Слайд 1
Особенности развития профессиональных компетенций преподавателя при обучении студентов
Слайд 2 Педагог является одним из важнейших
источников передачи социального опыта и знаний. Выполнять данную миссию он может только в том случае, если сам способен воспринимать новые идеи, осуществлять самоанализ и рефлексию своей деятельности. Следовательно, развитие учителя есть необходимое условие успешности студента.
Слайд 3 Сегодня педагогическое учебное заведение должно готовить
компетентного специалиста, способного продуктивно решать учебные и воспитательные задачи, направленные на формирование личности другого человека.
Именно компетентность раскрывает мере включения к действию, способность эффективно решать проблемную жизненную ситуацию, мобилизовать при этом знания, опыт, ценность, умение
Слайд 4 Современному преподавателю необходимы гибкость и нестандартность мышления,
умение адаптироваться к быстрым изменениям условий жизни. А это возможно лишь при условии высокого уровня профессиональной компетентности, наличия развитых профессиональных способностей.
Слайд 5 Несмотря на то, что проблемам
формирования и развития профессиональных компетенций педагогов посвящен целый ряд исследований, они требуют дополнительного изучения, в частности, уточнения целей, содержания и методов их развития 'в зависимости от полученной специальности, опыта работы и условий реализации компетенций.
Цель сообщения - определить содержание понятия «профессиональная компетентность» ,особенности ее формирования и структуру для преподавателя в сфере информационных технологий и программирования.
Слайд 6 Педагогическая компетентность педагога включает единство его
теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Поскольку в основе педагогической деятельности лежит процесс общения, целесообразно выделение такого вида компетентности, как коммуникативная
Слайд 7 Педагогический опыт убедительно свидетельствует, что фундаментализация
обучения, в основе которой лежит дидактический принцип научности, - главный путь формирования компетентных действий преподавателя. Преподаватель, не имеет надлежащей фундаментальной базы, не может подняться до высокого творческого уровня. Ему трудно ориентироваться в изменениях, вносимых в учебные программы и учебники, выкладывать новые разделы, трансформировать научную систему знаний в учебную .
Слайд 8 Также следует заметить, что профессиональная
компетентность педагога находится в постоянной динамике, адекватно реагируя на изменение потребностей педагогической практики, активно влияя на состояние информационно-образовательной среды и формируя образовательные изменяющиеся.
Благодаря научным разработкам установлено, что около трети преподавателей имеют низкий уровень профессиональной компетентности, более половины - средний, и лишь 10-15% - высокий. Это и есть категория педагогов, способных к реализации инновационных образовательной политики.
Слайд 9 Профессиональная компетентность преподавателя информационных технологий обеспечивается сформированностью ряда ключевых,
базовых (педагогических) и специальных компетенций, причем специальные компетентности отражают специфику его предметной области деятельности .
Слайд 10Компетентность по информационно-компьютерным технологиям является интегрированной, и, в свою очередь, состоит
из двух качеств: информационной и компьютерной.
Слайд 11Информационная компетентность - это способность личности ориентироваться в потоке информации, умение
работать с различными источниками информации, находить и выбирать необходимый материал, классифицировать его, обобщать, критически к нему относиться, уметь на основе полученных знаний конкретно и эффективно решать какую либо информационную проблему
Слайд 12 Компьютерная компетентность также достаточно широко используется в
качестве одной из целей профессионального обучения. Эта компетентность сводится не только к разрозненных знаний и умений работы с компьютером. Она представляет собой интегральную характеристику личности, которая предусматривает мотивацию к усвоению соответствующих знаний, способность к решению задач в учебной и профессиональной деятельности с помощью компьютерной техники и владение приемами компьютерного мышления .
Слайд 13Очевидно, что ни информационная, ни компьютерная компетентности отдельности не отвечают в
полной мере профессиональным требованиям, предъявляемым к преподавателям информационных технологий и программирования.
Слайд 14 Российские ученые Г.Н.Кузнецова и Н.В.,
Шпарута предлагают такую структуру профессиональной компетентности преподавателя программирования и информационных технологий:
Общие компетенции: 1.1) социокультурная компетентность; 1.2) компетентность в области образовательной политики; 1.3) психолого-педагогическая компетентность; 1.4) компетентность в области саморазвития субъектов образовательного процесса.
Профессионально-ориентированные компетенции: 2.1) предметно-информационные; 2.2) деятельностно-коммуникативные; 2,3) Ценностно-ориентационные
Слайд 15Как развить компетенции , особенности, методы?
При развитии
компетенций нужно всегда учитывать индивидуальные особенности преподавателя, уровень его профессиональной подготовки, интересы, жизненный и социальный опыт.
Анкетирование на тему «Мотивы трудового поведения», показывающее наиболее значимые мотивы:
стремление к профессиональному росту;
удовлетворение от хорошо проделанной работы;
хорошее отношение со стороны коллег;
желание проявить творчество;
стремление к получению большего материального вознаграждения;
Слайд 16Составление программы саморазвития педагога, состоящую из 5 этапов:
1 этап – самодиагностика,
проблемный анализ собственной деятельности, фиксация проблем и причин их возникновения.
2 этап – формирование общей концепции « Я в будущем».
3 этап – выбор стратегии саморазвития;
4 этап – конкретизация ближайших целей;
5 этап – составление плана действий по саморазвитию, когда основные задачи обрастают конкретными механизмами, методами и средствами реализации.
Слайд 17 развитие методики преподавания(метод И.Р. Дединского)
педагогические чтения
Слайд 18 Создание условий для учащихся, способствующих воспитанию человека
интеллектуального, творческого, инициативного, адаптированного к жизни в современном обществе, готового к постоянному развитию и саморазвитию, напрямую зависит от личности преподавателя. Реализуя технологию самосовершенствования личности, осознавая потребность в знаниях, педагоги должны работать под девизом: «Совершенствуйся сам, совершенствуя все вокруг»
Слайд 19Список использованной литературы
Беспалов П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно-ориентированного обучения //Педагогика.
№ 4. 2003. С. 41-45.
Голунова Л.В. Научно-теоретическое обоснование понятым «информационная грамотность» //Материалы Всероссийской научной конференции «Наука и образование», г. Белово, 12-13 апреля 2002 г. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://belovo.kemsu.ru/conferens/conferensl/tezis/Sek5 l/26.html # al.
Энциклопедия образования /Акад. пед. наук Украины, головная ред. В.Г. Кремень /Кремень В.Г. - М.: Юридическая литература, 2008. - 1040 с.
Жизненная компетентность личности: Научно-методическое пособие /[Ред. Сохань Л. В.5 Ермакова И. Г., несен М.]. ~ К. Богдана, 2003. - 520 с.
Заблоцкая А.С. Компетентностный подход как образовательная инновация: сравнительный анализ /Вестник Житомирского государственного университета. Выпуск 40. Педагогические науки. - 2008. - С. 63-68.
Кузнечная К.Р. Основы компетентного подхода в подготовке учителя информатики. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/e-journals/itzn/em7/content/08kkrtts.htm.