Слайд 1Организация системы оценивания достижений обучающихся начальной школы в условиях реализации ФГОС
НОО
Слайд 2С учетом того, что современная начальная школа - это не школа
навыка, а школа пробы сил ребенка, становится актуальной проблема оценивания учебных достижений, нацеленная на личностный рост и развитие, а не на уровень среднего ученика.
Слайд 3Оценка ученика определяется по универсальной
шкале трёх уровней успешности (критерии оценки)
Слайд 4
Нулевой уровень - не достигнут даже необходимый уровень.
Необходимый уровень – решение
типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где потребовалось применить сформированные умения и усвоенные знания.
Слайд 5Программный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось применить либо знания
по новой, изучаемой теме, либо старые знания и умения, но в новой, непривычной ситуации.
Необязательный максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые знания, либо новые самостоятельно усвоенные ,умения.
Слайд 6обеспечивает комплексный подход к оценке результатов образования: личностных, метапредметных и предметных;
ориентирует
образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и формирование УУД;
Система оценки достижения планируемых результатов:
Слайд 7позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся;
обеспечивает эффективную обратную связь, позволяющую
осуществлять управление образовательным процессом;
предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения: за точку отсчёта принимается не «идеальный образец», а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений.
Слайд 8В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания:
стартовая диагностика;
текущее оценивание, тесно
связанное с процессом обучения;
итоговое оценивание.
Слайд 9Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности
первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их предметной готовности к изучению данного курса
Предметная стартовая диагностика проводится с целью:
выяснения общего уровня готовности класса к изучению того или иного раздела или темы курса;
выяснения уровня готовности данного ребенка и выявления его индивидуальных особенностей.
Слайд 10В текущем оценивании используются субъективные методы (наблюдения, самооценка и самоанализ) и
методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся. Это:
устный опрос,
письменная самостоятельная работа,
диктанты,
Слайд 11-контрольное
-списывание,
-тестовые задания,
-графическая работа,
-сообщение,
-изложение,
-творческая работа,
-контроль техники чтения.
Слайд 12Важно помнить, что оценочная деятельность учителя – основа для формирования самооценки
ученика. Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться.
Слайд 13Методическая сторона сводится к применению в учебном процессе преимущественно индивидуальных эталонов,
создающих условие для рефлексивной оценки учащимися своих действий. Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции
Слайд 14
Итоговое оценивание происходит в конце года, а затем в конце обучения
в начальной школе. Наиболее целесообразно проводить итоговое оценивание в форме накопительной оценки. Такая оценка предполагает синтез всей накопленной за 4 года обучения информации об учебных достижениях школьника.
Слайд 15Итоговая аттестация проводится в форме:
-диагностическая контрольная работа,
-диктанты,
-изложение,
-контроль техники чтения.
Слайд 16Также учитывается и внеурочная деятельность ученика:
-участие в выставках,
-конкурсах,
-соревнованиях,
-активность в
проектах и в исследовательской работе,
-творческий отчёт.
Слайд 17Итоговая отметка – это показатель уровня образовательных достижений. Она высчитывается как
среднеарифметическое текущих отметок, выставленных с согласия ученика, и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учётом их возможной пересдачи.
Слайд 18Результаты детей можно оценивать с помощью:
-волшебных линеечек,
-оценочной лесенки,
-словесной оценки,
-светофора.
Слайд 19На полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне,
по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше. В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже. Этими линеечками можно пользоваться, когда необходимо спрогнозировать результат своей работы. Прогностическая самооценка позволяет ребенку оценить свои возможности и результаты.
Волшебная линеечка
Слайд 20Ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал: нижняя ступенька -
не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.
Оценочная лесенка.
Слайд 21Светофор. Оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я
умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.
Слайд 22При безозотмечном оценивании необходимо помнить о правилах оценочной безопасности.
Не скупимся на
похвалу.
Радуемся за успех другого, помогаем ему при неудаче.
«На ложку дёгтя – бочка мёда» Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.
Ставить перед ребёнком только конкретные цели.
Слайд 23Вместо заклинания: «Постарайся быть внимательным и не пропускай букв» эффективней установка
«В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня – не больше пяти»
«За двумя зайцами…» Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть о точке в конце предложения, простите ему то, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.
Слайд 24
Формула «опять ты НЕ…» - верный способ выращивания неудачника.
Не
высмеиваем, а шутим по-доброму.
Хвалим исполнителя, критикуем исполнение.
Слайд 25Она позволяет вовлечь в оценочную деятельность как обучающихся, так и родителей.
В ходе текущей оценки возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося. Такая оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся и включает три основных компонента:
характеристику достижений и положительных качеств обучающегося;
определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учётом как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка;
систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию задач начального общего образования.
ЧТО ДАЕТ НОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ