Слайд 1 Стандарты
второго поколения
Составитель
Проняшина Вера Викторовна, учитель географии
Слайд 2
ФГОС зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 и введен в действие с 1.01.2010
г.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, ПРИЗВАННОЙ СТАТЬ ОСНОВНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ СОЦИО-КУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Слайд 3При введении ФГОС второго поколения, осуществляется переход:
От стандартов, содержащих подробный перечень
тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, к новым стандартам – требованиям о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов.
Две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможность выбора.
Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость.
Результат образования – это не только знания, но и умение применять их в повседневной жизни.
В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени.
Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно - подушевого финансирования. При этом средства будут поступать и в муниципалитеты и в каждую школу по нормативу независимо от форм собственности.
Слайд 4 Новые требования
к образовательным результатам в предметной области «География»
в свете ФГОС
Слайд 5Под профессиональным стандартом будем понимать систему требований к качествам (компетентности) субъекта
деятельности, которые в своей целостности определяют возможность занятия конкретной должности и определяют успех в деятельности.
Слайд 6ЧТО ФОРМИРУЕТ НОВУЮ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ ?
Новая цель образования
НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ЗАПРОСЫ ОБЩЕСТВА,
СЕМЬИ И ГОСУДАРСТВА
ШИРОКОЕ ВНЕДРЕНИЕ
ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ
ВО ВСЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ОБЩЕСТВЕННЫЙ
ДОГОВОР
Слайд 7Результаты обучения и научения
К
Где:
З – знания
У – умения
С – способности
Л –
личностные качества
К - компетентности
С
Л
У
З
Слайд 8Компетентность и компетенции
Компетентность – новообразование субъекта деятельности, формирующееся в
процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющие успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
Компетенции – опредмеченные в деятельности компетентности работника; круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, круг чьих-нибудь полномочий, прав.
Компетенции относятся к деятельности, компетентность характеризует субъекта деятельности. Компетентность не противостоит знаниям, умениям, способностям и личностным качествам. При определенных условиях знания, умения, способности и личностные качества могут рассматриваться с позиций профессиональной компетентности.
Слайд 9Ключевые компетенции, выделяемые в различных исследованиях
Слайд 10Европейские исследования
(В работе приняли участие более 100 университетов из 16 стран-подписантов
Болонской декларации,
в консультациях и опросах были задействованы 5183 выпускников вузов, 998 профессоров, 944 работодателя.)
Выделены:
Общие компетенции:
Инструментальные,
Межличностные,
Системные;
Специальные компетенции, разделенные по уровням.
Слайд 11Ключевые компетенции (результаты европейского исследования)
1. Инструментальные
способность к анализу и синтезу;
способность
к организации и планированию;
базовые общие знания;
базовые знания по профессии;
коммуникативные навыки в родном языке;
элементарные компьютерные навыки;
навыки управления информацией (способность извлекать и анализировать информацию из различных источников);
способность решать проблемы;
способность принимать решения.
Слайд 12Ключевые компетенции
(результаты европейского исследования)
2. Межличностные
способность к критике и самокритике;
способность работать в
команде;
межличностные навыки;
способность работать в междисциплинарной команде;
способность взаимодействовать с экспертами в других предметных областях;
способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия;
способность работать в международном контексте;
приверженность этическим ценностям.
Слайд 13Ключевые компетенции (результаты европейского исследования)
3. Системные
способность применять знания на практике;
исследовательские способности;
способность
к обучению;
способность к адаптации к новым ситуациям;
способность к генерации новых идей (творчеству);
способность к лидерству;
понимание культур и обычаев, других стран;
способность работать автономно;
способность к разработке проектов и их управлению;
способность к инициативе и предпринимательству;
ответственность за качество;
волю к успеху.
Слайд 14Для первой ступени были выделены следующие общие для различных предметных областей
компетенции:
Способность продемонстрировать знание основ и истории дисциплины;
Способность логично и последовательно представить освоенное знание;
Способность контектуализировать новую информацию и дать ее толкование
Умение продемонстрировать понимание общей структуры дисциплины и связь между поддисциплинами;
Способность понимать и использовать методы критического анализа и развития теорий;
Способность правильно использовать методы и техники дисциплины;
Способность оценить качество исследований в данной предметной области;
Способность понимать результаты экспериментальных и наблюдательных способов проверки научных теорий.
Слайд 15Выпускники второго уровня должны:
Владеть предметной областью на продвинутом уровне, т.е. владеть
новейшими методами и техниками (исследования), знать новейшие теории и их интерпретации;
Критически отслеживать и осмысливать развитие теории и практики;
Владеть методами независимого исследования и уметь объяснять его результаты на продвинутом уровне;
Быть способным внести оригинальный вклад в дисциплину в соответствии с канонами данной предметной области, например в рамках квалификационной работы;
Продемонстрировать оригинальность и творческий подход;
Овладеть компетенциями на профессиональном уровне.
Необходимо подчеркнуть, что одинаковые результаты могут быть получены через различные типы обучения, методики, техники, форматы.
Слайд 16Ключевые компетенции (И.А.Зимняя)
В исследовании И.А.Зимней выделены следующие ключевые компетенции:
здоровьесбережение,
гражданственность,
социальное взаимодействие,
общение,
информационные технологии.
Слайд 17ФГОС
НОВАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ
НОВЫЕ СРЕДСТВА
ОБУЧЕНИЯ
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОЕ ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
И
УЧИТЕЛЕЙ
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ
Слайд 18Принципиальное отличие образовательных стандартов второго поколения:
усиление их ориентации на результаты образования.
Слайд 19Результаты освоения основных образовательных программ
предметные,
метапредметные
и личностные
Слайд 20Предметные результаты образовательной деятельности выражаются в усвоении
обучаемыми конкретных элементов социального опыта,
изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, – знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей
Слайд 21Метапредметные результаты
освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов
способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях
Слайд 22Личностные результаты
сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к себе,
другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
Слайд 23Предметные и метапредметные результаты образовательной деятельности получают конкретизацию преимущественно в
Фундаментальном ядре
содержания образования;
примерных (базисных) программах по каждому предмету;
в программе формирования универсальных учебных действий
Слайд 24Личностные результаты получают конкретизацию преимущественно в
комплексной программе социализации и воспитания обучающихся.
Слайд 25Все виды результатов конкретизируются в образовательной программе общеобразовательного учреждения
Слайд 26
Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ задают интегральные критерии оценки
предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования.
Слайд 27Обязательной составной частью всех видов общеобразовательных программ
Являются планируемые результаты образования, которые
формулируются на основании требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ, представленных в стандарте;
Планируемые результаты призваны отражать образовательные потребности региона, специфику образовательной программы образовательного учреждения, особенности контингента обучающихся;
Слайд 28Планируемые результаты призваны отражать:
образовательные потребности региона,
специфику образовательной программы образовательного учреждения;
особенности контингента
обучающихся.
Слайд 29В результате обучения у обучающихся должны быть сформированы
умения организовывать свою деятельность
– определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;
Слайд 30В результате обучения у обучающихся должны быть сформированы
умения объяснять явления действительности
– природной, социальной, культурной, технической среды, т. е. выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать их значимость, выдвигать и проверять гипотезы;
Слайд 31В результате обучения у обучающихся должны быть сформированы
умения ориентироваться в мире
социальных, нравственных и эстетических ценностей – различать факты, суждения и оценки, их связь с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
Слайд 32В результате обучения у обучающихся должны быть сформированы
умения решать проблемы, связанные
с выполнением человеком определенной социальной роли (избирателя, потребителя, пользователя, жителя определенной местности и т. д.), – обладать способностью анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать и реализовывать способы поведения, адекватные этим ситуациям;
Слайд 33В результате обучения у обучающихся должны быть сформированы
ключевые (универсальные) навыки –
решения проблем, принятия решений, работы с информацией, ее поиска, анализа и обработки, коммуникации, сотрудничества;
Слайд 34В результате обучения у обучающихся должны быть сформированы
быть подготовленным к условиям
обучения в профессиональном учебном заведении, обладать знаниями и умениями, имеющими опорное значение для профессионального образования определенного профиля.
способность ориентироваться в мире профессий , в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, экономических условиях;
Слайд 35Объектами контроля и анализа результатов образования выпускника школы, которые подлежат проверке
и аттестации, являются:
овладение системой предметных знаний-умений, которые определены Требованиями к результатам и представлены в развернутом виде в Примерных программах обучения;
Слайд 36Объектами контроля и анализа результатов образования выпускника начальной школы, которые подлежат
проверке и аттестации , являются:
сформированность компонентов учебной деятельности (ориентация на обобщенные способы действий, выполнение /составление/ алгоритма действий, необходимого для решения учебной задачи; самоконтроль и самооценка);
Слайд 37Объектами контроля и анализа результатов образования выпускника начальной школы, которые подлежат
проверке и аттестации , являются:
набор универсальных учебных действий, необходимых для формирования общеучебных умений-навыков;
наличие и характер общеучебных умений и навыков;
Слайд 38Объектами контроля и анализа результатов образования выпускника начальной школы, которые подлежат
проверке и аттестации , являются:
способность к моделированию изучаемых связей, отдельных взаимозависимостей объектов окружающего мира, понимание соотношений между реальным явлением и его моделью;
Слайд 39Объектами контроля и анализа результатов образования выпускника начальной школы, которые подлежат
проверке и аттестации, являются:
знание способов поведения в реальных жизненных ситуациях, типичных для детей данного возраста.
Слайд 40В структуре предметных образовательных результатов можно выделить следующие компоненты:
факты;
конкретные сведения;
ключевые понятия;
отдельные
(доступные пониманию школьника) связи и зависимости между объектами окружающего мира;
отдельные (доступные) методы познания;
культурологические сведения
Слайд 41 Объектами контроля и анализа результатов образования выпускника школы, которые не
подлежат формализованному итоговому контролю и аттестации и не влияют на возможность продолжения образования, являются:
Слайд 42познавательная активность, интерес школьников к учению, школе;
сформированность нравственных и эстетических чувств,
эмоционально-ценностных ориентаций и отношения к учению, себе и окружающему миру;
Слайд 43применение правил и способов поведения в реальных жизненных ситуациях;
участие детей в
различной социально значимой деятельности, в том числе творческого характера;
Слайд 44выполнение учащимися различных социальных ролей, в том числе связанных со школьной
системой взаимоотношений.
Слайд 45В основной школе главным результатом образования является:
формирование умений организации и программирования
эффективной индивидуальной и коллективной деятельности как учебной, так и социально-творческой;
подготовка к осознанному выбору будущей образовательной траектории; приобретение знаний о мере своих прав и обязанностей.
Слайд 46Ведущими планируемыми результатами образования в основной школе являются:
овладение предметными и универсальными
способами действий, умением организовывать свою учебную деятельность;
формирование умений применять приобретенные знания для решения различных типичных жизненных ситуаций, а также проблем, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
Слайд 47
Ведущими планируемыми результатами образования в основной школе являются:
воспитание осознанной мотивации и
умения учиться, формирование готовности к продолжению образования, самообразованию, обоснованному выбору профиля обучения в старших классах;
индивидуальный прогресс в основных областях личностного развития – эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции;
Слайд 48Ведущими планируемыми результатами образования в основной школе являются:
развитие инициативности, самостоятельности, навыков
сотрудничества в разных видах деятельности;
достижение уровня функциональной грамотности по отдельным учебным предметам;
нравственных норм поведения в природе, общественных учреждениях; умений действовать, не подвергая риску себя и окружающих.
Слайд 49Виды внеучебной деятельности, доступные для реализации в школе:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательная
деятельность (досуговое общение);
художественное творчество;
социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
трудовая (производственная) деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
туристско-краеведческая деятельность.
Слайд 50
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного
процесса в школе. Общеобразовательные учреждения предоставляют учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.
Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.
Слайд 51Как воспитывать всесторонне развитую личность?
Каким должен быть сам педагог?
Слайд 52Выделенным компетенциям деятельности будут соответствовать соответствующие компетентности педагога:
компетентность в мотивации учебной
деятельности ученика
компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока
компетентность в целеполагании учебной деятельности
компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении
компетентность в предмете преподавания (предметная компетентность)
компетентность в принятии решений, связанных с разрешением педагогических задач
компетентность в разработке программ деятельности и поведения
компетентность в организации учебной деятельности, которая, в свою очередь, предполагает:
компетентность в организации условий деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче;
компетентность в достижении понимания учеником учебной задачи и способов ее решения (способов деятельности)
компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности.
Слайд 53Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 54Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 55Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 56Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 57Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 58Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 59Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 60Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 61Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 62Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 63Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 64Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 65Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 66Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 67Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 68Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 69Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 70Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 71Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 72Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 73Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 74Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 75Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)