Слайд 1Формы обучения, педагогические возможности и условия их применения
900igr.net
Слайд 2
«Чем труднее учителю, тем легче ученику».
Л.Н.Толстой
Слайд 3План:
Возникновение и развитие системы форм обучения.
Урок как основная форма. Требования
к современному уроку.
Типология и структура.
Педагогические возможности и условия применения
Слайд 4Цель занятия:
Цель: Создать условия для формирования у студентов понятия о формах
обучения и педагогические возможности и условия их применения.
Слайд 5Формы организации обучения
Формы организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности
учителя и учеников, осуществляемой в определенном порядке.
Слайд 6Формы обучения
виды учебных занятий, способы организации учебной деятельности школьников, учителя и
учащихся, направленные на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, на воспитание и развитие их в процессе обучения
Слайд 7Классификация форм обучения
Количеству учащихся - массовые, групповые и индивидуальные.
Месту учебы -
школьные и внешкольные.
Продолжительности - классический урок 45 минут, пара 90 минут.
Слайд 8История развития форм организации обучения
• индивидуально-групповые (репетиторство, гувернерство);
• дифференцированного обучения по способностям
- Мангеймская система Зиккенгера;
• Белл-ланкастерская (Англия, Индия), где разновозрастные группы и старшие учат младших;
• Бригадное обучение (советская школа в 20-е годы);
• американский «план Трампа» - 40% времени в больших группах, 20% в малых, 40% самостоятельная работа.
Слайд 9Классно-урочная система (17 век).
Ее особенности:
постоянный состав учащихся одного уровня подготовки
и возраста - класс;
каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом;
учебный процесс осуществляется в виде уроков, каждый из которых посвящен одному предмету;
постоянное чередование уроков;
руководящая роль учителя.
Слайд 10Преимущество и недостатки
Преимущества классно-урочной системы: строгая оргструктура, экономична, создает предпосылки для
взаимообучения, коллективная деятельность, соревновательность, возможности для воспитания и развития.
Недостатки: ориентация на среднего ученика, отсутствие индивидуальной учебно-воспитательной работы (второгодники), навязывает жесткий ритм и искусственную организацию работы (по Н.К. Куписевичу).
Слайд 11Понятие Урок
Урок – основная единица образовательного процесса, чётко ограниченная временными рамками (45
минут), планом работы и составом участников.
Основной формой обучения в мире является классно -урочная форма обучения.
Уроки даже по одному предмету мало похожи друг на друга.
Слайд 12Для урока характерны специфические признаки:
1.Постоянная группа учащихся.
2.Руководство учителем, деятельности школьников с
учётом индивидуальных особенностей каждого из них.
3.Овладение основным изученным материалом на уроке.
Слайд 13Структура урока
Структура урока – совокупность элементов урока обеспечивающая его целостность и сохранность
основных характеристик урока при различных вариантах.
Слайд 14Тип урока – понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных
элементов.
В дидактике наиболее разработанными являются следующие классификации:
по “месту урока” в системе уроков по учебной теме (С.В. Иванов);
по признаку основной дидактической цели (Б.П. Есипов);
по способу проведения урока (И.Н. Казанцев).
Слайд 15Классификация типов уроков Б. П. Есипов
1.Изучение нового материала.
2.Урок закрепления знаний и
формирование умений и навыков.
3.Урок обобщения и систематизации знаний.
4.Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
5.Комбинированный или смешанный урок.
Слайд 16По дидактической цели и дидактическим задачам
различают:
Урок обычный, на котором
решается лишь одна дидактическая задача (изучение нового материала, или закрепление изученного, или контроль);
Урок комбинированный (смешанный), где последовательно решаются несколько дидактических задач;
Урок синтетический, на котором несколько дидактических задач решаются одновременно.
Слайд 17Структура комбинированного урока:
Слайд 18Выделяют традиционно четыре основных типа уроков:
урок по ознакомлению с новым материалом;
урок
по закреплению изученного материала;
урок проверки знаний, умений и навыков;
урок по систематизации и обобщению изученного материала.
Слайд 19Нетрадиционные формы уроков
Урок-лекция "Парадокс«
Урок-"Эврика«
Урок-сочинение
Урок-аукцион
Урок-деловая игра
Игра-обобщение
Урок-пресс-конференция
Урок-диспут
Уроки-творчества
Урок-творческий отчет
Урок-"общественный смотр знаний«
Урок-соревнование
Урок-соревнование (алгебра)
Урок-турнир
Урок типа «КВН»
Урок
«Что? Где? Когда?»
Урок-эстафета
Урок взаимообучения учащихся
Уроки, которые ведут ученики
Урок-экскурсия
Урок-заочная экскурсия
Урок-консультация
Компьютерные игры
Групповой урок внеклассного чтения
Конференция старшеклассников
Урок-семинар
Урок-бенефис
Слайд 20Нетрадиционные уроки
Уроки книжной панорамы
• Уроки обобщения (ролевая игра, устный журнал)
• Уроки
решения задач
• Урок-эссе
• "Атака мыслей"
• Бинарный урок
• Консультанты на опросе
Конспект-лекция
Круглый стол
Лекция-дискуссия
Лекция-консультация
Лекция с обратной связью
"Определение понятий"
• Проблемное изложение
• Методика поабзацной проработки текста
• "Синтез мыслей"
• Лекция "Улучшить и повторить"
• Конференция однородных групп
• Урок-лабиринт
• Урок-путешествие
• Интегрированный урок
• Обобщающий урок
• Зачет-игра
• Интегративные уроки