Слайд 1
Урок
родной (русской) литературы
5 класс
«Произведения фольклора
малых форм»
Учитель Чаплыгина Г.В.
2018г.
Слайд 2Цели урока
Вспомнить жанры устного народного творчества.
Познакомиться с понятием ФОЛЬКЛОР.
Научиться различать жанры
детского фольклора.
Слайд 3 Фольклор (англ. folklore — «народная мудрость») - народное творчество, чаще
всего именно устное;
- художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы;
- создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Слайд 5Отличия фольклора и литературы
Фольклор
В фольклоре нет персонального создателя
возник и развивается
как устное творчество
существует во множестве вариантов
Литература
Есть конкретный писатель;
возникла и развивается с письменностью;
имеет один вариант, написанный писателем или поэтом.
Слайд 6Знакомство с понятием песня
Пе́сня или пе́снь — наиболее простая, но распространённая форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст
с мелодией. Иногда сопровождается оркестикой (также мимикой). Песня в широком значении включает в себя всё, что поётся, при условии одновременного сочетания слова и напева; в узком значении — малый стихотворный лирический жанр, существующий у всех народов и характеризующийся простотой музыкально-словесного построения[1]. Песни отличаются по жанрам, складу, формам исполнения и другим признакам. Песня может исполняться как одним певцом, так и хором. Песни поют как с инструментальным сопровождением, так и без него (a cappella).
Мелодия песни является обобщённым, итоговым выражением образного содержания текста в целом. Мелодия и текст подобны по структуре: они состоят из равных (а в музыке и одинаковых) построений — строф или куплетов (часто с рефреном — припевом)[2].
Слайд 7Потешки и прибаутки
Потешки и прибаутки — малые жанры устного
народного творчества. Отличия прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа
Слайд 8Чики – чики – чикалочки,
Едет Ваня на палочке,
А Дуня в тележке
Щёлкает
орешки! (рис. 1)
Это шуточное четверостишие, в котором есть смешные словечки. А чтобы узнать, как в народе называют такие стишки, нужно расшифровать следующее слово: Акшетоп
Прочитайте его справа налево:
Потешка
Слайд 9 Потешка – это весёлая народная песенка. Слово потешка происходит от слова потешаться (беззлобно
подсмеиваться; подшучивать над кем-либо, чем-либо). Потешки называют народными, потому что они созданы народом. Когда детей убаюкивали или веселили, чтобы они не плакали, им рассказывали или пели такие потешки.
Слайд 10- Прочитайте некоторые из них:
Стучит, бренчит по
улице:
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке
По кривой дорожке (рис. 2).
Слайд 11ПРИБАУТКА
Храбрец
- Я медведя поймал!
- Так веди сюда!
- Так не идёт.
- Так
сам веди!
- Да он меня не пускает!
Собака
- Собака, что лаешь?
- Волков пугаю.
- Собака, что хвост поджала?
- Волков боюсь.
Слайд 12Отличие прибауток от потешек
Подумайте, чем отличаются прочитанные выше стихи от потешек?
И те, и другие весёлые, но последние стихи построены в виде диалога (разговора двух людей или животных). Это не потешки, это – прибаутки.
В народе маленькие сказки, короткие смешные рассказики иногда в виде диалога, называют прибаутками.
Прибаутки отличаются от пестушек и потешек тем, что они не связаны с какими-то игровыми движениями. Но в них присутствует какой-то сказочный сюжет.
Слайд 13СЧИТАЛКА
Считалки – вид детского творчества. Как правило, это небольшие стихотворные тексты с чёткой рифмо-ритмической структурой в шутливой форме, предназначенные для случайного избрания (обычно одного) участника из множества. Неслучайным выбором (классификацией) может быть самая простая считалка типа"на первый, второй", результатом которой является разделение первоначального множества объектов на 2.
Слайд 14История возникновениф считалки
Распространено мнение, что считалки являются прикладным литературным жанром, так как она имеетпрактическую жизненную задачу, помогая распределять работу.[1] Поскольку люди верили, что животныеспособны понимать человеческую речь, они изобретали тайные слова, понятные только им самим. Этислова могли входить и в текст считалок. Теперь такие считалки кажутся бессмысленными.
Считается, что люди верили в силу слова, и считалка была близка заклинанию.
Позже, когда человеческая жизнь изменилась и люди перестали бояться природы, считалка перешла вдетскую игру и стала помогать детям распределять роли в игре. Изменение роли считалки привело кпоявлению новых, «детских» считалок.
Слайд 15Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана,
Буду резать, буду бить,
Всё равно тебе водить.
Эники, бэники ели вареники,
Эники, бэники съели вареники,
Эники, бэники, хоп!
Вышел зелёный сироп.
Слайд 16 Эни, бени, рики, таки,
Турба, урба, синтибряки,
Эус, бэус, краснобэус,
Бац!
На золотом крыльце сидели:
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых и честных людей!
Слайд 17Подведение итогов урока
Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи.
Они создавались народом и передавались из уст в уста.
Слайд 18Домашнее задание:
Выучить понравившуюся потешку наизусть.