий.
Слайд 8Атрибуты классно-урочной системы:
учебный год
учебный день
расписание уроков
учебные каникулы
перемены
домашние задания
отметки
Слайд 9Основная цель обучения:
Формирование
системы знаний, овладение
основами наук,
что выражается в наличии
стандарта обучения
Слайд 11
Сущность технологии
Специально организованное педагогом-мастером РАЗВИВАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО позволяет ученикам
в
коллективном поиске ПРИХОДИТЬ К ПОСТРОЕНИЮ («ОТКРЫТИЮ») ЗНАНИЯ
Слайд 13
Мастер создает особое пространство,
обеспечивающее деятельность Учителя и Ученика
в новой образовательной парадигме.
Здесь нет...
Скуки, принуждения и лени,
Пассивности и страха ожидания «палки» - двойки,
«Неуда» на контрольной работе или на экзамене и желания увернуться от нее
ЗДЕСЬ...
Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.
Ученик открывает мир для себя - себя в этом мире.
Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
Слайд 14 Сущность технологии
развить ученика, его потребности,
способности и тем самым учить жить
в окружающем мире
свободно и самостоятельно
Слайд 15ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 16 ПРОЕКТ -
замысел, план;
разработанный план сооружения, механизма;
предварительный текст
какого-либо документа
Слайд 17 ВИДЫ ПРОЕКТОВ
монопредметный
межпредметный
надпредметный
Слайд 18
Сущность технологии
Стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой
знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение проблем, показать практическое применение полученных знаний
Все, что я познаю, я знаю для чего это мне надо
и где и как я могу эти знания
применить -
основной тезис понимания метода проектов
Слайд 21
Сущность модульного обучения
ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает
конкретных целей учебной познавательной деятельности
в процессе работы с модулем
Слайд 22Авторские технологии
Технологии обучения В.Ф. Шаталова:
изложение теоретического материала осуществляется в быстром темпе
и крупными блоками;
использование на доске при объяснении опорных сигналов (схем, рисунков-символов, отдельных слов);
подробное объяснение учителем алгоритма решения определенного типа учебной задачи;
письменное, фронтальное повторение материала по опорным конспектам;
быстрое, обзорное повторение в течение 5 минут значительного по объему учебного материала;
общее, фронтальное решение совместно с учащимися типовых задач; проверка цепочкой (у ученика, который первым решил задачу, проверяет учитель, а у каждого следующего – предыдущий ученик);
- релейная контрольная работа (учащиеся должны воспроизвести решения определенного числа типовых задач по изучаемой теме);
- активная взаимопомощь (с учеником, пропустившим занятия, занимается кто-то из учеников класса, хорошо усвоивших соответствующую тему);
урок открытых мыслей (любой ученик может сделать небольшое сообщение, доклад, связанный с изучаемой темой);
парный взаимоконтроль (учащиеся, которые получают за свои ответы «отлично», опрашивают по этому же вопросу своих товарищей).
Слайд 23Информационная
технология обучения -
- это педагогическая технология, использующая специальные способы,
программные и технические средства (компьютер, аудио, видео, кино) для работы с информацией.
Слайд 24Преимущества информационно-коммуникационных технологий
Возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному
процессу;
Индивидуализация учебного процесса;
Коренное изменение организации процесса познания путем смещения ее в сторону системного мышления;
Возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому индивиду собственную траекторию обучения и самообучения.
Слайд 25Использование новых информационных технологий позволяет:
Усилить мотивацию учения;
Индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
Основываться
на личностно-ориентированном обучении.
Слайд 26Диаграмма «Уровень подготовленности учителей»
Слайд 27Электронный учебник –
это автоматизированная обучающая система, включающая в
себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.
Слайд 28Преимущества электронного учебника по сравнению с простым типографским
Возможность быстрого поиска по
тексту.
Организация учебной информации в виде гипертекста.
Наличие мультимедиа – богатейшего арсенала способов иллюстрации изучаемого явления: теле- и видеоинформацию, речь, музыку.
Моделирование изучаемых процессов и явлений, возможность проводить «компьютерные эксперименты» в тех областях человеческого знания, где реальные эксперименты очень трудоемки или невозможны.
Наличие системы самопроверки знаний, системы рубежного контроля, совместимость с экзаменационной системой. Возможность компьютерной оценки приобретенных знаний.
Слайд 29
«Использование учителями мультимедийных технологий»
Слайд 30Технологии интеграции в образовании
Слайд 31Концепция интеграции
принцип взаимодополняемости;
деятельностный подход;
информационный подход;
развивающее обучение;
системный подход;
Слайд 32На интегрированных уроках решаются следующие задачи:
Формировать целостно-личностное отношение ученика к жизни;
Развивать
общую культуру школьника, приобщая к общечеловеческим ценностям художественной культуры;
Помогать понять своеобразие и единство «языка» разных видов искусства посредством сопоставления и анализа;
Развивать эмоциональную сферу ученика;
Развивать познавательные способности учащихся (восприятие, память, мышление, воображение);
Формировать единую картину мира.
Слайд 33Модель интегрирования
учебных дисциплин
Естественно-научная картина мира объединяет предметные системы физики, химии,
географии, биологии.
Для эффективного формирования имеются попытки создания объединенных курсов:
физики и химии;
Географии, биологии и химии;
Музыки и ИЗО;
Математики и конструирования;
Изо и художественный труд
Слайд 34Технологии
Здоровьесберегающие
Игровые
Исследовательские
Коммуникативные
Групповые и парные
Слайд 35Сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогики
1.
Цель
Формирование знаний, умений
и навыков
Развитие личности
2.
Интегральная характеристика
«Школа памяти»
«Школа развития»
3.
Преобладающий тип и характер взаимоотношений
Субъект - объектный
Субъект - субъектный
4.
Девиз педагога
«Делай как я»
«Не навреди»
5.
Характер и стиль взаимодействия
Авторитарность
Демократичность
6.
монологичность, закрытость
диалогичность, открытость, рефлексивность
Формы организации
Фронтальные,
индивидуальные
Групповые,
коллективные
Характеристики образовательных моделей
Слайд 36«Формула обучения»
Ведущий тип деятельности осваиваемый учеником:
Ведущий принцип
Методы обучения
Характеристики образовательных моделей
7.
Иллюстративно-объяснительные
информационные
Проблемные:
проблемного
изложения
частично-поисковый, эвристический
исследовательский
8.
«продавливания»
«выращивания»
9.
Репродуктивный, воспроизводящий
Продуктивный, Творческий, Проблемный
10.
Знания – репродуктивная деятельность
Проблемная деятельность - рефлексия - знания
Слайд 37Позиция ученика
Функции учителя
Способы усвоения
Характеристики образовательных моделей.
11.
Заучивание, деятельность по алгоритму
Поисковая мыслительная
деятельность, рефлексия
12.
Носитель информации, хранитель норм и традиций,
Организатор сотрудничества, Консультант,
пропагандист предметно – дисциплинарных знаний
Управляющий поисковой работой учащихся, консультант
13.
отсутствие мотива к личностному росту
наличие интереса к деятельности
Пассивность,
Активность,
отсутствие интереса,
наличие мотива к самосовершенствованию,
Слайд 38ставят акценты
в развитии потребностно -мотивационной сферы учащегося
В эмоционально-волевой сфере выделяют
значимость осознания личностного смысла и цели учения, выбора ситуации и пространства «успеха» в деле, деятельности
школа
акценты ставятся на овладение учениками методологическими знаниями, т.е., знаниями о знаниях, позволяющими самостоятельно открывать неизвестные для себя свойства, особенности, закономерности и пр., находить способы поведения и деятельности в проблемной ситуации.
В области креативного мышления определяют роль приобретения средств мыслительной деятельности