Слайд 1Причины безграмотности современных школьников
Заседание МО от 02.11.2017
Выполнила Иванова Е.Ю. ,учитель русского
языка и литературы МОУ «СШ №36 имени Героя Советского Союза В.Г.Миловатского г. Волжского Волгоградской области».
Слайд 2Причины безграмотности
Доказывать, что грамотность наших школьников сильно понизилась, — значило бы
ломиться в открытую дверь.
…сейчас этот вопрос приобрел совершенно необычную остроту
Надо откровенно признать, что этот пробел в нашем школьном деле дошел до размеров общественного бедствия, что об этом надо кричать и изыскивать меры для его изживания.
Слайд 3Причины ошибок школьников
По мнению ученого, ошибки школьников можно разделить на 3
группы:
…многие из них являются результатом распущенности…грамотное письмо, четкий почерк возможны лишь при большой внутренней дисциплине и подтянутости.
Как это ни звучит парадоксально…одной из причин понижения грамотности, одной из серьезных причин, являются «новые методы»…
…приходится поражаться малой начитанности наших школьников…
Л.В.Щерба 1930 г.
Слайд 4Лев Владимирович Щерба
(1880-1944)
Российский и советский лингвист, академик АН СССР. Внес большой
вклад в развитие психолингвистики, лексикографии и фонологии.
Развил концепцию фонемы, воспринятую им от БОДУЭНА, придав современное значение термину «фонема».
Основатель Петербургской (Ленинградской) фонологической школы.
Слайд 5Часто встречающиеся проблемы:
• несформированность образа буквы и образа слова, пропуск и
путаница букв и слогов;
• нечитаемый почерк;
• незнание основных орфографических правил и обилие ошибок «на правило»;
• несоответствие между знаниями правил и письмом, то есть неумение применить правило в процессе письма;
• неумение составлять связные, логичные тексты;
• нелюбовь или даже ненависть к чтению;
• негативное отношение к урокам русского языка.
Слайд 6Из каких аспектов складывается грамотность
Грамотность
нейропсихологический
Социально-педагогический
психологический
Функциональная готовность к письму
Характер общения со
взрослыми
Уровень мотивации ребенка
Игровое развитие в дошкольном возрасте
Отношение к чтению в семье
Слайд 7Что такое «дисграфия»
Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в
многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма
Слайд 8Виды дисграфических ошибок
Дисграфические ошибки
Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:
Ошибки,
обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:
Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия:
Слайд 9Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:
1. пропуски гласных букв;
всят-висят, комнта-комната, урожй-урожай;
2. пропуски согласных букв: комата-комната, вей-всей;
3. пропуски слогов и частей слова: стрки-стрелки;
4. замена гласных: пище-пищу, сесен-сосен, люгкий-легкий;
5. замена согласных: тва-два, роча-роща, урошай-урожай, боказываед-показывает;
6. перестановки букв и слогов: онко-окно;
Слайд 10Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:
7. не дописывание букв
и слогов: чере-через, на ветка-на ветках, диктан-диктант;
8. наращивание слов лишними буквами и слогами: детити-дети, снег-снег, диктанат-диктант;
9. искажение слова: мальни-маленький, чайщик-чащи;
10. слитное написание слов и их произвольное деление: два-два, бойчасов-бой часов, в ся-вся;
11. неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром. Замерзла Речка птицам голодно. – Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.
12. нарушение смягчения согласных: болшой-большой, толко-только, умчалис-умчались, мач-мяч.
Слайд 11Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:
1. нарушения согласования слов: с еловый
ветки-с еловой ветки, появилось трава-появилась трава, огромная бабочки-огромные бабочки;
2. нарушения управления: в ветка-с ветки; умчались к чащу-умчались в чащу, сидит стул-сидит на стуле;
3. замена слов по звуковому сходству;
4. слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще-в роще, настене-на стене, на бухли-набухли;
5. пропуски слов в предложении.
Слайд 12Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия:
1. замена
букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б;
2. замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;
3. замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;
4. зеркальное написание букв: с, э, ю;
5. пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.
Слайд 13Как помочь ребенку?
Обратить внимание на характер ошибок в тетради ученика и
вовремя обратиться к нейропсихологам.
Не ждать, что «само как-нибудь рассосется», а искать помощи.
Понять, что бесконечные двойки и наказания за плохие оценки только ухудшат ситуацию
Слайд 14Что можно сделать?
Одной из возможностей изменить ситуацию являются лингвистические игры, например:
«Смотри,
не ошибись!»
«Ерундопель»
«Орфографическое лото»
«Третье лишнее»
Анаграммы
Метаграммы (слова, получающиеся при замене одной буквы другой)
И др.
Слайд 15Не только на уроках русского языка
Гуманитарные дисциплины дают широкие возможности и
благоприятные условия для формирования грамотности учащихся: предметные игры в сочетании с правилами орфографии помогут ребенку справиться с тотальной безграмотностью как в орфографическом плане, так и в плане развития и обогащения словарного запаса, а, следовательно, и в развитии более грамотной, свободной и эмоциональной речи.