Слайд 1
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат №15» города Белово.
«Индивидуальный
образовательный маршрут как форма реализации субъектной позиции младшего школьника».
Воспитатель I квалификационной категории: Рахимова Наталья Ивановна
Слайд 2Вступивший в действие с 1 января 2014 г. Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования ориентирует воспитателя детского сада на построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей и с учетом индивидуальной ситуации развития каждого ребенка.
Слайд 3Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого
воспитанника в образовании. При составлении индивидуальной образовательной траектории педагог создает воспитаннику возможность для выбора, выступая как консультант и советчик. Учитываются индивидуальные интересы ребенка, предпочитаемые виды деятельности.
Слайд 4Индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а
так же разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).
Слайд 5Структура индивидуального образовательного маршрута может включать следующие компоненты:
- диагностический (определение системы
диагностического сопровождения);
- целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);
- содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ОО, в том числе программ дополнительного образования);
Слайд 6технологический (определение используемых технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с
учетом индивидуальных особенностей ребенка);
- результативный (формируется ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).
Слайд 7
Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника)
в образовании и обучении:
• Интеллектуального;
• Эмоционально-волевого;
• Деятельностного;
• Нравственно-духовного.
Слайд 8Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ):
Создание в детском саду условий,
способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.
Слайд 9Задачи по социально - личностному развитию ребенка:
• Создать благоприятную предметно- развивающую
среду для социального развития ребенка;
• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;
• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;
• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)
Провести профилактику и коррекцию имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.
Слайд 10При разработке индивидуального маршрута дошкольника,
должны соблюдаться следующие принципы:
• Принцип опоры на
обучаемость ребенка.
• Принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка.
• Принцип соблюдения интересов ребенка.
• Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, в ходе изучения ребенка (явления, ситуации).
• Принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.
• Принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа - это опора предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к стремлению «навешивать ярлыки», понимание того, что есть норма.
• Принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.
Слайд 11Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:
• организация движения (развитие общей и
мелкой моторики);
• развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);
• формирование деятельности ребенка (манипулятивной , сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации, рисования);
• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
• формирование представлений о пространстве, времени и количестве.
Слайд 12Примерная программа составления психолого-педагогического представления на дошкольника
В разделе «Общие сведения о
ребенке» следует указать, откуда поступил (из семьи, из другого ОУ), были ли длительные перерывы в посещении дошкольного учреждения, по каким причинам. Оценка адаптации ребенка в группе: хорошая; удовлетворительная; недостаточная; плохая; иное.
2. В разделе «Особенности внешнего вида ребенка», кратко отметить: осанку, походку, жесты, мимику , наличие слюнотечения и т.д.
3. В разделе «Соматическое здоровье» указать группу здоровья; как часто болеет, и какими заболеваниями; аппетит, характеристика дневного сна; страдает ли ребенок энурезом и (или) энкопрезом и т.д.
Слайд 134. В разделе «Характеристика семьи» необходимо предоставить сведения о родителях.
Заполнить подразделы:
•
Состав семьи: полная, неполная, многодетная, наличие братьев и сестер.
• Тип семьи:
а) благополучная (родители морально устойчивы , владеют культурой воспитания);
б) неблагополучная (педагогически некомпетентная: отсутствует единство требований родителей, ребенок безнадзорен, с ним жестоко обращаются, систематически наказывают, плохо осведомлены о его интересах, поведении в детском саду);
в) нравственно неблагополучная семья (родители ведут аморальный образ жизни, пьянство, тунеядство, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются);
г) конфликтная семья (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, конфликты, родители раздражительны, жестоки, нетерпимы).
Слайд 14• Кто занимается воспитанием ребенка: мать, отец, бабушка, другие.
• Характер взаимоотношений
родителей с ребенком:
а) семейный диктат (систематическое подавление инициативы и собственного достоинства ребенка);
б) чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий);
в) попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребенка, пассивность, признание полной автономии ребенка)
г) сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радости и горя).
Слайд 155. В разделе «Особенности моторной сферы»
описывать по данным «Представления».
Общая моторика: норма ,
незначительно нарушены координация, темп, ритм движения, моторно неловок.
Ручная моторика: норма (сохранность функции), недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность, объем движений (полный, неполный, строго ограничен), темп (норма, быстрый, медленный), переключаемость (точная , неточная), координация (норма, незначительные нарушения, нарушена, неполная).
Ведущая рука: левша, амбидекстер, правша.
Слайд 166. В разделе «Характеристика познавательной сферы ребенка»
дать характеристику психическим процессам:
Характеристика внимания
Характеристика
памяти
Характеристика мышления
Слайд 177. В разделе «Состояние знаний ребенка по разделам программы»
описать знания ребенка
об окружающем, математические навыки, навыки рисования, какие затруднения испытывает в обучении.
- Запас общих сведений об окружающе
Сформированность навыков рисования
- Сформированность элементарных математических представлений:
- Количество и счет
Восприятие формы
Восприятие цвета
Временные представления
Пространственные представления
Слайд 188. Отношение к занятиям:
не способен контролировать свою деятельность, не доводит
дело до конца, мешает педагогу, детям, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова»); принимает ли помощь и какую: (словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую); как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности: (не) стремится преодолеть, бросает работу, подглядывает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, детям за помощью, самостоятельно ищет выход.
Слайд 199. Характеристика речи ребенка:
- Звуковая сторона речи:
- Словарь:
- Грамматический строй
речи: .
- Связная речь
10. Характеристика деятельности:
- Навыки самообслуживания
- Игровая деятельность
- Конструктивная и графическая деятельность
Слайд 2011. Основные трудности, отмечаемые в общении: трудностей нет; не умеет поддерживать игру;
предпочитает быть в одиночестве; плачет, малоконтактен со взрослыми, детьми; конфликтен; иное.
12. Личностные особенности: адекватность эмоциональных реакций, активность или пассивность в различных видах деятельности , наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с детьми и взрослыми; застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость; преобладающее настроение; поведение: спокойное, адекватное ситуации, беспокойное; нравственные качества : адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, любви, добра, склонность прийти на помощь или вредить, обижать других, агрессивность, лживость и т.д., умение подчиняться требованиям взрослых , аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональной реакции на одобрение и порицание.
Слайд 2113. Особенности эмоционально-волевой сферы:
преобладающее настроение (мрачность , подавленность, злобность, агрессивность, замкнутость,
негативизм, эйфорическая жизнерадостность), тревожный, возбудимый, неуверенный, импульсивный, стеснительный, доброжелательный, спокоен, уравновешен, двигательно расторможен, испытывает страх перед возможностью неудачи, эмоционально пассивен, внушаем, эмоциональные реакции адекватны, наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям, гневу; общее оживление при выполнении задания (двигательное, эмоциональное), успокаивается сам (а), по просьбе взрослого , при переключении на другую деятельность, наличие фобических реакций (страх темноты, замкнутого пространства, одиночества и др.); наличие смелости, решительности, настойчивости, способности сдерживать себя; активность или пассивность в разных видах деятельности; наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с людьми; застенчивость, капризность.
Слайд 2214. В разделе «Дополнительные особенности развития ребенка»
можно отметить, к какому виду
деятельности замечены склонности, проявление творческих способностей. Причины отставания в развитии. Положительные и отрицательные качества ребенка.