Презентация, доклад для учителей по внеурочной деятельности

Содержание

Формы организации внеурочной деятельности школьников Результаты первого уровня – приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни (принцип «педагог-ребенок»). Результаты второго уровня – формирование позитивного отношения ученика к базовым ценностям общества и к социальной

Слайд 1Формы организации внеурочной деятельности школьников
.

Формы организации внеурочной деятельности школьников .

Слайд 2Формы организации внеурочной деятельности школьников

Результаты первого уровня – приобретение школьником социальных

знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни (принцип «педагог-ребенок»).
Результаты второго уровня – формирование позитивного отношения ученика к базовым ценностям общества и к социальной реальности в целом (принцип «педагог-ребенок-детская среда (коллектив)».
Результаты третьего уровня - приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия, возможно при условии организации взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде («педагог-ребенок-детская среда-общественная среда (социальные субъекты).
Наиболее эффективно это может происходить во время проведения социально ориентированных акций.

Формы организации внеурочной деятельности школьников Результаты первого уровня – приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и

Слайд 3Формы организации внеурочной деятельности школьников
Познавательная деятельность:
Педагог инициирует и организует работу с

воспитывающей информацией, предлагает обсудить ее, высказывать свое мнение, выработать позицию по отношению к ней (о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках, героизме и малодушии, войне и экологии, культуре, политике и др. проблемах общества).
При обсуждении эффективны внутригрупповые дискуссии, позволяющие учащимся соотнести собственное отношение с мнением других детей и способствуют коррекции этого отношения.
Также приобретается опыт поведения в ситуации разнообразия взглядов, ученики учатся уважать иные точки зрения, соотносить со своей собственной. Важно, чтобы знание становилось объектом эмоционального переживания

Формы организации внеурочной деятельности школьниковПознавательная деятельность:Педагог инициирует и организует работу с воспитывающей информацией, предлагает обсудить ее, высказывать

Слайд 4Формы организации внеурочной деятельности школьников
Проблемно-ценностное общение: затрагивает не только эмоциональный мир

ученика, но и его восприятие жизни, ее ценностей, смысла (в форме этических бесед, дебатов, тематических диспутов, проблемно-ценностных дискуссий).
Этическая беседа – это обращенное к слушателям развернутое личное высказывание, проникнутое эмоциями и переживаниями.
Предмет общения – морально-нравственные коллизии, представленные в реальных жизненных ситуациях и художественных текстах. Это гибкое сочетание программирования и импровизации.
Основной канал общения -Педагог – Дети. Эта форма не предполагает активной коммуникации школьников между собой (максимум допустимого – обмен детей непродолжительными репликами).
Иная образовательная технология – дебаты, весьма популярная ныне.

Формы организации внеурочной деятельности школьниковПроблемно-ценностное общение: затрагивает не только эмоциональный мир ученика, но и его восприятие жизни,

Слайд 5Формы организации внеурочной деятельности школьников
Досуговое общение – (культпоходы в театр, музей,

галерею).
Воспитательные результаты первого уровня: выбор спектакля, встреча с работником театра, встреча с режиссером, артистами, гримерами, организация итоговой коллективной рефлексии, творческие работы и их дар театру, закладывание основ для дальнейшего сотрудничества с театром).
Воспитательные результаты второго уровня: концерт, «огонек» в классе, вечер общения, инсценировка силами учеников. В самостоятельном творчестве предполагается выступление перед родителями, гостями…
Воспитательные результаты третьего уровня: организация досуга других людей, не являющихся близкими. Организация в микрорайоне ярмарки (народного гуляния): шествие + экономическая игра + конкурсы + финальный сбор с аукционом и пр.
Формы организации внеурочной деятельности школьниковДосуговое общение – (культпоходы в театр, музей, галерею).Воспитательные результаты первого уровня: выбор спектакля,

Слайд 6Формы организации внеурочной деятельности школьников
Игровая деятельность – действие, протекающее в определенных

рамках места, времени, смысла в обозримом порядке, по добровольно принятым правилам, вне сферы материальной пользы и необходимости; сопровождается настроением и чувствами подъема и напряжения.
Игра расширяет сферу профессиональной деятельности, обогащает профессиональную позицию педагога. Игра – это некий спектакль, где каждый участник проявляется, демонстрируя стереотипы поведения и общения с окружающими.
Признаки игры – двуплановость (реальные обстоятельства и условное пространство) и роли.
Игровое общение оказывает мощное воспитательное воздействие, т.к. позволяет педагогу совершать различные маневры в поле делового и личностного общения. 1) Ребенок и педагог чувствуют себя свободнее и у них больше пространства для самореализации. 2) игра создает возможности для со-творчества взрослого и ребенка.
Формы организации внеурочной деятельности школьниковИгровая деятельность – действие, протекающее в определенных рамках места, времени, смысла в обозримом

Слайд 7Формы организации внеурочной деятельности школьников
Алгоритм создания ролевой игры – 1) подготовительный

этап;
2) организационный этап;
3) активный игровой период;
4) заключительный.
В течение активного игрового периода игровое время для всех участников назначается ежедневно по окончании 6-го урока в течение 2-3 часов.
Развитие игры зависит от изначальных установок и от того, как мастера контролируют отдельные игровые моменты. Корректировать сюжет следует только по необходимости и весьма осторожно по отношению к играющим. Это достигается путем:
- введения в игру новых персонажей;
- неожиданно обрушивающихся на игроков событий (эпидемия, лавина, проклятие богов…..).
Формы организации внеурочной деятельности школьниковАлгоритм создания ролевой игры – 1) подготовительный этап;

Слайд 8Формы организации внеурочной деятельности
Закончить игру лучше на эмоциональном и сюжетном подъеме,

что обеспечивает яркость впечатлений и больше стимулов для предстоящего обсуждения
Обсуждение игры (рефлексия), подведение итогов.
Обсуждение лучше проводить через 20-40 минут после ее окончания, когда немного улягутся эмоции и появится возможность анализировать игру.
Обсуждение ведется по плану: 1) ведущий предлагает вспомнить основные игровые моменты; 2) оценка того, что произошло; 3) если игровое пространство состоит из самостоятельных частей, первоначально проводится обсуждение для игроков, игравших в одной игровой зоне, далее общее обсуждение; 4) в конце обсуждения ведущий «раскрывает карты» - поясняет что-то оставшееся непонятным и отвечает на вопросы.
После этого подводится окончательный итог игры.
Формы организации внеурочной деятельностиЗакончить игру лучше на эмоциональном и сюжетном подъеме, что обеспечивает яркость впечатлений и больше

Слайд 9Формы организации внеурочной деятельности школьников
По мнению детского психолога

Д.Б. Эльконина, содержание детских игр развивается от игр, в которых основным является предметная деятельность людей, к играм, отражающим отношения между людьми, и наконец, к играм, в которых главным выступает подчинение правилам общественного поведения и общественных отношений между людьми.
Первый тип игры – игра с ролевым акцентом - достижение результата первого уровня. Второй тип игры – игра с деловым акцентом – результат второго уровня. Третий тип игры – социально моделирующая игра – результат третьего уровня.

3

2

1

Формы организации внеурочной деятельности школьников   По мнению детского психолога Д.Б. Эльконина, содержание детских игр развивается

Слайд 10Формы организации внеурочной деятельности школьников

Ролевая игра - стимулирует активность участников за

счет азарта, соперничества, занимательности и практического решения задач.
Деловая игра- в центре внимания поиск решения проблемы (бизнес-игра, видео-салон, рекламное агентство, фотосалон, переплетная мастерская и др.)
Социально-моделирующая игра, когда воспроизводятся социально приемлемые и культуросообразные образцы идеальной взрослости.
Цель данной игры – создание развивающего культуросообразного подросткового сообщества как альтернатива асоциальным подростковым структурам для формирования активной гражданской позиции. Пример: межшкольное клубное пространство, лингвистический лагерь «Европа» и др.

Формы организации внеурочной деятельности школьниковРолевая игра - стимулирует активность участников за счет азарта, соперничества, занимательности и практического

Слайд 11Формы организации внеурочной деятельности школьников
Примерная внеурочная программа игровой деятельности основывается

на принципах: природосообразности, культуросообразности, коллективности, диалогичности.
Программа предусматривает следующие виды игр:
- интеллектуально-познавательная;
- подвижная;
- настольная;
- игра-драматизация;
- ситуативная игра-упражнение;
- игра на кооперацию;
- комплексная игра на местности;
- комплексная игра-приключение.




Формы организации внеурочной деятельности школьниковПримерная внеурочная программа игровой деятельности основывается  на принципах: природосообразности, культуросообразности, коллективности, диалогичности.Программа

Слайд 12Формы организации внеурочной деятельности школьников
Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность): высшая форма

социальной деятельности; созидательный процесс, направленный на преобразование и создание новых социальных отношений и общественного бытия.
Социальное творчество школьников – это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме.
Данная деятельность сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом.
Преобразования касаются любых сторон и проблем общественной жизни: отношений между социальными группами, гражданской самоорганизации, общественной поддержки представителей групп «риска», защиты и развития культурной и природной среды существования общества и др.
Формы организации внеурочной деятельности школьниковСоциальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность): высшая форма социальной деятельности; созидательный процесс, направленный на

Слайд 13Формы организации внеурочной деятельности школьников

Коллективное творческое дело (КТД) (по И.П. Иванову)

имеет шесть этапов:
совместное решение о проведении дела;
коллективное планирование;
коллективная подготовка;
коллективное проведение дела;
коллективный анализ;
ближайшее последействие.
К сожалению, в реальной педагогической практике «совместное решение» встречается редко.
Дело чаще задается извне, либо «совместность» сводится к реакции школьников на предложение учителя.
Формы организации внеурочной деятельности школьниковКоллективное творческое дело (КТД) (по И.П. Иванову) имеет шесть этапов:совместное решение о проведении

Слайд 14Формы организации внеурочной деятельности школьников
Суть технологической «цепочки» КТД в следующем: после

принятия решения о проведении дела первичный коллектив делится на команды, группы, звенья.
Группа «создает, участвует, анализирует» – в основе лежат действия педагога по созданию, поддержке, помощи в соответствующих групповых действиях.
Совет дела разрабатывает на основе предложений проект КТД, дает задания группам по подготовке, помогает группам, координирует их усилия.
Технологичность КТД объясняется «настроенностью» цепочки коллективного творческого дела на мощных психологических механизмах: соревновательности, игры, импровизации школьников.
Научить детей работе в режиме КТД, мотивировать их к этой работе достаточно сложно.
Формы организации внеурочной деятельности школьниковСуть технологической «цепочки» КТД в следующем: после принятия решения о проведении дела первичный

Слайд 15Формы организации внеурочной деятельности школьников
Шаги педагога по активизации КТД:
Делаем жизнь интереснее.
Ищем

помощников.
Привлекаем учеников к планированию
Предлагаем сделать выбор.
Оказываем помощь.
Формы социализирующей работы с детьми: 1) социальная работа (социальный педагог и социальный работник из образовательных учреждений); 2) социальный проект (волонтерство); 3) образовательный проект (через систему учебных занятий, имеющих практический компонент); 4) социально-образовательный проект (переход ребенка к осуществлению самостоятельного общественного действия).
Формы организации внеурочной деятельности школьниковШаги педагога по активизации КТД:Делаем жизнь интереснее.Ищем помощников.Привлекаем учеников к планированиюПредлагаем сделать выбор.Оказываем

Слайд 16Формы организации внеурочной деятельности школьников
Методика социально-образовательных проектов основана на следующих принципах:


востребованность и социальная значимость результатов деятельности, возможность оценить ее эффективность;
участие ребенка в создании замысла проекта, включающего анализ проблемного поля, личное самоопределение, постановку цели;
опора проекта на управление ресурсами, коллективно-распределенный характер деятельности, кооперацию с «внешними» социальными агентами, имеющими отношение к выявленному проблемному полю;
образовательное сопровождение всего хода осуществления проекта с позиции обеспечения рефлексии ребенком используемых средств, полученных результатов, эффективности результатов, планирования нового цикла.
Формы организации внеурочной деятельности школьниковМетодика социально-образовательных проектов основана на следующих принципах: востребованность и социальная значимость результатов деятельности,

Слайд 17Формы организации внеурочной деятельности школьников
Социально-образовательные проекты могут стать составной частью местных

(региональных, муниципальных) «сквозных программ» как формы кооперации интересов органов власти и инициативных групп детей и образовательного учреждения в целом.
Чем серьезнее проблема, тем эффективнее решаются воспитательные цели и задачи: растет ответственность за решение проблемы; усиливается идентификация с «нашей», «своей» детской общностью; формируется ощущение наполненности жизни значимыми вопросами и делами, межпрофессиональным и межпоколенческим взаимодействием и др.
Данные проекты имеют значение как средства пробуждения и реализации социальной активности подрастающего поколения, формирования гражданского общества в Российской Федерации, основы которого должны закладываться еще в начальной школе.
Формы организации внеурочной деятельности школьниковСоциально-образовательные проекты могут стать составной частью местных (региональных, муниципальных) «сквозных программ» как формы

Слайд 18Формы организации внеурочной деятельности школьников
Социально-образовательный проект должен включать разные типы исследований

как составную часть проекта на различных этапах его движения.
Исследование помогает очертить проблему, выявить причины, лежащие в ее основании. Его результаты могут существенным образом повлиять на выбор объекта и предмета преобразований, на характер и направленность самого проектного действия.
Исследовательские процедуры также могут применяться для оценки результативности проекта.
Пример: учащиеся, озабоченные проблемой снижения грамотности сверстников, первоначально пытаются решить проблему, организуя дополнительные занятия по русскому языку. Далее они пытаются повлиять на ситуацию, издавая журнал с рекламой чтения. Последующее исследование привело к тому, что появились более действенные формы работы (интерактивные дискуссии и игры).
Формы организации внеурочной деятельности школьниковСоциально-образовательный проект должен включать разные типы исследований как составную часть проекта на различных

Слайд 19Формы организации внеурочной деятельности школьников
Социально-образовательный проект не должен быть «игрушечным». Он

должен иметь адресата и быть востребованным. Он является и образовательной технологией, смысл которой в обучении социальному действию, в развитии социальной компетентности.
Черты социально-образовательного проекта:
Обязательная ориентация на осуществление социального действия.
Направленность на решение конкретной социально значимой проблемы.
Необходимость строгого учета социального контекста.
Групповой характер социально-образовательного проекта.
Ориентация на социальное партнерство.
Определенность непосредственного предмета деятельности детей в рамках социального партнерства по проекту.
Формы организации внеурочной деятельности школьниковСоциально-образовательный проект не должен быть «игрушечным». Он должен иметь адресата и быть востребованным.

Слайд 20Формы организации внеурочной деятельности школьников
Художественное творчество – воспитание у школьника способности

к эстетическому самоопределению.
Программа по художественному творчеству строится, основываясь на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, диалога культур, поддержки самоопределения ученика.
Художественные проекты – музыкальный и драматический театр, оркестр, объединение художников, ансамбль и др.

Ценностные аспекты – эстетизм, ориентированность на художественную деятельность, чувственное восприятие окружающего мира, нравственная доминанта, креативность, значимость создания чего-то нового, оригинальность и общественно-историческая уникальность.
Формы организации внеурочной деятельности школьниковХудожественное творчество – воспитание у школьника способности к эстетическому самоопределению. Программа по художественному

Слайд 21Формы организации внеурочной деятельности школьников

Принцип диалога культур в сфере художественного творчества

предполагает:
понимание основных сюжетов культурных текстов как основы для диалога культур о своей судьбе, своей жизни в мире людей;
рассмотрение художественного творчества как диалога культур поколений современных школьников с поколениями предшественников;
рассмотрение самодеятельного коллективного художественного творчества как диалога культур всех участников коллектива;
рассмотрение ситуаций представления зрителям результатов художественного творчества как полилога между авторами и исполнителями культурных текстов и зрителями, воспринимающими художественные тексты.
Формы организации внеурочной деятельности школьниковПринцип диалога культур в сфере художественного творчества предполагает:понимание основных сюжетов культурных текстов как

Слайд 22Формы организации внеурочной деятельности школьников

Принцип поддержки самоопределения ученика – самоопределение в

художественном творчестве – процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного отношения к действительности.
Приобретение ребенком опыта самоопределения происходит в ходе взаимного, открытого друг для друга эстетического восприятия, переживания, понимания, создания художественных текстов и реальности как художественного текста.
Художественная деятельность нацелена на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, а также на развитие специальных предметных компетенций художественного творчества (актерское мастерство, игра на музыкальных инструментах, компетенции рисования, черчения и др.).
Формы организации внеурочной деятельности школьниковПринцип поддержки самоопределения ученика – самоопределение в художественном творчестве – процесс формирования личностью

Слайд 23Формы организации внеурочной деятельности школьников

Продуктивны синтетические виды художественного творчества - любительский

театр, любительское видеотворчество, дизайн, любительская мультипликация, фотография и др.
Цель примерной внеурочной программы художественного творчества детей – формирование у них в процессе создания и представления (презентации) художественных произведений способности управления культурным пространством своего существования.
Задачи программы: 1) расширение общего и культурного кругозора, обогащение эстетических чувств и развитие художественного вкуса;
2) формирование способности «прочтения» жизненной ситуации по аналогии с художественным текстом;
3) развитие диапазона управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, тренировка сенсорных способностей.
Формы организации внеурочной деятельности школьниковПродуктивны синтетические виды художественного творчества - любительский театр, любительское видеотворчество, дизайн, любительская мультипликация,

Слайд 24Формы организации внеурочной деятельности школьников

Базовые формы учебных занятий: репетиционные, постановочные, информационные

(беседа, лекция), художественные образовательные события.
Художественное образовательное событие – акт художественного творчества, выносимый на публичное рассмотрение в образовательных целях.
Учебный и воспитательный эффект художественного события для автора произведения обусловлен встречей со зрителем (читателем), с отношением последнего к авторскому произведению.
Формы организации внеурочной деятельности школьниковБазовые формы учебных занятий: репетиционные, постановочные, информационные (беседа, лекция), художественные образовательные события.Художественное образовательное

Слайд 25Формы организации внеурочной деятельности школьников
Воспитательные результаты в сфере художественного творчества:
Первый уровень

результатов – приобретение школьником социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, ее структуре, способах управления социокультурным пространством; овладение способами самопознания, рефлексии; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации своей частной жизни и быта; освоение способов исследования нюансов поведения человека в различных ситуациях, способах типизации взаимодействия, инструментов взаимодействия, понимания партнера.
Второй уровень – получение учеником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, когда проводится новогодний праздник для сверстников, реализуется дизайнерский проект «Школьная клумба» и др.
Формы организации внеурочной деятельности школьниковВоспитательные результаты в сфере художественного творчества:Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний

Слайд 26Формы организации внеурочной деятельности школьников

Третий уровень результатов – получение учеником опыта

самостоятельного общественного действия – реализация проекта в сфере художественного творчества.
Ведение переговоров, выявление интересов потенциального партнера, исследование интересов зрительской аудитории, использование различных способов информирования и др.
Здесь осваивается умение представить зрителю или заказчику собственные разработки.
Особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Формы организации внеурочной деятельности школьниковТретий уровень результатов – получение учеником опыта самостоятельного общественного действия – реализация проекта

Слайд 27Формы организации внеурочной деятельности школьников

Трудовая (производственная) деятельность как осознанная, энергозатратная, общепризнанная

целесообразной, требующая от человека приложения усилий и осуществления работы.
Именно здесь закладывается понимание ребенком культуры труда, этики трудовых отношений, растет чувство продуктивной самостоятельности, ощущение и осознание причастности миру взрослых.
Воспитывающий труд – это, по словам А.С.Макаренко, «труд-забота» о себе и других, ближних и дальних людях.
Кружковые занятия техническим творчеством – авиамоделирование, радиодело, домашние ремесла, народные промыслы, работа с конструктором «Лего» и др.
Понятие «образцовый труд» А.С.Макаренко.
Формы организации внеурочной деятельности школьниковТрудовая (производственная) деятельность как осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной, требующая от человека приложения усилий

Слайд 28Формы организации внеурочной деятельности школьников
Образцовый труд (Макаренко) – передовой и самообеспечивающий,

т.е. отвечающий критериям:
наукоемкость;
высокая рентабельность;
высокий уровень организации;
высокая квалификации работников;
труд, в качестве субъекта имеющий общность (сообщество);
труд, создающий высокое качество жизни;
труд, персонально организованный.
Например: школьная мини-фотостудия, мастерская по изготовлению новогодних игрушек, «Почта», «Фабрика», «Огород на окне» и др.
Формы организации внеурочной деятельности школьниковОбразцовый труд (Макаренко) – передовой и самообеспечивающий, т.е. отвечающий критериям:наукоемкость;высокая рентабельность;высокий уровень организации;высокая

Слайд 29Формы организации внеурочной деятельности школьников

Детско-взрослое образовательное производство (существует на рынке, зарабатывает

деньги).
Воспитание детей и взрослых:
1)содержание и характер делового, межличностного, межвозрастного общения в процессе труда;
2) субъект принимает решения и берет ответственность;
3) общественная и личная значимость, ценность производимого продукта;
4) необходимость проектировать, планировать, анализировать, прогнозировать деятельность;
5) эстетика высокоорганизованного и технологического труда;
6) трудовая дисциплина;
7) дух общего коллективного дела.
Формы организации внеурочной деятельности школьниковДетско-взрослое образовательное производство (существует на рынке, зарабатывает деньги).Воспитание детей и взрослых: 1)содержание и

Слайд 30Формы организации внеурочной деятельности школьников
Спортивно-оздоровительная деятельность - формирование у школьника культуры

здоровья, напрямую связанной с занятиями спортом и предполагающей:
интерес к спорту и оздоровлению, потребность в систематических занятиях спортом, стремление показывать высокие спортивные результаты;
знания в области оздоровления, спортивной подготовки, организации спортивных соревнований;
умение использовать эти знания для эффективной организации спортивной подготовки, успешного выступления на соревнованиях;
спортивный образ жизни, предусматривающий активные занятия спортом;
Стремление привлечь к занятиям спортом ближайшее окружение.
Формы организации внеурочной деятельности школьниковСпортивно-оздоровительная деятельность - формирование у школьника культуры здоровья, напрямую связанной с занятиями спортом

Слайд 31Формы организации внеурочной деятельности школьников
Примерная программа внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности основывается на

принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, диалогичности, поддержки самоопределения ребенка.
Принцип природосообразности предполагает то, что спортивно-оздоровительная деятельность основывается на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовывается с общими законами развития природы и человека, воспитывает его сообразно полу и возрасту, а также формирует у него ответственность за развитие самого себя.
Возрастосообразность (конкретизация принципа природосообразности), когда перед ребенком встает ряд специфических задач, от решения которых зависит его личностное развитие. Это естественно-культурные (биологическое созревание, физическое и сексуальное развитие), социально-культурные (познавательное, морально-нравственное), социально-психологические задачи.
Формы организации внеурочной деятельности школьниковПримерная программа внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности,

Слайд 32Формы организации внеурочной деятельности школьников

Принцип культуросообразности. Перед педагогом стоит задача введения

ребенка в различные пласты физической и спортивной культуры этноса, общества и мира в целом.
Спортивно-оздоровительная деятельность помогает ребенку понять те изменения, которые постоянно происходят в нем самом, в сфере спорта, культуры здоровья, в окружающем мире.
Принцип коллективности предполагает, что спорт и оздоровление в детско-взрослых коллективах различного типа, дают ребенку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, когда создаются условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения в здоровом образе жизни, спортивной самореализации.
Принцип диалогичности как диалог взрослого и ребенка, не предполагает равенства во взаимодействии, требует искренности и взаимного понимания, признания и принятия.

Формы организации внеурочной деятельности школьниковПринцип культуросообразности. Перед педагогом стоит задача введения ребенка в различные пласты физической и

Слайд 33Формы организации внеурочной деятельности школьников
Принцип патриотической направленности - предусматривает обеспечение субъективной

значимости для ребенка идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой.
Реализация принципа - использование эмоционально окрашенных представлений (образы спортивных общественно значимых явлений и предметов; стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий, ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству; собственных действий по отношению к Отечеству).
Принцип пректности – последовательная ориентация деятельности педагога на подготовку и «выведение» ребенка на самостоятельное проектное действие, которое разворачивается следующим образом:
замысел - реализация - рефлексия


заел

Формы организации внеурочной деятельности школьниковПринцип патриотической направленности - предусматривает обеспечение субъективной значимости для ребенка идентификации себя с

Слайд 34Формы организации внеурочной деятельности школьников
Данный принцип предусматривает: спортивно-оздоровительные,

социальные,
экзистенциальные проекты (проекты собственного бытия, проекты самовоспитания, выбора варианта жизни).
Социальные проекты - преобразовывают общности, вносят позитив в окружающую социальную среду за счет реализации социальных инициатив.
Социальные проекты имеют ценностные ориентиры:
коммуникабельность;
предприимчивость;
самостоятельность;
организационная и управленческая компетентность;
конвенциональность (стремление к добровольному соглашению по выполнению принимаемых на себя обязательств);
законность (легальность).


Формы организации внеурочной деятельности школьниковДанный принцип предусматривает: спортивно-оздоровительные,

Слайд 35Формы организации внеурочной деятельности школьников

Основная идея примерной программы – внеурочная деятельность

нацелена на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, а уж потом на развитие специальных предметных компетенций спортивно-физкультурного характера.
Именно поэтому внеурочная деятельность строится вокруг доступных и довольно синтетических видов спортивных занятий.
Программа предполагает:
1)регулярные еженедельные внеурочные занятия школьников;
2) возможность организовывать занятия крупными блоками – «интенсивами» (например, сборы, слеты, походы, соревнования, фестивали, экспедиции и др.
Формы организации внеурочной деятельности школьниковОсновная идея примерной программы – внеурочная деятельность нацелена на духовно-нравственное развитие и воспитание

Слайд 36Формы организации внеурочной деятельности школьников

Внеурочная программа спортивно-оздоровительной деятельности предполагает социальное партнерство

образовательной организации, семьи, управляющих и общественных структур (спортивных обществ, клубов, профессиональных сообществ спортивно-оздоровительных центров, стадионов, бассейнов, катков и др.).
Социальное партнерство – тип социального взаимодействия, ориентирующий участников на равноправное сотрудничество, поиск согласия и достижение оптимальных отношений.
Главное для партнерства - осознание, что без другого, без реализации его интереса свой собственный интерес не реализовать.
Партнеры всегда взаимообусловлены.
Партнеры – это не компаньоны, но и не конкуренты.

Формы организации внеурочной деятельности школьниковВнеурочная программа спортивно-оздоровительной деятельности предполагает социальное партнерство образовательной организации, семьи, управляющих и общественных

Слайд 37Формы организации внеурочной деятельности школьников

В основе социального партнерства лежат принципы:
добровольности;
взаимовыгодности

и взаимодополняемости;
открытости участников партнерства по отношению друг к другу;
согласования интересов на основе переговоров и договоров;
закрепление отношений в договорных актах;
взаимной ответственности и выполнения достигнутых договоренностей;
взаимопомощи.
Конфигурации социального партнерства могут быть самыми разнообразными: двухсубъектными, трехсубъектными, многосубъектными.


Формы организации внеурочной деятельности школьниковВ основе социального партнерства лежат принципы: добровольности;взаимовыгодности и взаимодополняемости;открытости участников партнерства по отношению

Слайд 38Формы организации внеурочной деятельности школьников (взаимодействие школы и семьи)

Ключевым фактором успешности

социального партнерства в сфере реализации образовательных программ является взаимодействие школы и семьи.
От отношения семьи во многом зависит, насколько полноценной и продуктивной будет внеурочная деятельность школьника.
Современные семьи настолько разнообразны и самобытны (независимы или почти независимы от внешних регламентаций и ограничений), что невозможно говорить о каком-то универсальном рецепте вовлечения семьи в партнерство со школой (в т.ч. во внеурочной сфере).
Даже среди семей с позитивным воспитательным потенциалом наблюдаются заметные различия, которые необходимо учитывать.
Формы организации внеурочной деятельности школьников (взаимодействие школы и семьи)Ключевым фактором успешности социального партнерства в сфере реализации образовательных

Слайд 39Формы организации внеурочной деятельности школьников (взаимодействие школы и семьи)
1)Семьи с доминантой

религиозных ценностей (христианских, мусульманских, иудейских, буддийских и др.) – высшей ценностью в данных семьях призвана вера в Бога.
Ценности культуры, общественной и частной жизни рассматриваются сквозь призму того, насколько они приближают или удаляют человека от высшей ценности.
Семьи этого типа довольно осторожны и избирательны в своих контактах с другими социальными субъектами, особенно религиозно индиферентными.
Если же контрагенты вызывают у религиозно ориентированной семьи доверие, она может стать как надежным партнером, так и ценным посредником в отношениях с близкой ей религиозной общиной (организацией).

Формы организации внеурочной деятельности школьников (взаимодействие школы и семьи)1)Семьи с доминантой религиозных ценностей (христианских, мусульманских, иудейских, буддийских

Слайд 40Формы организации внеурочной деятельности школьников (взаимодействие школы и семьи)

2) Семьи с

доминантой светско-гуманистических ценностей.
Высшая ценность в этих семьях – ценность Человека как существа, не нуждающегося во внешнем оправдании, творца культуры и субъекта истории.
Главное, что воспитывается в детях – доброе, заботливое отношение к другим детям, гуманность и альтруизм, устремленность к свободе и знаниям, труду и творчеству.
Такие семьи максимально открыты к взаимодействию с просоциальными общественными субъектами, способны выступать инициаторами партнерства в сфере воспитания, безусловно поддерживать позитивные и противостоять негативным тенденциям в развитии социальных контактов по вопросам воспитания.
Формы организации внеурочной деятельности школьников (взаимодействие школы и семьи)2) Семьи с доминантой светско-гуманистических ценностей. Высшая ценность в

Слайд 41Формы организации внеурочной деятельности школьников (Взаимодействие школы и семьи)

3) Семьи с

доминантой прагматических ценностей во главу угла ставят ценности делового успеха, профессионального и карьерного роста, материального благополучия.
Детям прививается уважительное отношение к чужому успеху и достижениям, чувство здоровой конкуренции. Не обходится без доли недоверия, скепсиса в отношении к людям, которые идут по жизни другими путями.
Такие семьи тоже открыты к конструктивному социальному взаимодействию в сфере воспитания. Они их интересуют той пользой, которую может принести семье. Впрочем, им не чужды и интересы контрагентов.
Семьи, относящиеся к данному типу, придают межсубъектным отношениям деловой, целесообразный и взаимообязывающий характер.
Формы организации внеурочной деятельности школьников (Взаимодействие школы и семьи)3) Семьи с доминантой прагматических ценностей во главу угла

Слайд 42Формы организации внеурочной деятельности школьников (взаимодействие школы и семьи)
4) Семьи с

доминантой утилитарных ценностей.
Интересы и ценности таких семей замкнуты на самих себе, на воспроизводстве сложившегося образа жизни.
Идеал жизнедеятельности членов таких семей – делать то, что полезно и привычно для семьи, руководствуясь не высшими ценностями, а рассудком и здравым смыслом. Члены семьи живут своим мирком, доморощенными нормами, правилами, которые, впрочем, не противоречат социально одобряемым.
Такие семьи не видят особой надобности во взаимодействии с другими социальными субъектами по вопросам воспитания. Присущая им зацикленность на собственных доморощенных нормах затрудняет их участие в договорных отношениях.
Они предпочитают быть наблюдателями, сочувствующими другим, но не разделяющими с ними ответственность.
Формы организации внеурочной деятельности школьников (взаимодействие школы и семьи)4) Семьи с доминантой утилитарных ценностей. Интересы и ценности

Слайд 43Формы организации внеурочной деятельности школьников (взаимодействие школы и семьи)

5) Семьи с

доминантой гедонистических ценностей.
Характерно получение удовольствия от жизни, необременительная работа (учеба), веселый и разнообразный досуг, бытовой комфорт.
Все устремления «разумно эгоистичны» – не желают зла другим, не используют их как средство для достижения собственных целей, не стяжатели.
Гедонистически ориентированные семьи могут быть благосклонны, снисходительны к взаимодействию с другими социальными объектами в сфере воспитания, но при этом избегать какой-либо ответственности.
Однако, в отличие от семей предыдущего типа, эти семьи можно увлечь идеей и практикой воспитательного партнерства, в том числе в вопросах организации спорта, оздоровления, спортивного досуга детей, создания комфортной среды, положительного эмоционального микроклимата и др.
Формы организации внеурочной деятельности школьников (взаимодействие школы и семьи)5) Семьи с доминантой гедонистических ценностей. Характерно получение удовольствия

Слайд 44Формы организации внеурочной деятельности школьников
Туристско-краеведческая деятельность может быть организована педагогами в

форме регулярных кружковых, факультативных или музейных занятий, а также и в форме нерегулярных краеведческих экскурсий, походов выходного дня, многодневных оздоровительных походов, спортивных категорийных походов, краеведческих экспедиций, полевых лагерей, слетов, соревнований и подготовки к ним, краеведческих олимпиад и викторин, встреч и переписки с интересными людьми, работы в библиотеках, архивах и др.
Элементарные социальные знания – первый уровень результатов - ребенок знакомится с правилами поведения человека в лесу, на реке, в горах, постигает правила поведения в музее, читальном зале, расширяет представление о себе, как о жителе того или иного места. Ученик знакомится с окружающим его социальным миром, с жизнью людей родного края.
Формы организации внеурочной деятельности школьниковТуристско-краеведческая деятельность может быть организована педагогами в форме регулярных кружковых, факультативных или музейных

Слайд 45Формы организации внеурочной деятельности школьников
Маршруты экскурсий, экспедиций прокладываются так, чтобы школьники

могли посещать храмы, памятники, старинные дворянские усадьбы, музеи, места важных исторических событий.
Педагогам рекомендуется организовывать встречи с очевидцами ярких исторических событий, старожилами, местными краеведами, хранителями школьных музеев, членами поисковых отрядов и другими интересными людьми.
Получить опыт социального действия ученик может и участвуя в благотворительной работе, которая организуется во время экскурсии или экспедиции. Это такие формы работы, как возложение цветов к памятнику, помощь в восстановлении храма, уход и расчистка родника, оказание помощи ветеранам войны и труда, одиноким старикам.
Забота о других должна стать нормой для юных краеведов.
Формы организации внеурочной деятельности школьниковМаршруты экскурсий, экспедиций прокладываются так, чтобы школьники могли посещать храмы, памятники, старинные дворянские

Слайд 46Формы организации внеурочной деятельности школьников
Достижение результатов второго уровня – формирование позитивного

отношения школьника к базовым ценностям общества и к социальной действительности, таким как Земля, Отечество, Культура, Человек.
Этому способствуют возникающие ситуации повышенного физического, морального, эмоционального напряжения, которые переживают дети.
Туристско-краеведческая деятельность открывает перед школьниками возможности для приобретения опыта самостоятельного социального действия – это третий уровень результатов.
Опыт социального действия юный турист-краевед может приобрести, включившись в систему сменных должностей. Это система детско-взрослого самоуправления, действующая во время подготовки и проведения турпохода. Все (или почти все) участники похода по очереди занимают те или иные должности в течение суток.
Формы организации внеурочной деятельности школьниковДостижение результатов второго уровня – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям общества

Слайд 47Формы организации внеурочной деятельности школьников
Получить опыт социального действия школьник может и

участвуя в благотворительной деятельности, которая организуется педагогом или самими детьми во время экскурсии, похода, экспедиции.
Это может быть:
концерт для ветеранов войны;
возложение цветов к Вечному огню;
расчистка от мусора и благоустройство родников, колодцев и других природных объектов;
оказание тимуровской помощи ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам труда и др.
Полученный детьми опыт социального действия обязательно должен быть обязательно осмыслен ими, отрефлексирован. Для этого педагогом рекомендуется создавать различного рода рефлексивные ситуации.

Формы организации внеурочной деятельности школьниковПолучить опыт социального действия школьник может и участвуя в благотворительной деятельности, которая организуется

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть