Слайд 1Формирование функциональной грамотности на уроках естественно-географического цикла
Рыжова М.И.
Слайд 2«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно
приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.]
Слайд 3Компоненты функциональной грамотности
знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений,
составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;
готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора
Слайд 4Естественнонаучная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественно-научной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.
Естественнонаучные знания и умения в школе формируются при изучении предметов естественнонаучного цикла: физики (с элементами астрономии), биологии, химии, географии.
Слайд 5Естественнонаучная грамотность включает в себя следующие компоненты:
«Общепредметные» (общеучебные) умения, навыки, формируемые
в рамках естественнонаучных предметов.
Естественнонаучные понятия и ситуации, в которых используются естественнонаучные знания.
Естественнонаучно-грамотный человек должен обладать
следующими компетентностями:
•научно объяснять явления,
•оценивать и планировать научные исследования,
•научно интерпретировать данные и доказательства
Слайд 6Для определения уровня сформированности естественнонаучной грамотности учитываются следующие умения учащихся:
–
использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях;
– выявлять особенности естественнонаучного исследования;
– делать выводы, формулировать ответ в понятной форме;
– уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления;
– уметь интерпретировать научную аргументацию и выводы;
– понимать методы научных исследований;
– выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научных методов;
– перечислять явления, факты, события;
– сравнивать объекты, события, факты;
– объяснять явления, события, факты;
– характеризовать объекты, события, факты;
– анализировать события, явления и т.д.;
– видеть суть проблемы;
– составлять конспект, план и т.д.
Слайд 7На формирование знания учебного материала
1. Определите, истинно или ложно данное утверждение
(схема и т. д.)
2. Найдите в тексте ключевые слова (слова – ориентиры)
3. Разбейте текст на смысловые части и дайте заголовок каждой из них
4. Найдите в тексте возможные ошибки
5. Найдите дополнительный материал к данному тексту по теме в популярной литературе, энциклопедии и т. д.
Например:
• Определите, истинно или ложно данное соответствие:
Тип питания – фотосинтез; орган – лист; ткань – корень; клетки – столбчатые; структуры – хлоропласты; вещества – минеральные.
• Найдите в тексте ключевые слова:
При разложении 250г оксида ртути (II) выделилась чистая ртуть и кислород. Вычислить массу образовавшейся ртути.
Слайд 8На формирование понимания изучаемого материала
1. Приведите примеры и контрпримеры к понятию,
явлению, правилу.
2. Прокомментируйте самостоятельное письменное выполнение, какого –
либо задания.
3. Прочитайте словами данную символическую информацию (чертеж,
схему, таблицу, рисунок).
4. Перекодируйте известную словесную информацию (определение,
понятие, правило и т.д.) в виде схемы, рисунка, таблицы и т.д.
5. Составьте вопросы по данному материалу, теме.
6. Ответьте на вопросы, отражающие причинно – следственные связи:
«Зачем», «Почему» и т. д.
Например:
• Прочитайте, словами расскажите данную символическую информацию (схему, таблицу, рисунок и т.д.):
Кислород
Фотосинтез углекислый газ Дыхание
органические вещества
Слайд 9На формирование умений и навыков
1. По условию задания установите, какие знания
необходимо использовать для выполнения данного задания.
2. Выделите для себя из текста полезные новые знания.
3. Найдите ошибку в тексте, выявите ее сущность.
4. Ответьте на вопросы, связанные с действием и способом его осуществления: «Почему …», «Как …», «Каким образом …».
Например:
* Найдите биологические ошибки в следующих предложениях и исправьте их. Плоды картофеля – клубни, содержат много крахмала.
На верхушке корневища ландыша легко обнаружить корневой чехлик.
* Какими методами в лаборатории можно получить кислород, используя перманганат калия?
Слайд 10На развитие внимания
1. Задайте вопросы к данному тексту
2. Найдите ошибку в
тексте, определении, схеме, таблице
3. Дан перечень некоторых объектов, понятий и т.д., расположите их в определенном порядке.
Например:
* Рост, развитие, размножение…. Продолжите данный ряд. Что в нем перечисляется?
* Найдите ошибку в определении:
Питание – это процесс переваривания пищи. Пищеварение – это процесс механической переработки пищи. Ферменты – это особые белки, способствующие выделению. Производители – организмы, потребляющие произведенное.
Слайд 11На развитие мировоззрения
1. Приведите примеры объектов, процессов реальной действительности, описываемых данным
свойством, явлением и т. д.
2. Составьте содержательную прикладную задачу на применение изученного материала.
Например:
* Каждую осень на улицах городов можно увидеть костры, в которых горит опавшая листва. Можно ли осенью сжигать опавшие листья? Ответ обоснуйте.
* Подумайте, как человек может использовать в своей практической деятельности знания о влиянии света, воды и температуры на живые организмы.
Слайд 12Для успешного формирования естественнонаучной грамотности учащихся нужно использовать задания, которые содержат:
информацию
в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем;
задания, составленные из разных предметных областей, для выполнения которых надо интегрировать разные знания и использовать общеучебные умения;
задания, в которых неясно, к какой области знаний надо обратиться, чтобы определить способ действий;
задания, требующие привлечение дополнительной информации или, напротив, содержащие избыточную информацию и «лишние данные»;
комплексные и структурированные задания, состоящие из нескольких взаимосвязанных вопросов.