Слайд 1Педагогические
технологии на уроках искусства
Якущенко Вера Викторовна,
учитель музыки высшей категории
МБОУ
«СОШ№36»
Ангарск, 2010
Слайд 2Причины инноваций в области педагогических технологий
легко вписываются в учебный процесс, не
затрагивая содержания обучения;
позволяют достигать поставленных программой и стандартом образования целей по конкретному предмету;
обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода;
обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;
четкая ориентация на развитие творческой деятельности.
И. П. Волков,
М. В. Кларин, Б. Т. Лихачев,
В. М. Монахов, Г. К. Селевко,
В. М. Шепель, М. Чошанов,
Е.А.Юнина, Н.Е.Щуркова,
Е.В.Советова Т.П.Сальникова и др.
Слайд 4Педагогическая технология – систематичное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного
учебно-воспитательного процесса (Беспалько);
Технология обучения — это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов);
Педагогическая технология — это набор процедур, обновляющих профессиональную деятельность учителя и гарантирующих конечный планируемый результат (В. М. Монахов);
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин);
Пед.технология: 1.Рациональная организация деятельности и ее оснащение; 2.Последовательность операций, позволяющая получать результата с наименьшими затратами;3.Упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей. (Педагогическая практика. Справочник. Сысоева М.Е.,//Народное образование);
В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
Слайд 5планирование обучения;
«программирование» всего процесса обучения;
сопоставление результатов обучения с первоначально намеченным эталоном.
Слайд 6Элементы педагогической технологии
1. Модель исходного состояния учащегося.
2. Модель конечного состояния учащегося.
3.
Средства диагностики текущего состояния и прогнозирования тенденций ближайшего развития.
4. Набор моделей обучения.
5. Критерии выбора или построения оптимальной модели обучения для конкретных условий.
6. Механизмы обратной связи, обеспечивающие взаимодействие между данными диагностики и выбором модели обучения, соответствующей полученным данным.
Слайд 7Специфика педагогических технологий
в наличии связи с сознанием человека, со сложными
и не во всем ясными вопросами научения;
в наличии воспитательного компонента;
в необходимости учета человеческой психологии;
в необходимости учета философского, медицинского и экологического аспектов проблемы.
Слайд 8Сущность педагогической технологии
однозначное и строгое определение целей обучения;
способствование отбору и структуре
содержания;
оптимальная организация учебного процесса;
методы, приемы и средства обучения;
реальный уровень квалификации учителя;
объективные методы оценки результатов обучения.
Слайд 9Признаки педагогической технологии
диагностическое целеполагание и результативность;
экономичность;
алгоритмируемость, проектируемость, целостность и управляемость;
корректируемость;
визуализация .
Слайд 10Технологичные требования к учителю
анализировать учебные материалы с целью выделения основного содержания;
определять
цели обучения и мотивировать изучаемый материал;
планировать повторение — вводное, текущее и поддерживающее;
структурировать и распределять новый материал по урокам;
планировать результаты обучения в виде списка ожидаемых на выходе знаний, умений, навыков, ценностных ориентации;
выбрать адекватный материал, методы, формы, режим и средства обучения;
построить систему контроля — текущего и итогового.
Слайд 11Классификация педагогических технологий по Г. К. Селевко
по уровню применения;
по философской основе;
по концепции усвоения;
по подходу к ребенку;
по преобладающему методу;
по организационным формам;
по ведущему фактору психического развития;
по ориентации на личностные структуры;
по характеру содержания и структуры;
по типу управления познавательной деятельностью;
по направлению модернизации существующей традиционной системы и по категории обучающих.
Слайд 12по ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии;
по
ориентации на личностные структуры: информационные технологии, операционные, эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные, технология саморазвития, эвристические и прикладные технологии;
по характеру содержания и структуры: технологии обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально ориентированные, гуманитарные и технократические и др.
Слайд 13Классификация педагогических технологий по В.В.Гузееву
«традиционные методики»;
модульно-блочные технологии;
цельноблочные технологии (лекционно-семинарские системы);
интегральные технологии.
Слайд 14Классификация педагогических технологий по Ф. Я. Савельеву
по направленности действия;
по целям
обучения;
по предметной среде, для которой разрабатывается данная технология;
по применяемым техническим средствам (по технической среде);
по организации учебного процесса;
по методической задаче.
Слайд 15Классификация педагогических технологий по В. П. Беспалько
классическое лекционное обучение;
обучение с
помощью аудиовизуальных технических средств;
система «консультант»;
обучение с помощью учебной книги;
система «малых групп», групповые, дифференцированные способы обучения;
компьютерное обучение;
система «репетитор» — индивидуальное обучение;
«программное обучение», для которого есть заранее составленная программа.
Слайд 16Технологии личностно-ориентированного обучения
технологии проектной деятельности,
дифференцированного обучения,
обучения в сотрудничестве,
игровые
технологии.
Слайд 17Компоненты личностно-ориентированных технологий
создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников
в ходе урока;
использование проблемных творческих заданий;
стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала;
рефлексия.
Слайд 18Технология проектной деятельности
проект— это замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный
текст какого-либо документа (Словарь иностранных слов)
учебный проект — это форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Слайд 19Типология проектов
1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:
исследовательские,
творческие,
ролево-игровые,
информационные,
практико-ориентированные;
Слайд 20Типология проектов
2. По признаку предметно-содержательной области:
монопроекты,
межпредметные проекты;
Слайд 21Типология проектов
3. По количеству участников проекта:
личностные,
парные,
групповые
Слайд 22Типология проектов
4. По продолжительности проекта:
краткосрочные,
средней продолжительности,
долгосрочные.
Слайд 23Последовательность работы над проектом
1 этап — подготовительный;
2 этап — планирование и
организация деятельности;
3 этап — исследование (осуществление деятельности);
4 этап — представление результатов исследования, отчет.
Слайд 24 Метод проектов позволяет ученику:
развивать познавательные навыки;
учиться самостоятельно конструировать
свои знания;
ориентироваться в информационном пространстве;
развивать критическое мышление;
формировать механизмы мышления, а не эксплуатировать память;
чувствовать радость и удовольствие от практического результата , который был оценен одноклассниками и учителем.
Слайд 25Проекты на уроках музыки
Медиапроекты;
Творческие;
Информационные;
Занимательные;
Музыкальные и др.
Слайд 26Здоровъесберегающие технологии
«здоровъесберегающие образовательные технологии — это системный подход к
обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».
Н.К.Смирнов
Слайд 27Принципы здоровьесбережения
«Не навреди!»
Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося
Непрерывность и преемственность
Соответствие
содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся
Комплексный, междисциплинарный подход
Успех порождает успех
Ответственность за свое здоровье
Слайд 28Правила построения здоровьесберегающего урока
1. Правильная организация урока
2. Использование всех каналов восприятия
3.
Учет зоны работоспособности учащихся
4. Распределение интенсивности умственной деятельности
Слайд 29Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:
5-25-я минута — 80%;
25-35-я
минута — 60-40%;
35—40-я минута — 10%
Слайд 30Виды физкультминуток
упражнения для снятия общего или локального утомления;
упражнения для кистей рук;
гимнастика
для глаз;
гимнастика для слуха;
упражнения, корректирующие осанку;
дыхательная гимнастика.
Слайд 31Дыхательные упражнения;
музыкально-исполнительское движение, или – «пластическое интонирование»;
вокальное исполнение (хоровое, ансамблевое, сольное);
инструментальное
исполнение (сольное, групповое, коллективное).
Слайд 32Функции игры
Обучающая;
Развлекательная;
Коммуникативная;
Релаксационная;
Психотехническая;
Развивающая;
Воспитательная.
Слайд 33УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ ОБЩЕГО ИЛИ ЛОКАЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ
Буратино
Буратино потянулся, Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся. Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.
Здравствуйте!
Дети поочередно касаются подушечками пальцев каждой руки большого пальца этой же руки.
Подушечками пальцев одной руки дети поочередно касаются подушечек пальцев другой руки.