Слайд 1
Педагогическое кредо.
«Учитель не имеет права быть бескрылым: его крылья – творчество,
источник вдохновения – дети, их загоревшиеся глаза. В учителе должна быть радость открытия».
«Надо учить не содержанию науки, а деятельности по его освоению».
К.Д.Ушинский
Слайд 2Размышления о выборе темы
Самый важный и самый сложный этап начала работы
ученика и учителя над исследованием. Чем конкретнее название темы, тем грамотнее.
В выборе темы помогут вопросы: что изучаете в данной теме, зачем, почему, к чему в конечном итоге вы стремитесь?
Слайд 3Темы детских исследований
ФАНТАСТИЧЕСКИЕ
ЭМПИРИЧЕСКИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
Слайд 4Правила выбора темы
Тема должна быть:
интересна ребенку, должна увлекать его;
выполнима, решение ее
должно принести реальную пользу участникам исследования;
оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности;
такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Слайд 5Формулирование цели исследования
Цель исследования – это конечный ожидаемый результат, которого хотел
бы достичь исследователь в завершении своей работы.
Можно поставить целью:
выявить…
установить…
обосновать…
уточнить
разработать….
Слайд 6Формулировка гипотезы
Гипотеза – это основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений.
Гипотеза
– это предвидение событий.
Гипотеза определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении.
Слайд 7Основные требования к формированию гипотезы
В основе ее формирования должны находиться факты,
относящиеся к избранной для изучения предметной области.
Сама формулировка гипотезы должна строиться таким образом, чтобы структура обобщений и утверждений, в которых она дается, позволяла осуществлять развитие рассуждения без пошагового обращения к фактам.
Плодотворное использование гипотезы осуществимо только в том случае, если исследователь способен работать с ней как уже к принятой в системе науки теории.
Недопустимо, чтобы исследователь исходил из любой мыслимой гипотезы. Он должен основываться на отдельных свойствах, связях, зависимостях, взаимодействиях, условиях, объяснимых с помощью выводимых из данной гипотезы законов.
Слайд 8Формулирование задач исследования
Задача исследования - это выбор путей и средств для
достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой, а также действия по достижению промежуточных результатов, направленных на достижение цели.
Задачи принято делить на практические и познавательные.
Практические задачи призваны способствовать непосредственному преобразованию окружающей действительности.
Второй тип задач включает подуровень эмпирических познавательных задач.
Слайд 9 «Некоторые закономерности зрительного восприятия человека»
Цель исследования: исследовать некоторые закономерности
зрительного восприятия с помощью геометрических знаний.
Гипотеза: зрительное восприятие зависит от расстояния, от угла зрения, от размеров предмета.
Задачи исследования:
изучить закономерности зрительного восприятия, используя различные источники информации;
провести интервью - беседу с офтальмологом;
провести эксперименты по исследованию особенностей зрительного восприятия в зависимости от расстояния, от угла, от размера.
Слайд 10«Многообразие применения формы треугольника в различных сферах деятельности человека».
Цель исследования: исследовать
многообразия формы треугольника и ее практическое применение в жизни человека.
Гипотеза: форма треугольника применяется во многих сферах человеческой жизни.
Задачи исследования:
Познакомиться с историей применения формы треугольника в жизни человека.
Изучить особое свойство треугольника – жёсткость, способы его применения на практике.
Провести анкетирование.
Провести эксперименты: получение «простого» треугольника и «фронтового конверта».
Слайд 11«Особенности восприятия оптико-геометрических иллюзий»
Цель исследования: исследовать особенности восприятия оптико-геометрических иллюзий у
взрослых и подростков 12 лет.
Гипотеза исследования: оптико-геометрические иллюзии воспринимаются взрослыми и подростками 12 лет по- разному.
Задачи исследования:
Познакомиться с теоретическими данными по теме исследования, используя различные источники информации;
Привести примеры оптико-геометрических иллюзий;
Провести сравнительный анализ восприятия иллюзий взрослыми и детьми;
Создать собственные иллюзорные картины;
Изучить осведомленность учащихся гимназии и их родителей о применении иллюзорных картин.
Слайд 12«Роль прогрессий в деятельности человека»
Цель исследования: исследовать практическое применение арифметической и
геометрической прогрессий в деятельности человека.
Гипотеза исследования: прогрессии играют важную роль в деятельности человека.
Слайд 13«Возможность существования различных способов нахождения площади трапеции»
Цель исследования: определить, существуют ли
разные способы нахождения площади трапеции, которые могут быть использованы для решения задач в школьном курсе математики.
Гипотеза исследования: существуют разные способы нахождения площади трапеции, которые могут быть использованы для решения задач в школьном курсе математики.
Задачи исследования:
Раскрыть теоретические основы нахождения площади трапеции в процессе изучения материала учебника и дополнительных источников информации.
Описать возможные способы нахождения площади трапеции.
Определить сформированность представлений старшеклассников о различных способах нахождения площади трапеции.