Слайд 1ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
ПРИ ПЕРЕХОДЕ УЧАЩИХСЯ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО
Слайд 2
Переход в пятый класс - это своеобразное испытание и не только
для школьников, но и для педагогов:
- Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником;
- Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками.
Слайд 3
Первая проблема нарушения преемственности - различия в оценке детей:
- Дело прежде
всего в том, что учитель начальной школы, выпустив своих детей в основную школу, отчетливо видит как вырос каждый ребенок и какой образовательный потенциал накопил для дальнейшего роста, то есть оценивает его оптимистично.
Слайд 4 - Принимая новый класс в основной
школе «учитель – предметник» приходит на урок из более старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышленышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. А если еще он переносит методы обучения и формы взаимодействия со старшими классами на подростка, а они по многим своим психологическим особенностям еще младшие школьники и поэтому не могут справиться с этими необычными для них способами обучения.
Слайд 5Особенности адаптации пятиклассников
Слайд 6
Успешность адаптации пятиклассника
Камень 1: изменение условий обучения
Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного Учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Ребенок спокойно развивался: приобретал знания в ОДНОМ кабинете, с ОДНИМ основным учителем, его окружали ОДНИ и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были ОДИНАКОВЫЕ.
При переходе же в 5-й класс ребенок сталкивается с проблемой множественности. Во-первых, стало МНОГО учителей-предметников. Во-вторых, каждый предмет изучается в своем кабинете, и таких кабинетов МНОГО. Зачастую на этом этапе дети переходят в другую школу, в другой класс (расформирование 4 г). Тогда ко всему вышесказанному прибавляется еще и новый коллектив - МНОГО новых ребят.
Слайд 7
Камень 2: изменение требований
Период адаптации еще усложняет рассогласованность требований разных учителей-предметников. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой - тоненькие тетради, но их должно быть 3 штуки. Преподаватель русского языка требует все выделять зеленой ручкой, преподаватель математики - карандашом. По английскому требуют завести отдельную тетрадочку-словарь, по биологии - все термины записывать в конце обычной рабочей тетради. На литературе ценят высказанные собственные мысли, а на уроках истории все должно быть «документально подтверждено». И все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где что надо делать.
Чем можно помочь?
Во-первых, увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи», которые поначалу так затрудняют ребенку школьную жизнь, приносят и пользу. Он учится учитывать все требования, соотносить их, преодолевать трудности, а значит, учится взрослой жизни где «многотребовательность» в порядке вещей.
Во-вторых, это учит подростка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.
Слайд 8
Камень 3: отсутствие контроля
Всю начальную школу ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера, быстро определив все особенности детей своего класса, учитель помогал им контролировать учебный процесс, отслеживалось выполнение всех заданий всеми учениками.
При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход исчезает. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся из разных параллелей. Запомнить все особенности всех учеников он просто не в состоянии. Поэтому у ребенка создается впечатление, что он никому из учителей не нужен, что можно «похалявить» и что-то не сделать - в общей массе это может пройти незамеченным.
С другой стороны, появляется некоторая «безнадзорность» со стороны классного руководителя. Он не следит за поведением ребенка на всех переменах. Отсюда и внезапно появившаяся у некоторых детей регрессия: ребенок начинает капризничать, как маленький, играть с малышами (уходит к своей первой учительнице) или бегать за классным руководителем. А у других, наоборот, восторженное опьянение свободой передвижения приводит к нарушениям школьных правил.
Слайд 9
Камень 4: пробелы в знаниях
За годы обучения в
начальной школе практически у каждого ученика появляются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. В начальной школе эти «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу, как только было замечено не усвоение ребенком материала.
В пятом классе
такого отслежи-
вания не происходит.
И, не усвоив тему (и не подойдя сразу за разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять следующую. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не поняты, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний. Так появляются двойки…Также могут быть сложности в усвоении учебного материала из-за недостатка речевого развития, внимания и памяти.
Слайд 10
Завершая рассказ об адаптации к средней
школе, хотелось бы отметить следующее: продолжительная школьная неуспеваемость практически всегда сопровождается личностными особенностями (неадекватной самооценкой, повышенной тревожностью, агрессивностью, нарушением коммуникативной сферы и т. д.). Поэтому в учебных занятиях важно помочь ребенку понять его собственные критерии успешности или неуспешности, развить у него стремление проверять свои возможности и находить пути их совершенствования (самостоятельно или с помощью взрослых).
Слайд 11Анализ
анектирования учащихся 4 и 5-х классов
(психолог)
возникновения проблем:
Неполнота или отсутствие у учителей начальной школы данных об особенностях обучения и программах в среднем звене;
Неполнота или отсутствие у учителей средней школы данных об особенностях обучения и программах в начальном звене;
Несоответствие оценок выпускников начальной школы реальным результатам обучения;
Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста;
Неадаптивность методики преподавания в средней школе к возможностям детей данного возраста;
Слайд 13
Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения;
Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе;
Рассогласование в сложности содержания образовательных программ;
Неподготовленность к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5-м классе;
Неспособность учеников справиться с возросшим объёмом домашнего задания;
Неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников.
Слайд 14С началом учебного года у детей возникает ряд сложностей организационного и
учебного характера.
1. Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников.
Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, выдвигают гипотезы, всевозможные предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения.
Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами становятся: «Отвечаем только с поднятой рукой!», «Никаких споров и совместных решений! Это слишком шумно».
Слайд 15Как выстроить модель своего поведения на каждом конкретном уроке?
Пока ребенок решает для
себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников.
Также у детей с переходом в среднюю школу резко повышается уровень тревожности. Начало полового созревания провоцирует физиологическое повышение тревожности которое усугубляется ещё и тревогой связанной с новыми ожиданиями. Они чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны.
Слайд 16Особенности адаптации пятиклассников в среднем звене (2017-2018 уч. г.)
Слайд 18Отсутствие эмоционального принятия провоцирует отсутствие настроя на предстоящую деятельность.
Учителю необходимо учитывать,
что если у школьников, пришедших на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется на результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому целесообразно посвятить 2-3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. Особенно в этом нуждаются дети, у которых в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение.
Слайд 19Создание ситуации успеха для пятиклассников.
Ошибочным мнением педагогов среднего звена
является признание того, что в пятом классе нужно приучать школьников к нелегкому учебному труду, а создание ситуации успеха, равно так же как и использование игровых моментов на уроке, - это удел начальной школы. Такое мнение приводит к большому разрыву в организации учебного процесса в начальном звене и средней школе. Пятиклассники еще очень нуждаются в позитивных отзывах педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.
Слайд 20Реалии современного
образования
В последние годы накопилось множество наблюдений и экспериментальных доказательств
того, что на последнем году обучения в начальной школе современные школьники продолжают осваивать учебный материал теми же средствами и способами, что и в первые два года школьной жизни. В результате происходит приращение объема знаний, умений и навыков, но не происходит выраженных сдвигов в общем развитии детей.
Слайд 21
В частности, школьники не владеют
в достаточной мере техникой чтения, грамотным письмом как общеучебными умениями, не развита их способность решать задачи, не достаточно развиты навыки учебного сотрудничества и многие другие.
Эти причины и стали объективными предпосылками к переходу на новые развивающие образовательные программы.
Слайд 22Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе.
Пятиклассники обычно очень
тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Это организация и проведение дней именинника, праздников и т.д.. Нужно осознать значимость этих традиций в жизни детей, и по возможности продолжить в пятом классе с последующей трансформацией в соответствии с возрастными особенностями в более важные и необходимые для учеников мероприятия. Стремление к нововведениям и отрицание всего, что было наработано не приносит позитивных результатов и не лучшим образом сказывается на личностных взаимоотношениях детей с педагогами.
Слайд 23Не следует забывать, что переход в среднюю школу совпадает с началом
«переходного» возраста у детей: они становятся младшими подростками.
Психологически это начало кризисного периода: физиологическое созревание, переоценка моральных ценностей, смены ведущих ценностей.
Дети превращаются в младших подростков, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом.
Слайд 24Основная психологическая особенность школьника 10-12 лет, которая игнорируется в
среднем звене, или служит почвой для возникновения конфликтов:
это «чувство взрослости»;склонности к фантазированию ( к некритическому планированию своего будущего) и стремление экспериментировать.
1. «Чувство взрослости», не подкрепленное реальной ответственностью, - вот особая форма самосознания, возникающая в переходный период и определяющая основные отношения младших подростков с миром.
Слайд 25«Чувство взрослости» проявляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании
серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями неудовлетворенность этой потребности обостряет негативные черты подросткового кризиса. Если школа не предлагает ученикам средств реализации их « чувства взрослости», оно все равно проявится, но самым невыгодным образом - в уверенности подростка в учительской несправедливости и необъективности.
Слайд 262. Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего.
Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает собственный авторский замысел. Если учитель контролирует только качество продуктов учебной работы школьников и не находит места для оценки детского творчества, инициативы, самостоятельности, то процесс учения теряет для ученика актуальность и привлекательность.
Слайд 273. Стремление экспериментировать, используя свои возможности,
едва ли не самая яркая характеристика младших подростков.
Если школа не представляет ученикам культурных форм такого экспериментирования, то оно реализуется лишь в самой поверхностной и примитивной форме - в экспериментах со своей внешностью.
Слайд 28 Изменение ведущей
деятельности.
Следует
помнить о том, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения.
Приоритеты от учителя и родителей перемещаются к сверстникам. Теперь именно они становятся наиболее значимыми в жизни подростка, в том числе и пятиклассника. Ребята хотят взаимодействовать со сверстниками и в учебной деятельности.
Кроме того, позитивные отношения к сверстнику они переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников общение.
Слайд 29Наличие большей свободы и самостоятельности.
При всем положительном отношении к предоставлению свободы
и самостоятельности пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами, цену которым знает каждый взрослый здравомыслящий человек. Сферу действия свободы и самостоятельности надо планомерно расширять, одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих факторов. Свобода и вседозволенность - это не слова-синонимы, равно также как и самостоятельность и отсутствие педагогической поддержки. Из-за неправильного толкования обозначенных понятий детьми часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.
Слайд 30Ослабление внешнего контроля за выполнением домашних заданий.
Нередко с переходом в пятый
класс педагоги фиксируют небрежность записей в рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на уроках, записей с номерами домашних заданий и, как результат, отсутствие и самих домашних работ. На это влияют многие факторы:
Родители к пятому классу устают от проверки тетрадей. Кто-то не считает это целесообразным из-за уже приобретенного навыка всегда выполнять задание на дом в полном объеме.
Учителя же сетуют на объемы работ и обилие классов. И не так тщательно проверяют тетради. Вот и получается, что пятиклассники резко чувствуют свободу, появляются запуски и пробелы в знаниях
Слайд 31Личностный контакт с учителями.
Не следует забывать, что пятиклассники - народ эмоциональный.
И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.
Слайд 32Грандиозная проблема современной школы
Увеличением количества детей с хроническими заболеваниями.
Приход в
школу массы неподготовленных к школе детей, или детей, прошедших совершенно неверный путь подготовки к школьному обучению.
Существенные изменения родительского отношения к школе: откровенно агрессивные или с абсолютным равнодушием, неприятием, пренебрежением; многие дети подвергаются в семьях физическим наказаниям, растут в тяжёлой моральной атмосфере. Рост числа малообеспеченных семей; увеличением количества социально-обездоленных детей.
Слайд 33Основные условия решения проблемы преемственности
Школа может выполнить эту работу лишь в
том случае, если будут найдены новые организационные формы взаимодействия педагогов начальной и основной школы. Только тогда направления поиска новых, переходных форм и содержания самого учебного процесса могут быть заданы педагогическим коллективом школы с двух сторон: из прошлого и из будущего.
Слайд 34Основные условия решения проблемы преемственности
В помощь при решении этой проблемы есть
документ за печатью Министерства Образования РФ и подписанный руководителем Департамента общего и дошкольного образования А. Б Баранниковым, от 21.05.2004 « Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную».
Слайд 35Основные условия решения проблемы преемственности
Как можно раньше определить учителей-предметников и классных
руководителей будущих пятиклассников.
Посещение уроков в 4-х классах учителями-предметниками, классными руководителями -внеклассных мероприятий.
Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программу 5 класса.
Слайд 36Учитель-предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе, только изучив
программу начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе и разработать систему мер по дальнейшему формированию новых учебных знаний и умений.
Чтобы избежать резкого снижения, успеваемости учителям среднего звена в I четверти надо оценивать учебную деятельность пятиклассников по критериям оценок начальной школы.
Проведение срезовых работ в 4-х классах в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ.
Слайд 37Спасибо за внимание и понимание!!!