Слайд 1предмет: «Автоматизированные станционные системы на железнодорожном транспорте»
Тема занятия: «Механизация и
автоматизация работы сортировочных горок»
Преподаватель: Васильева Е.П. Группа ЭМ(А)-21, 4 курс г.Шу, 20.10.2015г.
Слайд 2Ход занятия:
Опрос домашнего задания:
а) Повторение принципа построения
кабельной сети стрелок и светофоров.
б) Повторение маршрутизации станций.
в) Письменный опрос домашнего задания (выборочно).
Изучение новой темы:
а) Основные понятия о технологических процессах работы сортировочных горок.
б) Технология расформирования – формирования составов.
Закрепление пройденного материала (устные вопросы по теме).
Домашнее задание и выставление оценок.
Слайд 31. Опрос домашнего задания
1. На основании чего производится проектировка кабельных сетей
стрелок и светофоров? (2б)
2. Как производится расстановка разветвительных муфт кабельных сетей стрелок и светофоров ? (2б)
3. Как рассчитывают кабельную сеть стрелок? (2б)
4. Как рассчитывают кабельную сеть светофоров? (2б)
5. По какой формуле рассчитывают длину группового кабеля (объяснить каждое значение)? (2б)
6. По какой формуле рассчитывают длину индивидуального кабеля (объяснить каждое значение)? (2б)
7. Что называется маршрутом? (2б)
8. Что называется маршрутом приёма? (2б)
9. Что называется маршрутом отправления? (2б)
10. Что называется охранной стрелкой? (2б)
11. Что называется враждебным маршрутом? (2б)
12. Что называется маршрутом безостановочного пропуска поезда? (2б)
13. Назначение таблицы зависимостей стрелок и сигналов. (2б)
14. Какой маршрут называют основным, а какой вариантным? (2б)
Слайд 4Новая тема: «Механизация и автоматизация работы сортировочных горок»
Слайд 5 Сортировочная станция — раздельный пункт, предназначенный для массовой переработки вагонов и формирования составов по назначениям,
установленным планом формирования поездов, и имеющий для выполнения этих работ специальные пути и маневровые средства.
Сортировочная станция одновременно перерабатывает местные и транзитные вагонопотоки, кроме тех, которые проходят данную станцию в отправительских маршрутах с места погрузки и в транзитных сквозных поездах.
Сортировочные станции устраиваются преимущественно на выходах из крупных промышленных и сельскохозяйственных районов, на подходах к крупным центрам (городам), в крупных железнодорожных узлах, в пунктах зарождения массовых грузопотоков.
Сортировочные станции — главные пункты по организации вагонопотоков на сети железных дорог.
Слайд 7 Горки на сортировочных станциях располагаются перед входом в сортировочный
парк. Они представляют собой насыпь, на которой уложены один или два пути, с крутым спуском в сторону сортировочных путей.
Сортировочная горка состоит из трех основных элементов: надвижной части, вершины горки и спускной части.
Надвижная часть представляет собой наклонный участок пути, имеющий перед вершиной горки подъем обычно не менее 8‰ протяженность 50 м для сжатия состава и облегчения расцепки вагонов перед горбом горки.
Спускная часть представляет собой участок между вершиной горки и расчетной точкой, находящейся на расстоянии 50-100м от наиболее удаленного предельного столбика входной горловины сортировочного парка. Разность отметок между вершиной горки и расчетной точкой называется высотой горки. Она должна обеспечивать скатывание вагона с плохими ходовыми качествами при неблагоприятных условиях до расчетной точки.
Состав надвигается из парка прибытия по надвижной части до вершины горки и после отцепки здесь вагоны скатываются в пределах спускной части под действием силы тяжести без участия локомотива.
Спускная часть горки состоит из скоростного уклона крутизной 40-55‰ для обеспечения максимальных скоростей движения отцепов и быстрого отрыва их от состава на вершине горки, из промежуточных уклонов, на которых располагают тормозные позиции для регулирования скорости движения отцепов и из уклона стрелочной зоны.
Слайд 8
Для торможения вагонов применяются разные тормозные
средства, которые устанавливаются на тормозных позициях - различают механизированные, автоматизированные и немеханизированные горки.
На немеханизированных горках применяются тормозные башмаки и средства малой механизации - башмаконакладыватели и башмакосбрасыватели.
На механизированных и автоматизированных горках применятся для торможения вагонов специальные устройства - вагонные замедлители; на механизированных горках перевод стрелок и управление замедлителями осуществляется операторами горочных постов; на автоматизированных - все передано автоматике.
Обычно на горках устраиваются три- четыре тормозных позиции: первая - для интервального торможения, расположена перед головной стрелкой; вторая (пучковая)- перед пучковыми стрелками - для интервально-прицельного торможения, т.е. для создания интервалов между отцепами, облегчивающих перевод стрелок в пучках сортировочного парка, а также обеспечивающая скорость подхода отцепов и стоящим на пути вагонам не выше 5 км/ч; при этом следует избегать "окон" между отцепами; третья - парковая, в начале каждого пути сортировочного парка - прицельная. Четвертая - в глубине сортировочного парка.
Слайд 12 Для управления надвигом и роспуском и передачи сигналов машинисту
горки оборудованы светофорами. Перед вершиной устанавливается горочный светофор (у каждого пути надвига), в парке прибытия - повторители (с каждого пути); они дополняются устройствами локомотивной сигнализации в кабине машиниста. Горочным светофором, управляемым ДСПГ, подаются сигналы: зеленый - разрешается роспуск вагонов с установленной скоростью; желтый - разрешается роспуск с уменьшенной скоростью; красный - остановить роспуск; буква Н на световом указателе белого цвета, горящая одновременно с красным светом, - осадить вагоны с горки на пути парка приёма.
Связь: радиосвязь ДСПГ и операторов с составителями и регулировщиками посредством репродуктов и переговорных колонок; радиосвязь с машинистами маневровых локомотивов.
Горки оборудованы системами централизованного управления стрелками и замедлителями, управление осуществляется при помощи специальных пультов горочных постов - распорядительного и исполнительных.
Горки большой мощности - >5000 вагонов (>30 путей); средней мощности - 2000-5000 (17-30); малой мощности - 250-2000 (до 16).
Время с момента начала роспуска одного состава до момента возможного начала следующего состава называется горочным технологическим интервалом.
Tp =tз +tр +tр +tос ; t r u =Tц /nц , nц - число расформированных составов за время цикла; Tц - минимально необходимая затрата времени горки на расформирование одного состава.
Слайд 15Горочными светофорами подаются сигналы:
один зеленый огонь — “Разрешается роспуск вагонов
с установленной скоростью”;
один желтый огонь — “Разрешается роспуск вагонов с уменьшенной скоростью”;
один желтый и один зеленый огни — “Разрешается роспуск вагонов со скоростью, промежуточной между установленной и уменьшенной”;
один красный огонь — “Стой! Запрещается роспуск”;
буква “Н” белого цвета на световом указателе, горящая одновременно с красным огнем ,—“Осадить вагоны с горки на пути парка приема или вытяжной путь”.
Слайд 16 Технология работы горки обычно представляется в виде технологических графиков.
Слайд 17Горочный процесс состоит из массового числа повторяющихся операций (заезд, надвиг, роспуск),
поэтому есть возможность автоматизации как отдельных операций, так и целого комплекса.
На горках применяется следующие устройства:
1) ГАЦ - горочная автоматическая централизация; это устройство, позволяющее осуществлять приготовления маршрутов для каждого отцепа, спускаемого с горки, в трех режимах:
А) ручном - перевод каждой стрелки осуществляется оператором индивидуально;
Б) полуавтоматическом - для приготовления любого маршрута надо в процессе роспуска нажать кнопку с номером пути, на который следует отцеп;
В) автоматическом - позволяющем предварительно, до начала роспуска, набрать маршруты скатывания отцепов по сортировочному листку.
ГАЦ освобождает оператора от приготовления маршрута в процессе роспуска и позволяет сосредоточить внимание на качестве торможения отцепов, т.е. регулировании скорости движения отцепов;
На многих станциях совместно с ГАЦ применяется горочные программно-задающие устройства (ГПЗУ), позволяющие осуществлять полное расформирование поездов по заданной программе, освобождая оператора от задания различных команд; одновременно обеспечивается автоматическая выдача оператору, расцепщику и другим работникам горки ряда сигналов о ходе роспуска;
ГАЦ КР (с контролем роспуска) не только переводит стрелки, но и контролирует и регистрирует маршрут каждого отцепа и считает физические вагоны в отцепе.
Слайд 182) АЗСР - автоматическое задание скорости роспуска - позволяет в зависимости
от величин отцепов, от маршрутов их следования указывать оператору цифрами скорость роспуска каждого отцепа, т.е. рассчитывается переменная скорость роспуска состава.
3) АРС - автоматическое регулирование скорости скатывания отцепов - позволяет в зависимости от веса отцепа, его ходовых свойств, от назначения отцепа, от заполнения сортировочного пути регулировать скорость скатывания каждого отцепа; для получения необходимых сведений используются автоматические весомер, скоростомер и радиолокальное устройство, определяющее расстояние до ближайших со стороны горки отцепов в сортировочном парке, эти данные автоматически вводятся в ЭВМ, которая определяет нужную скорость выпуска отцепов с замедлителей и подает команду о включении соответствующей ступени торможения управляющим устройствам;
система АРС значительно повышает перерабатывающую способность горок, производительность труда горочных работников, устраняет труд башмачников,. сводит к минимуму необходимость осаживания;
АРС в совокупности с ГАЦ автоматически готовят маршрут следования отцепа, автоматически управляют работой замедлителей; в совокупности с АЗСР автоматически регулируют скорость надвига на горку, т.е. почти полностью освобождают оператора от ручной работы, остается только контроль;
4) ТГЛ - телеуправление горочными локомотивами - в совокупности с АЗСР позволяет автоматически менять режимы работы горочных локомотивов
Слайд 21Закрепление пройденного материала:
Какую работу выполняет сортировочная горка? (2б)
Из скольких основных элементов
состоит горка (перечислите)? (2б)
Какие виды горок бывают? (2б)
Сколько тормозных позиций имеет горка? (2б)
Какие устройства торможения вагонов имеет сортировочная горка? (2б)
Какие устройства сигнализации имеет сортировочная горка? (2б)
Что называют горочным технологическим интервалом? (2б)
Какие устройства автоматизации процессов есть на сортировочной горке? (2б)
Слайд 23Домашнее задание:
Учебник : А.А.Казаков «Станционные устройства автоматики и телемеханики» стр.332-335 (глава
10, § 10.1)
Книга : Л.А.Кондратьева, О.Н.Ромашкова «Системы регулирования движения на железнодорожном транспорте» стр.223-227, 227-229, 229-236 §10.1, §10.2, §10.3. (§10.3. «Горочный пульт управления» самостоятельно изучить, рисунок зарисовать в тетрадь)