Презентация, доклад на тему Преемственность при переходе из начальной школы в старшую

Содержание

Переход в пятый класс - это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов: - Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть

Слайд 1ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ УЧАЩИХСЯ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО

ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ УЧАЩИХСЯ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО

Слайд 2
Переход в пятый класс - это своеобразное испытание и не только

для школьников, но и для педагогов:


- Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником;
- Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками.
Переход в пятый класс - это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов:

Слайд 3
Первая проблема нарушения преемственности - различия в оценке детей:

- Дело прежде

всего в том, что учитель начальной школы, выпустив своих детей в основную школу, отчетливо видит как вырос каждый ребенок и какой образовательный потенциал накопил для дальнейшего роста, то есть оценивает его оптимистично.
Первая проблема нарушения преемственности - различия в оценке детей:- Дело прежде всего в том, что учитель начальной

Слайд 4 - Принимая новый класс в основной

школе «учитель – предметник» приходит на урок из более старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышленышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. А если еще он переносит методы обучения и формы взаимодействия со старшими классами на подростка, а они по многим своим психологическим особенностям еще младшие школьники и поэтому не могут справиться с этими необычными для них способами обучения.
- Принимая новый класс в основной  школе «учитель – предметник»

Слайд 5Особенности адаптации пятиклассников

Особенности адаптации пятиклассников

Слайд 6
Успешность адаптации пятиклассника

Камень 1: изменение условий обучения

Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного Учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Ребенок спокойно развивался: приобретал знания в ОДНОМ кабинете, с ОДНИМ основным учителем, его окружали ОДНИ и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были ОДИНАКОВЫЕ.

При переходе же в 5-й класс ребенок сталкивается с проблемой множественности. Во-первых, стало МНОГО учителей-предметников. Во-вторых, каждый предмет изучается в своем кабинете, и таких кабинетов МНОГО. Зачастую на этом этапе дети переходят в другую школу, в другой класс (расформирование 4 г). Тогда ко всему вышесказанному прибавляется еще и новый коллектив - МНОГО новых ребят.

Успешность адаптации пятиклассника          Камень 1: изменение

Слайд 7
Камень 2: изменение требований

Период адаптации еще усложняет рассогласованность требований разных учителей-предметников. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой - тоненькие тетради, но их должно быть 3 штуки. Преподаватель русского языка требует все выделять зеленой ручкой, преподаватель математики - карандашом. По английскому требуют завести отдельную тетрадочку-словарь, по биологии - все термины записывать в конце обычной рабочей тетради. На литературе ценят высказанные собственные мысли, а на уроках истории все должно быть «документально подтверждено». И все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где что надо делать.

Чем можно помочь?
Во-первых, увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи», которые поначалу так затрудняют ребенку школьную жизнь, приносят и пользу. Он учится учитывать все требования, соотносить их, преодолевать трудности, а значит, учится взрослой жизни где «многотребовательность» в порядке вещей.
Во-вторых, это учит подростка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.

Камень 2:  изменение требований        Период адаптации еще усложняет рассогласованность

Слайд 8
Камень 3: отсутствие контроля

Всю начальную школу ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера, быстро определив все особенности детей своего класса, учитель помогал им контролировать учебный процесс, отслеживалось выполнение всех заданий всеми учениками.

При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход исчезает. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся из разных параллелей. Запомнить все особенности всех учеников он просто не в состоянии. Поэтому у ребенка создается впечатление, что он никому из учителей не нужен, что можно «похалявить» и что-то не сделать - в общей массе это может пройти незамеченным.
С другой стороны, появляется некоторая «безнадзорность» со стороны классного руководителя. Он не следит за поведением ребенка на всех переменах. Отсюда и внезапно появившаяся у некоторых детей регрессия: ребенок начинает капризничать, как маленький, играть с малышами (уходит к своей первой учительнице) или бегать за классным руководителем. А у других, наоборот, восторженное опьянение свободой передвижения приводит к нарушениям школьных правил.

Камень 3:  отсутствие контроля        Всю начальную школу ребенку помогал

Слайд 9
Камень 4: пробелы в знаниях
За годы обучения в

начальной школе практически у каждого ученика появляются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. В начальной школе эти «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу, как только было замечено не усвоение ребенком материала.

В пятом классе
такого отслежи-
вания не происходит.
И, не усвоив тему (и не подойдя сразу за разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять следующую. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не поняты, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний. Так появляются двойки…Также могут быть сложности в усвоении учебного материала из-за недостатка речевого развития, внимания и памяти.

Камень 4: пробелы в знаниях    За годы обучения в начальной школе практически у каждого

Слайд 10
Завершая рассказ об адаптации к средней

школе, хотелось бы отметить следующее: продолжительная школьная неуспеваемость практически всегда сопровождается личностными особенностями (неадекватной самооценкой, повышенной тревожностью, агрессивностью, нарушением коммуникативной сферы и т. д.). Поэтому в учебных занятиях важно помочь ребенку понять его собственные критерии успешности или неуспешности, развить у него стремление проверять свои возможности и находить пути их совершенствования (самостоятельно или с помощью взрослых).

Завершая рассказ об адаптации к средней школе, хотелось бы отметить следующее: продолжительная

Слайд 11Анализ анектирования учащихся 4 и 5-х классов (психолог)

Анализ   анектирования учащихся 4 и 5-х классов (психолог)

Слайд 12Причины

возникновения проблем:

Неполнота или отсутствие у учителей начальной школы данных об особенностях обучения и программах в среднем звене;
Неполнота или отсутствие у учителей средней школы данных об особенностях обучения и программах в начальном звене;
Несоответствие оценок выпускников начальной школы реальным результатам обучения;
Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста;
Неадаптивность методики преподавания в средней школе к возможностям детей данного возраста;
Причины

Слайд 13
Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения;


Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе;
Рассогласование в сложности содержания образовательных программ;
Неподготовленность к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5-м классе;
Неспособность учеников справиться с возросшим объёмом домашнего задания;
Неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников.
Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения; Непонимание учащимися учебного материала вследствие его

Слайд 14С началом учебного года у детей возникает ряд сложностей организационного и

учебного характера.

1. Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников.
Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, выдвигают гипотезы, всевозможные предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения.
Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами становятся: «Отвечаем только с поднятой рукой!», «Никаких споров и совместных решений! Это слишком шумно».
С началом учебного года у детей возникает ряд сложностей организационного и учебного характера.1. Большое количество учителей вместо одного

Слайд 15Как выстроить модель своего поведения на каждом конкретном уроке?
Пока ребенок решает для

себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников.
Также у детей с переходом в среднюю школу резко повышается уровень тревожности. Начало полового созревания провоцирует физиологическое повышение тревожности которое усугубляется ещё и тревогой связанной с новыми ожиданиями. Они чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны.
Как выстроить модель своего поведения на каждом конкретном уроке?Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может

Слайд 16Особенности адаптации пятиклассников в среднем звене (2017-2018 уч. г.)

Особенности адаптации пятиклассников в среднем звене (2017-2018 уч. г.)

Слайд 18Отсутствие эмоционального принятия провоцирует отсутствие настроя на предстоящую деятельность.
Учителю необходимо учитывать,

что если у школьников, пришедших на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется на результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому целесообразно посвятить 2-3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. Особенно в этом нуждаются дети, у которых в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение.
Отсутствие эмоционального принятия провоцирует отсутствие настроя на предстоящую деятельность. Учителю необходимо учитывать, что если у школьников, пришедших

Слайд 19Создание ситуации успеха для пятиклассников.
Ошибочным мнением педагогов среднего звена

является признание того, что в пятом классе нужно приучать школьников к нелегкому учебному труду, а создание ситуации успеха, равно так же как и использование игровых моментов на уроке, - это удел начальной школы. Такое мнение приводит к большому разрыву в организации учебного процесса в начальном звене и средней школе. Пятиклассники еще очень нуждаются в позитивных отзывах педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.
Создание ситуации успеха для пятиклассников.  Ошибочным мнением педагогов среднего звена является признание того, что в пятом

Слайд 20Реалии современного
образования

В последние годы накопилось множество наблюдений и экспериментальных доказательств

того, что на последнем году обучения в начальной школе современные школьники продолжают осваивать учебный материал теми же средствами и способами, что и в первые два года школьной жизни. В результате происходит приращение объема знаний, умений и навыков, но не происходит выраженных сдвигов в общем развитии детей.
Реалии современного образованияВ последние годы накопилось множество наблюдений и экспериментальных доказательств того, что на последнем году обучения

Слайд 21
В частности, школьники не владеют

в достаточной мере техникой чтения, грамотным письмом как общеучебными умениями, не развита их способность решать задачи, не достаточно развиты навыки учебного сотрудничества и многие другие.
Эти причины и стали объективными предпосылками к переходу на новые развивающие образовательные программы.
В частности, школьники не владеют

Слайд 22Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе.

Пятиклассники обычно очень

тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Это организация и проведение дней именинника, праздников и т.д.. Нужно осознать значимость этих традиций в жизни детей, и по возможности продолжить в пятом классе с последующей трансформацией в соответствии с возрастными особенностями в более важные и необходимые для учеников мероприятия. Стремление к нововведениям и отрицание всего, что было наработано не приносит позитивных результатов и не лучшим образом сказывается на личностных взаимоотношениях детей с педагогами.
Отсутствие гибкого переноса  традиций классного коллектива в средней школе. Пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые

Слайд 23Не следует забывать, что переход в среднюю школу совпадает с началом

«переходного» возраста у детей: они становятся младшими подростками.
Психологически это начало кризисного периода: физиологическое созревание, переоценка моральных ценностей, смены ведущих ценностей.
Дети превращаются в младших подростков, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом.

Не следует забывать, что переход в среднюю школу совпадает с началом «переходного» возраста у детей:

Слайд 24Основная психологическая особенность школьника 10-12 лет, которая игнорируется в

среднем звене, или служит почвой для возникновения конфликтов:
это «чувство взрослости»;склонности к фантазированию ( к некритическому планированию своего будущего) и стремление экспериментировать.
1. «Чувство взрослости», не подкрепленное реальной ответственностью, - вот особая форма самосознания, возникающая в переходный период и определяющая основные отношения младших подростков с миром.
Основная психологическая особенность школьника 10-12 лет, которая игнорируется   в среднем звене, или служит почвой для

Слайд 25«Чувство взрослости» проявляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании

серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями неудовлетворенность этой потребности обостряет негативные черты подросткового кризиса. Если школа не предлагает ученикам средств реализации их « чувства взрослости», оно все равно проявится, но самым невыгодным образом - в уверенности подростка в учительской несправедливости и необъективности.

«Чувство взрослости» проявляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании     серьезного, доверительного

Слайд 262. Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего.

Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает собственный авторский замысел. Если учитель контролирует только качество продуктов учебной работы школьников и не находит места для оценки детского творчества, инициативы, самостоятельности, то процесс учения теряет для ученика актуальность и привлекательность.
2. Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего.   Результат действия становится второстепенным, на первый

Слайд 273. Стремление экспериментировать, используя свои возможности,

едва ли не самая яркая характеристика младших подростков.
Если школа не представляет ученикам культурных форм такого экспериментирования, то оно реализуется лишь в самой поверхностной и примитивной форме - в экспериментах со своей внешностью.
3. Стремление экспериментировать, используя свои возможности,           едва

Слайд 28 Изменение ведущей деятельности.
Следует

помнить о том, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения.
Приоритеты от учителя и родителей перемещаются к сверстникам. Теперь именно они становятся наиболее значимыми в жизни подростка, в том числе и пятиклассника. Ребята хотят взаимодействовать со сверстниками и в учебной деятельности.
Кроме того, позитивные отношения к сверстнику они переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников общение.
Изменение ведущей     деятельности.    Следует помнить о том, что

Слайд 29Наличие большей свободы и самостоятельности.
При всем положительном отношении к предоставлению свободы

и самостоятельности пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами, цену которым знает каждый взрослый здравомыслящий человек. Сферу действия свободы и самостоятельности надо планомерно расширять, одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих факторов. Свобода и вседозволенность - это не слова-синонимы, равно также как и самостоятельность и отсутствие педагогической поддержки. Из-за неправильного толкования обозначенных понятий детьми часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.
Наличие большей свободы и самостоятельности. При всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности пятиклассники порой не

Слайд 30Ослабление внешнего контроля за выполнением домашних заданий.
Нередко с переходом в пятый

класс педагоги фиксируют небрежность записей в рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на уроках, записей с номерами домашних заданий и, как результат, отсутствие и самих домашних работ. На это влияют многие факторы:
Родители к пятому классу устают от проверки тетрадей. Кто-то не считает это целесообразным из-за уже приобретенного навыка всегда выполнять задание на дом в полном объеме.
Учителя же сетуют на объемы работ и обилие классов. И не так тщательно проверяют тетради. Вот и получается, что  пятиклассники резко чувствуют свободу, появляются запуски и пробелы в знаниях
Ослабление внешнего контроля за выполнением домашних заданий. Нередко с переходом в пятый класс педагоги фиксируют небрежность записей

Слайд 31Личностный контакт с учителями.
Не следует забывать, что пятиклассники - народ эмоциональный.

И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.
Личностный контакт с учителями. Не следует забывать, что пятиклассники - народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они

Слайд 32Грандиозная проблема современной школы
Увеличением количества детей с хроническими заболеваниями.
Приход в

школу массы неподготовленных к школе детей, или детей, прошедших совершенно неверный путь подготовки к школьному обучению.
Существенные изменения родительского отношения к школе: откровенно агрессивные или с абсолютным равнодушием, неприятием, пренебрежением; многие дети подвергаются в семьях физическим наказаниям, растут в тяжёлой моральной атмосфере. Рост числа малообеспеченных семей; увеличением количества социально-обездоленных детей.
Грандиозная проблема современной школыУвеличением количества детей с хроническими заболеваниями. Приход в школу массы неподготовленных к школе детей,

Слайд 33Основные условия решения проблемы преемственности
Школа может выполнить эту работу лишь в

том случае, если будут найдены новые организационные формы взаимодействия педагогов начальной и основной школы. Только тогда направления поиска новых, переходных форм и содержания самого учебного процесса могут быть заданы педагогическим коллективом школы с двух сторон: из прошлого и из будущего.
Основные условия решения проблемы преемственностиШкола может выполнить эту работу лишь в том случае, если будут найдены новые

Слайд 34Основные условия решения проблемы преемственности
В помощь при решении этой проблемы есть

документ за печатью Министерства Образования РФ и подписанный руководителем Департамента общего и дошкольного образования А. Б Баранниковым, от 21.05.2004 « Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную».
Основные условия решения проблемы преемственностиВ помощь при решении этой проблемы есть документ за печатью Министерства Образования РФ

Слайд 35Основные условия решения проблемы преемственности
Как можно раньше определить учителей-предметников и классных

руководителей будущих пятиклассников.
Посещение уроков в 4-х классах учителями-предметниками, классными руководителями -внеклассных мероприятий.
Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программу 5 класса.
Основные условия решения проблемы преемственностиКак можно раньше определить учителей-предметников и классных руководителей будущих пятиклассников. Посещение уроков в

Слайд 36Учитель-предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе, только изучив

программу начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе и разработать систему мер по дальнейшему формированию новых учебных знаний и умений.
Чтобы избежать резкого снижения, успеваемости учителям среднего звена в I четверти надо оценивать учебную деятельность пятиклассников по критериям оценок начальной школы.
Проведение срезовых работ в 4-х классах в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ.
Учитель-предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе, только изучив программу начальной школы, чтобы правильно 		организовать

Слайд 37Спасибо за внимание и понимание!!!

Спасибо за внимание и понимание!!!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть