Слайд 1Презентация по дисциплине «Танец»
тема: Леонид Якобсон
Выполнила преподаватель хореографических
дисциплин отделения ХиТАД
Масловская Н.А
Томск 2015
Департамент по культуре и туризму Томской области
областное государственное образовательное автономное учреждение среднего профессионального образования
«Губернаторский колледж социально-культурных инноваций и технологий.
Слайд 2Цель:
познакомить студентов с творчеством Леонида Якобсона, рассказать о «гении жанра»,
оценить
эстетику стиля балетмейстера.
Задачи:
рассмотрение основных этапов жизни и творчества Леонида Якобсона;
рассмотрение создания музыкально-пластической системы – «хореопластики»;
знакомство с классическим наследием русского модерна;
опосредованное знакомство с репертуаром балетного театра 20-го века.
Слайд 3Его мышление было абсолютно самобытным, его фантазия была неистощима. Но он
не сделал и половины того, что мог бы сделать».
Нина Аловерт
В январе исполняется 111 лет со дня рождения Леонида Вениаминовича Якобсона, гениального хореографа 20-го век.
Слайд 4
Балеты Якобсона, поставленные десятилетия назад, и сегодня восхищают своей оригинальностью, художественной
силой, духовной красотой.
Слайд 5Судьба любой личности в искусстве складывается нелегко, а судьба самобытного художника,
не признававшего конформизма в искусстве, в советской России складывалась к тому же и несправедливо, даже трагически.
Леонид Якобсон родился 2 января 1904 года.
В 1926 году окончил Ленинградское хореографическое училище
Слайд 6Первая балетмейстерская работа Л.Я. – постановка 2-го акта балета «Золотой век»
Д.Д.Шостаковича – 1930г. Ленинградский театр оперы и балета
Слайд 7Работая при училище стажером-балетмейстером, ставит два балета: «Чавдаро» («Пионерия») музыка В.В.Волошина
и М.И.Чулаки – в 1932году; «Тиль Эйленшпигель»на музыку симфонической поэмы Р.Штрауса – 1933 год.
Слайд 81933 -1942 г.г. Якобсон балетмейстер московского Большого театра.
Слайд 9Последователь Фокина, Якобсон с самого начала шел «против течения».
Слайд 10Его фантазии были тесны рамки классического танца. Агриппина Ваганова, слово которой
много значило в балетном Ленинграде, оказалась в числе яростных противников эстетики Якобсона.
Слайд 11В 1936 голу в Свердловске осуществил постановку балета «Утраченные иллюзии» и
несколько концертных номеров на музыку Мусорского и Чайковского.
Слайд 12Якобсон использовал образы и приемы смежных искусств: живописи, скульптуры, кино.
Слайд 13В 1940 году в Казани ставит балет «Шурале» на музыку татарского
композитора Ф. Ярулина.
«Шурале»
Слайд 14В «Шурале» все было необычным. Прежде всего, говорящая пластика, которая развивалась
вместе с музыкой.
Слайд 15Балет Якобсона стал новым словом в хореографии, обозначенным жанром «хореографического симфонизма».
Слайд 16До 1949 года работает в Молдавии по приглашению директора Кишиневской филармонии.
Здесь Якобсон увлекся народным творчеством и молдавским фольклором. Он сотрудничает с ансамблем «Жок», для которого поставил много танцевальных номеров.
Слайд 17«Али Батыр» в Кировском
1949 год
Слайд 18«Наконец-то на смену режиссерам пришел балетмейстер, на сцену мастерам пантомимных сцен
– поэт танца», - восклицал Федор Лопухов
Слайд 19Лауреат Сталинской премии – 1951 год
Слайд 20В 1956 году Ф. Лопухов, очень ценивший Якобсона. предлагает ему поставить
балет «Спартак»
Слайд 21«Спартак», задуманный Якобсоном, нарушал все привычные традиции.
Слайд 22Впервые в истории отечественного балетного театра Якобсон построил целый балет на
основе «свободной пластики», одев исполнителей в туники и сандалии.
Слайд 23«Спартак» принес Якобсону ошеломляющий успех.
Заслуженный деятель искусств РСФСР – 1957
год
Слайд 27 В 1959 году Леонид Якобсон стал инициатором создания и художественным
руководителем ленинградской труппы «Хореографические миниатюры»
Слайд 28В 1960 году этот спектакль был экранизирован.
Слайд 29Спектакль был награжден призом «Золотая нимфа» в Монте-Карло, Якобсон получил диплом
Парижской Академии танца.
Слайд 30В его труппе не было места кордебалету…
Слайд 31Якобсон создал коллектив солистов, которые выступают в различных жанрах.
Слайд 32
Он продолжал ставить свои миниатюры и писать книгу «Письма Новеру», которая
была издана в России лишь в 2001 году. Его статья «Музыка и хореография современного балета» заканчивается так: «Словом, работы, замыслов – много. Главное – успеть. Март 1974 года».
Он не успел. Якобсон находился на пределе сил, здоровье его с каждым днем ухудшалось. Он скончался 17 сентября 1975 года в больнице, до последних минут не веря в то, что уже никогда не сможет поставить все запланированные балеты.
Слайд 33Вся его жизнь – сгусток трагической борьбы с властью. Л.В.Якобсон не
был ни политиком, ни борцом за права человека. Он жил лишь одним – балетом, желал лишь одного – работы. Но его личность оказалась совершенно несовместимой с тоталитарной советской системой, все подчиняющей себе и своей идеологии.
Жизнь - борьба
Слайд 34Талант не знает идеологии и ищет собственные пути к существованию.
Слайд 35Хореографические работы Леонида Якобсона признаны мировой классикой. Его имя носит балетный
театр – Санкт- Петербургский Государственный Академический театр балета имени Леонида Якобсона (балет Якобсона).
Слайд 36Школа балета имени Леонида Якобсона
в Санкт-Петербурге.
Слайд 37«Гений жанра», умевший вдыхать живой дух в застывшие формы, извлекать из
неподвижности пластический поток.
Слайд 38«Леонида Якобсона я вообще ставлю выше всех на свете… Выдуманные им
движения ранее не существовали. Он ставил танец, а не па из классического балетного класса… Не задумываясь он воспроизводил танец немедленно. Его фантазия – рог изобилия. По одаренности от природы, по гениальности равному ему хореографа я больше в жизни не встречала».
Майя Плисецкая
Слайд 39«Если бы не Якобсон, то моя карьера на Западе не состоялась,
и вообще все было бы по-другому, потому что он дал мне это ощущение телесной свободы, выразительности тела, которое я потом вложила в классику. Поэтому, наверно, «Лебединое озеро», «Жизель» звучали у меня по-современному, а не традиционно. В этом «виноват» Якобсон. Это был великий человек, талантливый. Он был впереди своего времени. Я благодарна судьбе, что мне посчастливилось работать с ним».
Наталья Макарова
Слайд 40«Великий талант Якобсона состоял в сложности и разнообразии пластических стилей, которые
он мог развернуть. У него был особый дар создавать движения и образы, идеально соответствующие индивидуальности танцовщика. …Для любого танцовщика или балерины встреча с Леонидом Якобсоном запоминается на всю жизнь. Я безоговорочно доверяю вкусу Якобсона. Он раскрыл во мне хореографически то, что самому было неясно».
Михаил Барышников
Слайд 41Литература:
1. Добровольская Г.Н. Балетмейсиер Леонид Якобсон. Л., Искусство, 1968
2. Добровольская Г.Н.
Мятежный Якобсон, Петербургский балет. Рубеж тысячелетия. – СПб.: Издательство российского института истории искусств, Министерство Культуры Российской Федерации, 2004
3. Добровольская Г.Н., Чистяков В.И. Ленинградский балет сегодня. Л., Искусство, 1968
4. Зайдельсон В., певзнер И. Беседы о Леониде Якобсоне, или Необходимый разговор и письмо, посланное вслед. М., 1976
5. Звездочкин В.А. Творчество Леонида Якобсона. М., 2003