Слайд 1ГПОУ «Шилкинский МПЛ»
2018г
Деловая игра
Слайд 2Педагогические приёмы создания ситуации успеха
Цель: содействие формированию у педагогов потребности использования
в своей работе принципа
«Успех порождает успех»
Слайд 3ЗАДАЧИ:
Содействовать повышению профессиональной компетентности педагогов;
Систематизировать приемы и методы создания ситуации успеха
на занятии;
Проанализировать методы и приемы создания ситуации успеха;
Создать банк данных по проблеме.
Слайд 4Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мы
проведем мини – совещание, я надеюсь на ваше сотрудничество и активную интеллектуальную деятельность. На совещании мы с вами проанализируем влияние и успеха на различные аспекты деятельности студента, попытаемся систематизировать приемы и методы.
Слайд 5Игра «Знакомство»
Материал: бумажные сердечки, клубок ниток, карточки с незаконченными предложениями.
Инструкция:
Напишите на
сердечки свое имя и 1 прилагательное, в полной мере характеризующее Вас.
Зажмите свободный конец нити крепко в руке и киньте клубок педагогу напротив. За 1 минуту должны представиться. Как вас зовут.
Вытянуть карточку и закончить предложение написанное там.
Слайд 6Как Вы думаете, почему мы составили такую паутину?
Слайд 7
(создание дружеской атмосферы
взаимопомощи, доверия, доброжелательного общения друг с другом)
Слайд 8Каждому человеку приятно получать комплименты в свой адрес. Но нужно не
только получать комплименты, но и уметь их возвращать. И сейчас мы с вами поиграем в игру «Комплименты»
Каждый человек должен сделать комплимент соседу слева.
Обязательные условия:
Обращение по имени.
Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.
Тот, кому предназначался комплимент должен выразить слова благодарности и вернуть комплимент, начиная со слов: « А вы сегодня очень …» или «А у вас сегодня ….»
Слайд 9Рефлексия
Что вам больше понравилось – говорить комплименты или получать их?
Какой комплимент
вам понравился больше всего?
Слайд 10Деление на группы
Прошу разделить на две группы
Слайд 11Правила работы в группе
«Здесь и сейчас»
Старайтесь думать
о том, что происходит в группе, активно участвовать на занятии, отмечать для себя свои мысли и чувства, возникающие в ходе разговора.
Слайд 12«Индивидуальность»
Никого не судить, не перебирать
говорящего, не критиковать точку зрения другого, а предлагать свою.
Слайд 13«Летучее облако»
Сохранять в группе атмосферу доверия и внимания
друг к другу.
Слайд 15
Ушинский К. Д. считал, что только успех поддерживает интерес ученика к
учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями.
Слайд 16Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызвать интерес
у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости.
Слайд 17
Успех должен доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добиться успеха, то
у него есть все шансы на успех в жизни, он настаивал на том, что если ребенка лишить веры в себя, то очень трудно надеется на его светлое будущее.
Слайд 18
Успех с психологической точки зрения – это переживание состояния радости, удовлетворение
от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с её ожиданиями, надеждами, либо превзошел их.
С педагогической точки зрения, СИТУАЦИЯ УСПЕХА – это целенаправленное, организованное сочетание условий, с помощью которых создается возможность достижения значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Слайд 19Как создать на занятии ситуацию успеха?
Главный смысл деятельности
педагога состоит в том, чтобы создать ребенку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя.
Слайд 20Я Вам предлагаю рассмотреть типы ситуаций успеха:
Неожиданная радость
Общая радость
Радость познания
Мнимый успех
Слайд 211 тип «Неожиданная радость»
- это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности
ученика превзошли все его ожидания. С педагогической точки зрения, неожиданная радость – это результат продуманной , подготовленной деятельности педагога. «Неожиданная радость» типична для учеников с традиционно заниженной самооценкой.
Приемы:
Эмоциональные поглаживания;
Лестница;
Даю шанс;
Умышленная ошибка;
Авансирование;
Холодный душ;
Слайд 222 – тип «Общая радость»
- это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающихся
на успех члена своего коллектива. Она может быть подготовленной педагогом или спонтанной, заметной или незаметной. Радость тогда в радость, когда к ней нет привыкания, когда она доказывает рост ученика.
Приемы:
Следуй за нами;
Эмоциональный всплеск;
Обмен ролями;
Заражение;
Слайд 233 – тип «Радость познания»
- суть данного типа успеха состоит в
том, чтобы создать условия, при которых ученик, выполняя задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающего неизвестные для него ранее возможности. Заслуга педагога будет в том, чтобы не только заметить это личное «открытие», но и всячески поддержать ученика, поставить перед ним новые, более серьёзные задачи, вдохновить их на решение.
Приемы:
эврика;
Слайд 244 – тип «Мнимый успех»
удовлетворенность воспитанников невысокими достижениями при объективной возможности
иметь более высокие успехи.
задачи педагога – преодоление ситуаций мнимого успеха путем создания таких условий, при которых ученик сможет повысить свои достижения.
Слайд 25Техника «Проблемные вопросы»
Начать можно с того , чтобы
при знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти ( например, «в каком году …», «кто изобрел …»), а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно – более глубокого понимания материала и интереса к нему. Умение задавать такие вопросы – это навык, которому можно и нужно научиться.
Слайд 26Американский психолог А.Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно применять в
самых разных учебных ситуациях:
Что случится, если …?
Приведите пример …?
В чем сильные и слабые стороны ….?
На что похоже ….?
Что мы уже знаем о ….?
Каким образом можно использовать для ….?
Чем похожи .. и …?
Каким образом влияет на ….?
Слайд 27При объяснении новой темы можно предложить ученикам использовать следующую таблицу, делая
пометки в зависимости от отношения к данной информации:
Слайд 28Решение ситуаций (обсуждение в подгруппах)
Ученик, явно демонстрирует свое плохое отношение к
кому – либо из одногруппников, говорит: «Я не хочу выполнять задание вместе с ними»
Что Вы будете делать (как поступите, что скажете) в данной ситуации и почему?
Слайд 29
Как влияет ситуация успеха на деятельность и состояние ученика?
Каковы последствия создания
ситуации успеха?
Слайд 30Внушить ученику веру в себя – залог успешного воспитания. Мы должны
правильно формулировать свои фразы и замечания, и грамотно разговаривать с воспитанниками. Я предлагаю вам варианты фраз с неправильной формулировкой, ваша задача напротив каждой фразы предложить правильный вариант ответа, а потом мы с вами сравним, что у нас получилось.
Слайд 31Так говорить не стоит!
А вот надо!
Ты какой – то
неуравновешенный, нервничаешь вечно! – Мне кажется, ты был взволнован, когда отвечал на уроке.
Ты что критишь, думаешь, я несправедливо тебя оцениваю? - Ты сейчас очень громко говоришь.
Ты никогда не умел объяснять материал, опять никто ничего не понял! - Я думаю, что ты объяснил слишком сложными фразами.
Опять ты объзываешься! ТО вчера Петю обозвовал, то, помнишь на прошлой неделе как со мной разговаривал! - Сейчас ты ведешь себя не совсем корректно.
Слайд 32Ты должен относиться к урокам серьезно! - Возможно в следующий раз
стоит больше времени уделять подготовке.
Я тут целых полчаса распинаюсь! Ты меня не слушаешь! Как с тобой можно разговаривать! - Для меня важно, чтобы мы друг друга выслушали.
Да отвлекись ты, я хочу тебе сказать! - Когда закончишь свои дела, дай мне знать. Мне хотелось бы поговорить с тобой.
Ты, конечно, молодец но у тебя много ошибок, плохой почерк и сложные формулировки! - Ты действительно ответил хорошо на вопросы, однако следует ещё поработать.
Слайд 33А сейчас мы с вами составим рецепт приготовления хорошего занятия. Перечислите
мне, по вашему мнению, самые лучшие положительные эмоции. Которые способствуют сохранению дружелюбной атмосферы на протяжении всего занятия.
Слайд 34Добавьте в каждое занятие по одной порции:
Мудрости;
Терпения;
Храбрости;
Работоспособности;
Оптимизма;
Преданности своему делу;
Вольнодумия и свободомыслия;
Доброты;
Доброго
юмора;
Такта;
Веры в каждого ученика.
Слайд 35Упражнение «Дружественная ладошка»
Задание:
Возьмите ладошки на бумажном листе, подпишите
на нем свое имя. Затем передайте вашим коллегам по группе и пусть каждый оставит свои пожелания или комплименты на одном из пальцев ладошки.
Слайд 36Высказывания
В заключении, уважаемые коллеги, я вам предлагаю высказать свое
мнение о мини – совещании.