Слайд 1Нарушение письменной речи у младших школьников.
Выполнила: учитель – логопед Ефимкина Мария
Евгеньевна, МКОУ «СОШ №1», Челябинская область, г. Миасс.
Слайд 2Пояснения к презентации
В данной презентации наглядно показаны все возможные ошибки при
дисграфии и дислексии.
Представленная информация поможет логопеду объяснить, ответить на вопросы о нарушениях письменной речи, во время выступления на МО учителей или на родительском собрании.
Разнообразная анимация, представленная на слайдах, поможет учителям и родителям лучше понять, какие ошибки относятся к дисграфическим, а также способы их коррекции.
Слайд 3
Письмо в норме представляет собой сложную форму
речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нём принимают участие различные анализаторы, между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность.
Слайд 4 Одной из сложнейших операций процесса письма является анализ звуковой
структуры слова. Чтобы правильно написать слово, надо определить его звуковую структуру слова, т е последовательность и место каждого звука в слове. Звуковой анализ слова осуществляется совместной деятельностью речеслухового и речедвигательного ализаторов.
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.
Слайд 5Причины дисграфии у детей
Для того чтобы записать услышанное предложение, человек
должен не только помнить порядок написания деталей каждой буквы, но сохранить смысловую последовательность слов и помнить об их разграничении. Если же у ребенка имеются нарушения в дифференциации звуков, в их произношении, анализе, синтезе или в пространственных представлениях, то это значит, что у него может начать развиваться дисграфия. У детей, между прочим, такие нарушения могут оказаться и генетически обусловленными. Кроме того, в основе дисграфии могут оказаться длительные соматические заболевания и травмы головы. Немаловажную роль играет также дефицит речевого общения ребенка, его педагогическая запущенность и т.п. Интересно, что в двуязычных семьях также зафиксировано много случаев дисграфии у детей.
Слайд 6В чем проявляется дисграфия
Ребенок, страдающий дисграфией, как правило, затрудняется
с установлением последовательности деталей письма, что вызывает либо замедление скорости написания слов либо неграмотное, но достаточно быстрое письмо. Иногда причиной дисграфии являются нарушения в способности к обработке зрительной информации – детям трудно запомнить, а затем воспроизвести в тетради увиденное. В ситуации, когда они не различают на слух некоторые звуки, также возникает путаница при их написании.
Слайд 7На что нужно обратить особое внимание!
1. Если Ваш ребенок левша.
2. Если
он - переученный правша.
3. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.
4. Если в семье говорят на двух или более языках.
5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
7. Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.
8. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).
9. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).
10. Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).
Слайд 8 Основными симптомами дисграфии являются ,те ошибки, которые не регламентируются применением
орфографических правил, носят стойкий характер и возникновение которых не связано ни с нарушением умственного развития ребёнка, ни с регулярностью его школьного обучения.
Три группы специфических ошибок.
- на уровне буквы и слога;
- на уровне слова;
- на уровне предложения (словосочетания).
Слайд 9Ошибки звукового анализа.
ПРОПУСК свидетельствует о том, что ученик не вычленяет в
составе всех его звуковых компонентов, например:
«снки – санки»
«кичат – кричат».
Пропуск нескольких букв в слове есть следствие более грубого нарушения звукового анализа, приводящего к искажению и упрощению структуры слова:
«здоровье – дорве»
«брат – бт»
«девочка – девча»
Слайд 10ПЕРЕСТАНОВКИ букв и слогов являются следствием трудностей анализа последовательности звуков в
слове.
Например:
«чулан – чунал»
«ковром – корвом»
«на лугах – нагалух»
ВСТАВКИ гласных букв наблюдаются обычно при стечении согласных.
Например:
«школа – шекола»
«девочка – девочика»
«душный – душиный»
Эти вставки можно объяснить призвуком, который неизбежно появляется при медленном проговаривании слова в ходе письма и напоминает гласный.
Слайд 11Ошибки на уровне слова.
Например:
«удедмо Рза (у деда Мороза)
«врекепе тя (в реке
Петя поймал)
«каждень – каждый день»
Ошибки на уровне предложения
Например:
«На ветки деревьях – на ветках деревьев»
«Упал с санкох – упал с санок»
Слайд 13Советы родителям
Если ребенку задали на дом прочитать текст или много
писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.
Пусть ребёнок как следует наиграется в детстве. Результаты исследований показывают, что из 100% детей с проблемами по русскому языку 95% не умеют играть в ролевые игры, не знают правила даже наиболее известных детских забав, таких, как прятки и салочки. В играх нужно соблюдать правила, таким образом, малыш учится произвольно регулировать свои действия и поведение.
Почаще гуляйте с ребёнком.
Отдайте ребёнка в спортивную секцию или на танцы. Спорт отлично учит произвольной регуляции, развивает моторику, развивает внимание и скорость реакции. А глубокое дыхание во время тренировок насыщает подкорку кислородом.
Занятие музыкой, в частности игра на фортепиано, развивает моторику рук и налаживает взаимодействие обоих полушарий мозга.
После школы почаще массируйте ребёнку шейную и затылочную область.
Слайд 14Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших
психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Являясь нарушением чтения, проявляется не постоянно, избирательно, но при стойком повторении, при сравнительно хороших успехах в освоении других учебных навыков. Показателем данного нарушения является пропуск букв, пропуск начальных слогов, слов, перемена букв местами, искажение звучания слов, добавление лишних звуков, пропуск звуков, невысокая скорость чтения. Мальчики страдают в 4 раза чаще этим нарушением, чем девочки. Почти 8% школьников подвержены дислексии.
При дислексии ребенок теряет возможность четко воспринимать некоторые звуки на слух, а потом и использовать в своей речи (даже письменной) и при чтении. Особенно плохо различаются фонетически парные звуки «Ж-Ш», «К-Г», «Т-Д», «П-Б» и т.п.
Исходя из этих сложностей, дети с данными нарушениями испытывают большие трудности и при написании изложений, пересказе текста. Нарушается понимание прочитанного на уровне слова, предложения, текста.
Первые наиболее явные признаки этих нарушений обычно проявляются в возрасте около 6 лет, либо уже более ярко выражены ко 2-му классу. Данные нарушения могут оказывать значительное влияние на развитие ребенка, на его психическое состояние.
Слайд 15
Формы дислексии
1.Фонематическая дислексия - дислексия, связанная с недоразвитием функций фонематической системы,
звуко-буквенного анализа.
2. Семантическая дислексия - дислексия, проявляющаяся в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.
3. Аграмматическая дислексия - дислексия, обусловленная недоразвитием грамматического строя речи.
4. Мнестическая дислексия (или смысловая) - дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах.
5.Оптическая дислексия - дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения и в смешениях графически сходных букв, а также в их взаимных заменах.
Слайд 16На что нужно обратить особое внимание!
1. Держит книгу слишком близко к
глазам.
2. Немного косит.
3. При чтении не замечает отдельные места.
4. При чтении прикрывает или вообще закрывает один глаз.
5. Поворачивает голову, блокируя тем самым работу одного глаза.
6. Испытывает во время чтения или после головную боль.
7. Покачивает головой вперед-назад.
8. Часто трет глаза.
9. Испытывает трудности в запоминании, идентификации и воспроизведении основных геометрических фигур.
10. Быстро устает.
11. При чтении пропускает слова.
12. Примерно в пятилетнем возрасте пишет буквы и слова задом наперед.
13. Пытается избежать чтения и выполнения домашних заданий.
14. Читает хуже, чем следовало бы ожидать соответственно возрасту.
15. Имеет очень плохой почерк, слова словно наползают друг на друга.
Родители в основном обращают внимание только на последние пять пунктов. Многие симптомы легко можно вообще не заметить, пока на них не обратит внимание какой-нибудь особо внимательный другой взрослый или учитель.
Слайд 17Проявления дислексии.
1. Замена и смешение звуков при чтении, чаще всего близких
по звучанию звуков (звонкие и глухие), а также замены графически сходных букв (х-ж, п-н, з-а и др.).
2. Искажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов.
3. Нарушение понимания прочитанного, которые проявляются на уровне понимания отдельного слова, предложения и текста.
4. Аграмматизмы при чтении. Проявляются в нарушении падежных окончаний, согласование существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др.
5. Наблюдаются трудности ориентировки во всех пространственных направлениях, затруднения в определении левой и правой стороны, верха и низа.
6. Отмечается неточность определения формы, величины. Несформированность оптикопространственных представлений проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании.
Слайд 18Знаменитые дислектики и дисграфики
Леонардо Да Винчи писал и рисовал левой рукой
и оставил 7 тысяч страниц дневников, написанных зеркально. Нормально их можно прочитать, если подставить зеркало или перевернуть бумагу на просвет.
Слайд 19Ханс Кристиан Андерсен. Поначалу редакторы возвращали ему рукописи, даже не дочитав
их до конца.
Слайд 20Альберт Эйнштейн (1879 - 1955), физик-теоретик, основатель современной физики, создатель теории
относительности, лауреат Нобелевской премии.
Эйнштейн всю жизнь плохо писал и с трудом читал.
Слайд 21Узнаете эти лица?
Дастин Хоффман
Дисней
Форд
Мерилин Монро
Черчилль
Слайд 22Игры и упражнения по коррекции
дисграфии и дислексии.
Слайд 231. Назвать гласные в слове. Подбираются слова, произношение которых не отличается
по написанию.
Например:
лужа
пила
дом
кот
тыква
клубок
Слайд 242. Записать только гласные данного слова.
Например:
Окна
Крыша
Пиджак
машина
Слайд 25Определить пропущенный слог в слове с помощью картинок
___РАБАН
Слайд 26Составить слово из слогов данных в беспорядке
НОК, ЦЫП, ЛЁ
ТОЧ,ЛАС, КА
МО, ЧЕ,
НА, ДЫ
ВИ, ТЕ, ЗОР, ЛЕ
ЦЫПЛЁНОК
ЛАСТОЧКА
ЧЕМОДАНЫ
ТЕЛЕВИЗОР
Слайд 27Игра «Собери слово»
Слово рассыпалось. Соберите его из букв.
КСАЛЁВ
КООН
ГООДАР
АНМАИШ
РУКАЖК
СВЁКЛА
ОКНО
ДОРОГА
МАШИНА
КРУЖКА
Слайд 28Вставить пропущенную букву
ВИ __КА
ДИ__АН
УТ__А
ЛУ__А
Б__НОКЛЬ
л
В
К
Ж
И
Слайд 29Из букв данного слова составить как можно больше новых
слов
НАПРИМЕР
ПРОСТОКВАШИНО
ФОТОГРАФИЯ
Слайд 30Игра
«Укротитель букв»
Пропускайте буквы Г, Х, чтобы прочитать слово.
гхтхысхгхяггчхих
ТЫСЯЧИ
Слайд 31Анаграммы
(переставь буквы, чтобы получилось новое слово)
П
И
Л
А
П
А
Л
К
А
Слайд 32Весёлая арифметика
КАБАН – АН + ЛУК =
ЕЖИ – И
+ Е + ВИКА =
ФА + необходимая приправа =
С + место стоянки судов =
КАБЛУК
ЕЖЕВИКА
ФАСОЛЬ
СПОРТ
Слайд 33Приемы, помогающие детям лучше запоминать зрительный образ букв
- лепка из
пластилина;
- выкладывание из палочек, спичек, веревочек, мозаики;
- вырезание из цветной бумаги;
- выжигание на дощечках;
- вычеркивание заданной буквы из текста (игра «Зоркие глазки»);
- отгадывание букв с закрытыми глазами (взрослый пишет ,букву на ладони ребенка);
- выдавливание спицей очертания букв, письмо на снегу, песке;
- рисование буквы в воздухе (ребенок указкой пишет, а взрослый отгадывает).
Слайд 34Для развития зрительной памяти
1.Среди предметов, нарисованных на карточке, найди круглый (затем
прямоугольный) предмет. Назови предмет красного (белого, зеленого, синего) цвета. Найди самый маленький предмет.
Найди две одинаковые картинки в каждом ряду.
Найди буквы, состоящие из одинакового количества элементов — «палочек».
Игра «Чего не стало?» На столе раскладывается 5 – 6 предметов, картинок, которые дети должны запомнить. Затем незаметно убирается одна из них. Дети называют, чего не стало.
Дети запоминают 4 – 6 картинок, затем отбирают их среди других 8 – 10 картинок, аналогично с цифрами, буквами и тд.
Игра «Что изменилось?». Взрослый раскладывает 4 – 6 картинок, дети запоминают последовательность их расположения. Затем взрослый меняет их расположение. Ученики должны сказать, что изменилось, и восстановить первоначальную последовательность.
Слайд 35Развитие ориентировки в окружающем пространстве.
1.Определение пространственного расположения предметов по отношению к
ребенку т е к самому себе.
2.Написать буквы справа или слева от вертикальной линии.
3.Положить кружок, справа от него квадрат, слева от квадрата поставить точку.
4.Срисовать букву или фигуру по образцу и после кратковременной экспозиции.
5. Дополнить недостающий элемент фигуры или буквы по представлению.