Презентация, доклад на тему Методические рекомендации к анализам уроков

Содержание

Современный урок — это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряжен­ным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха.Урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы учителя. На уроке

Слайд 1


Анализ уроков в образовательных учреждениях в разрезе предметов

Анализ уроков в образовательных учреждениях в разрезе предметов

Слайд 2Современный урок — это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя

и ученика, который наполнен напряжен­ным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха.
Урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы учителя. На уроке решаются задачи обучения, вос­питания и развития учащихся.
Современный урок — это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряжен­ным трудом

Слайд 3
Необходимо создать педагогическую среду,
влияющую на разные аспекты и стороны развития

личности,

процессов, явлений, событий, свойств, законов и закономерностей, отношений и др.

В рамках данного подхода можно вести речь о комплексном развитии эмоционально-образной, когнитивной, деятельностной сфер личности.

Создать условия для появления у учащихся мотива к самоизменению, личностному росту

Создать условия для возможности к реализации «Я – концепции» («Я – могу» - «я – хочу» - «я – нравлюсь»)

Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мира



3

Необходимо создать педагогическую среду, влияющую на разные аспекты и стороны развития личности, процессов, явлений, событий, свойств, законов

Слайд 5

Здесь нет...
Скуки, принуждения и лени,
пассивности и страха ожидания

«палки» - двойки,

«неуда» на контрольной работе или на экзамене и желания увернуться от нее

ЗДЕСЬ...

Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.

Ученик открывает мир для себя - себя в этом мире.

Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.



5

Здесь нет...  Скуки, принуждения и лени,пассивности и страха ожидания «палки» - двойки, «неуда» на контрольной

Слайд 6Требования к современному уроку по рекомендациям
Программы «Дарс-муккадас».

Цели :
1. Совершенствование обучающей,

развивающей и воспитывающей роли урока, повышение его результативности.



19

Требования к современному уроку по рекомендациям Программы «Дарс-муккадас».Цели :1. Совершенствование обучающей, развивающей и воспитывающей роли урока, повышение

Слайд 7ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА.
ТИП УРОКА.
СТРУКТУРА УРОКА.
1. Соответствие структуры целям урока.
2. Элементы урока последовательность,

дозировка по времени.
3. Подготовленность учащихся к уроку.
4. Формирование мотивации учебной работы.
5. Приемы занимательности, парадокса, других психологических приемов.
6. Подведение итогов урока.



19

ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА.ТИП УРОКА.СТРУКТУРА УРОКА.1. Соответствие структуры целям урока.2. Элементы урока последовательность, дозировка по времени.3. Подготовленность учащихся к

Слайд 8СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.
1. Точный выбор материала для урока (опроса, объяснения, закрепления, повторения).
2. Научность обучения.

Развитие всех (сильных и слабых детей).
3. Единство актуального и ближайшего развития. Возможность выбора.
4. Интеграционные и культурологические аспекты преподавания.
5. Доступность развивающего обучения. Не должно быть легко, должно быть интересно.
6. Использование наглядности, дидактических материалов и др. средств, концентрирующих внимание. РОЛЬ МУЛЬТИМЕДИА.
7. Формы контроля усвоения знаний.
8. Речь учителя.



19

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.1.	Точный выбор материала для урока (опроса, объяснения, закрепления, повторения).2.	Научность обучения. Развитие всех (сильных и слабых детей).

Слайд 9Виды анализа урока


Педагогический
Психологический

Методический
дидактический

организационный
научный

Виды анализа урокаПедагогический ПсихологическийМетодическийдидактическийорганизационныйнаучный

Слайд 10
организационный
Внешний вид учителя
Готовность классной
комнаты к уроку
Посещамость учащихся

и
их готовность к уроку
организационныйВнешний вид учителяГотовность классной комнаты к уроку Посещамость учащихся и их готовность к уроку

Слайд 12 Методический

Учет возрастных и психологических
особеностей учащихся

Творчество и
педмастерство
Активизация учащихся

Использование


педагогического опыта

Межпредметная связь

Правильное распределение
времени

Методический  Учет возрастных и психологических особеностей учащихся Творчество и педмастерствоАктивизация учащихсяИспользование педагогического опытаМежпредметная связьПравильное распределение

Слайд 13Психологичекий
Запорминание
учащимися
пройденного и
нового материала
Психическое состояние
учащихся, настроение,
здоровая атмосфера
Отношение

к учителю

Восприятие,
быстрота
понимания,
активность

Волевые качества,
усидчивость учащихся

ПсихологичекийЗапорминание учащимися пройденного и нового материалаПсихическое состояние учащихся, настроение, здоровая атмосфераОтношение к учителюВосприятие, быстрота понимания, активностьВолевые качества,

Слайд 15Целью взаимопосещения занятий преподавателями является профессиональное сотрудничество и самосовершенствование преподавателей.
Основными

задачами взаимопосещения являются:

изучение и заимствование передового опыта коллег

методическая помощь наставников молодым преподавателям



Целью взаимопосещения занятий преподавателями является профессиональное сотрудничество и самосовершенствование преподавателей. Основными задачами взаимопосещения являются:изучение и заимствование передового

Слайд 17Типовая схема анализа посещенного урока
 
Сведения о посещённом уроке:
 

преподаватель_______________________________________
 

предмет____________________________________________
 

дата______________класс ____________________
 

Тема урока_________________________________________
 
Цель посещения_________________________________________

Типовая схема анализа посещенного урока Сведения о посещённом уроке: преподаватель_______________________________________ предмет____________________________________________ дата______________класс ____________________ Тема урока_________________________________________ Цель посещения_________________________________________

Слайд 18СТРУКТУРА НАБЛЮДЕНИЯ

СТРУКТУРА НАБЛЮДЕНИЯ

Слайд 19
Целями посещения урока могут быть:



Изучение методов и приёмов, используемых на уроке:

их оправданность, сбалансированность, отработанность, успешность.
Использование фронтальных, диалогических, микро групповых форм активизации познавательной деятельности на уроке. Количество заданий, выполняемых на уроке.
Реализация индивидуального подхода к учащимся на уроке.
Оказание психолого-педагогической поддержки учащихся в учебном процессе.
Оценка знаний как психологический инструмент.
Изучение организации творческой деятельности учащихся на уроке.
Вербальное и невербальное взаимодействие учителя и учащихся.
Использование игровых моментов на уроке.
Изучение того, насколько получаемые знания носят практико-ориентированный характер.
Определение уровня усталости, тревожности и удовлетворённости учащихся на уроке.

Целями посещения урока могут быть:Изучение методов и приёмов, используемых на уроке: их оправданность, сбалансированность, отработанность, успешность.Использование фронтальных,

Слайд 20Готовность материально – технического оснащения урока: пособия, раздаточный материал, модели, приборы

и т. д.

В какой степени преподаватель продумал вопросы оснащения урока необходимыми пособиями, приборами, методическими указаниями, другим раздаточным материалом (плакаты, стенды, интерактивная доска и т.д.).

Готовность материально – технического оснащения урока: пособия, раздаточный материал, модели, приборы и т. д. В какой степени

Слайд 21Готовность преподавателя и учащихся к уроку: внешний вид, эмоциональное состояние, психологический

настрой, дисциплина.

Оценка внешнего вида преподавателя (в соответствии с требованиями колледжа); вовремя ли и в каком настроении преподаватель начинает урок (очень важен его психологический настрой). Такие же моменты оценить по отношению к учащимся. Каким образом преподаватель контролирует состояние рабочей дисциплины на уроке.

Готовность преподавателя и учащихся к уроку: внешний вид, эмоциональное состояние, психологический настрой, дисциплина.Оценка внешнего вида преподавателя (в

Слайд 22Построение урока: правильность и доступность поставленных целей и задач, оптимальность темпа,

завершённость.


Каким образом был построен урок: сформулировал ли преподаватель цели урока и указал ли задачи, которые необходимо решить для их достижения (насколько четко и доступно для учащихся); были ли решены эти задачи в течение урока; в каком темпе проходил урок (этапы опроса, объяснения и закрепления нового материала, оценки знаний учащихся, выдачи домашнего задания); имел ли каждый этап логическую завершенность; насколько были логически взаимосвязаны все части урока.

Построение урока: правильность и доступность поставленных целей и задач, оптимальность темпа, завершённость.Каким образом был построен урок: сформулировал

Слайд 23Выбор методов обучения и развития познавательной активности и самостоятельности учащихся.
Определить, какие

методы обучения, стимулирования и мотивации использовались на уроке и насколько они были целесообразны:
- объяснительно-иллюстративный (рассказ, объяснение, беседа, демонстрация иллюстраций, таблиц и т.д.);
- репродуктивный (выполнение упражнений практической направленности);
- использовались ли познавательные игры, учебные дискуссии;
- встречались ли моменты неожиданности и парадоксальности;
- уделялось ли время проблемному изложению изучаемого материала;
- каким образом реализовывались методы контроля со стороны преподавателя и самоконтроля со стороны учащихся.
Выбор методов обучения и развития познавательной активности и самостоятельности учащихся.Определить, какие методы обучения, стимулирования и мотивации использовались

Слайд 24Оценить, как преподаватель организовал момент по актуализации опорных знаний учащихся (было

ли это необходимо) – выполняли ли учащиеся специальные упражнения, игровые задания, разбирали ли конкретные производственные ситуации в целях лучшего усвоения нового материала. Было ли это интересно учащимся?

Деятельность преподавателя на уроке по актуализации знаний, формированию новых понятий и умений, организация поисковой деятельности и самостоятельной работы.

Оценить, как преподаватель организовал момент по актуализации опорных знаний учащихся (было ли это необходимо) – выполняли ли

Слайд 25Учебная деятельность учащихся на уроке, выявление умений наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные

связи, делать выводы, обобщения.

Определить, каким образом осуществлялась учебная деятельность учащихся на уроке: акцентировал ли преподаватель внимание учащихся на следующих моментах: умение наблюдать, сопоставлять факты, грамотно, последовательно и логично излагать свои мысли. Объяснял ли преподаватель, как делать выводы и обобщения, каким образом можно устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми явлениями.
Проанализировать поведение и деятельность учащихся на уроке:
– порядок и дисциплина учащихся, методика их поддержания;
– активность, самостоятельность, интерес к занятию при разном уровне подготовленности учащихся;
– сосредоточенность и устойчивость внимания на разных этапах урока;
– деятельность учащихся, их организованность, аккуратность;
– отношение к неуспевающим и нарушителям дисциплины;
– характер участия в работе на уроке отдельных учащихся и всего коллектива;
– отношение учащихся к преподавателю и друг к другу (доброжелательность, уважение, боязнь, взаимная помощь, подсказки и т.п.).

Учебная деятельность учащихся на уроке, выявление умений наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщения.Определить, каким образом

Слайд 26Система учёта и оценки знаний учащихся: целесообразность выбранных форм проверки знаний,

мотивированность и объективность выставленных оценок.

Пронаблюдать, какими методами пользовался преподаватель для учета прошлых знаний учащихся:
- устный фронтальный или индивидуальный опрос;
- письменный опрос (по вариантам, по карточкам, тестирование с частичным или полным охватом учащихся).
Оценить методы оценки знаний учащихся:
- осуществлялось ли комментирование ответов (кто давал комментарии – преподаватель или учащиеся);
- была ли объективной и обоснованной оценка знаний учащихся;
- было ли проведено обобщение по опросу, были ли сделаны выводы и даны рекомендации на будущее.

Система учёта и оценки знаний учащихся: целесообразность выбранных форм проверки знаний, мотивированность и объективность выставленных оценок.Пронаблюдать, какими

Слайд 27Объем и характер домашнего задания, его индивидуальность.
В какой форме и количестве

учащиеся получили домашнее задание:
- работа над текстом учебника, опорного конспекта;
- выполнение письменных, графических, иных работ;
- выполнение индивидуальных заданий (письменные, устные сообщения, рефераты, составление тестов, кроссвордов);
- комбинация разных заданий.
Объем и характер домашнего задания, его индивидуальность.В какой форме и количестве учащиеся получили домашнее задание:- работа над

Слайд 28Научно-теоретический уровень урока. Структура урока и его педагогическая целесообразность.


Определить соответствие запланированной

в поурочном плане структуры урока и практической его реализации. Выявить, насколько оптимально был проведен урок; были ли достигнуты в полном объеме запланированные цели урока. Дать характеристику деловым качествам преподавателя: уровень научных знаний, подготовленность к уроку; знание теории обучения и воспитания учащихся, методики предмета, психологии и гигиены, умение применять эти знания на уроке; педагогический такт, стиль в работе, культура труда и поведения, речь преподавателя; взаимоотношения учителя с аудиторией и отдельными учащимися, авторитет преподавателя.
Научно-теоретический уровень урока. Структура урока и его педагогическая целесообразность.Определить соответствие запланированной в поурочном плане структуры урока и

Слайд 29Замечания, предложения, рекомендации:
После завершения урока необходимо провести собеседование с преподавателем примерно

следующего содержания:
1. Анализ урока самим преподавателем:
- место урока в системе уроков по изученной теме;
- обоснование образовательной и воспитательной целей урока и выполнение плана урока;
- мотивировка выбора методов урока, оценка их соответствия целям урока;
- оценка и обоснование достигнутых на уроке результатов, и меры, намечаемые преподавателем по устранению недостатков.
2. Анализ урока посещающим:
- анализ целей урока;
- анализ структуры и организации урока;
- анализ содержания урока;
- анализ методики проведения урока;
- анализ работы и поведения учащихся на уроке;
- анализ домашнего задания, полученного учащимися;
- оценка санитарно-гигиенических условий урока;
- общая оценка степени достижения учебной и воспитательной целей урока;
- элементы творчества;
- недостатки урока;
- общие выводы и предложения.
3. Стиль беседы с преподавателем:
доброжелательность, уважительность и тактичность, опора на положительное, учет индивидуальных особенностей преподавателя: характер, тип нервной деятельности, стаж и степень педагогического мастерства, общий кругозор и педагогическая эрудиция.
Замечания, предложения, рекомендации:После завершения урока необходимо провести собеседование с преподавателем примерно следующего содержания: 1. Анализ урока самим

Слайд 30*





СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

*   СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть