Слайд 1ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ВАЖНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА
Подготовила
учитель русского языка
и литературы
Кузнецова
И. А.
Слайд 2С этим не поспоришь
Учитель – не только профессия, суть которой транслировать
знания, а высокая миссия сотворения личности.
Слайд 3Актуальность темы
Происходящие в образовании инновационные процессы обострили проблемы повышения педагогической культуры.
Слайд 4 Педагогическая культура - это характеристика личности и деятельности педагога,
это система педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения учителя.
Слайд 5Компоненты системы педагогических ценностей
гуманистическая педагогическая позиция и личностные качества;
профессиональные знания
и культура педагогического мышления;
профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности;
саморегуляция личности и культура профессионального поведения педагога.
Слайд 6Структура педагогической культуры личности
Слайд 11По Е. В. Бондаревской, учитель, обладающий высшим уровнем педагогической культуры, –
это человек, который
Любит детей, защищает их права и интересы, проявляет доброту и уважение к каждому школьнику независимо от успехов в учебе.
Понимает психологию учащегося, применяет разумные требования к организации обучения и воспитания.
Интересуется наукой, владеет глубокими и разносторонними знаниями по предмету, вызывает интерес к учению, добивается положительных результатов.
Творчески подходит к обучению и воспитанию, имеет индивидуальный педагогический почерк, совершенствует систему деятельности, участвует в инновационной работе.
Во всех ситуациях педагогического взаимодействия проявляет высокую культуру поведения, служит образцом культурного человека.
Слайд 12КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ
Важнейшим критерием выраженности культуры человека выступает его общение с коллегами,
друзьями, родственниками, знакомыми, незнакомыми людьми и, конечно, с учениками.
Слайд 13Труд учителя – это:
Каждодневная работа с учащимися в школе и вне
ее.
Регулярная работа над собой (накопление и обновление знаний, умений и навыков).
Систематический самоконтроль (чтобы быть правильно понятым).
Общение с разными по способностям и характеру детьми.
Общение с непохожими друг на друга родителями, каждый из которых считает только своего ребенка идеальным.
Слайд 14СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ НА УРОКЕ
По мнению психологов, успех общения в
целом зависит преимущественно от трех слагаемых:
Как мы вступаем в него.
Как поддерживаем диалог.
Как его завершаем.
Слайд 15Общепризнаны следующие формы обращения:
В общественном месте – сударь-сударыня
В дипломатии – дамы
– господа
В служебном помещении – коллеги
На званом ужине – друзья
В классе – по именам
В общении с родителями учащихся – по имени, отчеству
В семье – по именам, ласкательным прозвищам типа Гога, Солнышко и т.п.
Официальная форма обращения, принятая издавна на Руси, – «вы».
Слайд 16
В процессе урока нельзя монополизировать разговор. Не следует превращать диалог с
учащимися в свой бесконечный монолог. Необходимо стараться сдерживать себя при попытке прервать собеседника, нужно приспосабливаться к ситуации, стараясь быть хорошим слушателем.
Слайд 17Завершая урок, не забудьте
Поблагодарить учащихся за сотрудничество.
Пожелать им хорошего настроения
и удачи.
Слайд 18 На основании изложенных добрых советов можно выделить три ярко
выраженные структурные части урока: приветствие, диалог, прощание.
По временным затратам они неравноценны:
первая и последние части – по 2-5 минут,
диалог – 30-35 минут.
Но по значению для успеха эти части равнозначны.
Слайд 19Стиль общения
6 моделей общения
( по В.А.Кан-Калику)
На основе совместной деятельности
На основе
дружелюбного расположения
Диалог
Устрашение
Дистанция
Заигрывание
Слайд 20Классификация стилей общения
Авторитарный стиль общения –
это навязывание мнения сверху, т.е. навязывание своей точки зрения, своего мировоззрения ученику.
Либеральный стиль – это когда учитель идет на поводу у ученика, что свойственно либо слабохарактерным, либо неквалифицированным педагогам.
Демократический стиль общения позволяет учащемуся чувствовать себя личностью. При этом учитель признает ученика не только как объект обучения и воспитания, или идет процесс взаимного совершенствования и учителя, и ученика.
Слайд 21Имидж педагога
Во внешнем виде учителя
должен отражаться его высокий статус.
Слайд 22Правильная речь
Поставьте ударение.
Банты
Звонит
Черпать Торты
Звонит Жалюзи
Герба Баловать
Завидно Кулинария
Включит Щавель
Шелковица Тефтели
Закупорить бутыль Гренки
Слайд 23Голос – основное орудие педагогического воздействия
Не должен вызывать неприятных ощущений
у учащихся.
Необходимо изменять характеристики своего голоса с учётом ситуации общения.
Слайд 24Мнение А. С. Макаренко
Для меня в моей
практике такие пустяки стали решающими: как стоять, как сидеть, как подняться со стула из-за стола, как повысить голос, как улыбнуться, как посмотреть.
Нас этому никто не учил, а этому можно и нужно учить, и в этом есть и должно быть большое мастерство.
Слайд 25Дети хотят видеть учителя таким:
не позволяющим себе кричать, спокойным,
тактичным, с устойчивыми моральными принципами, справедливым, добрым, отзывчивым, понимающим, интересующимся жизнью ученика, активным, улыбчивым, с чувством юмора, дающим интересные уроки, стильным.
Слайд 26
Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером
для ученика является сам учитель.
А. Дистервег
Авторитет, личность педагога, его разнообразные достоинства, в том числе педагогическая культура, являются залогом успеха учащихся.