Слайд 1
«Методические приемы при проектировании современного урока по ФГОС»
Башарова Э.Р. ,учитель начальных
Слайд 2
«Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. И лучшим побудителем
для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом».
Л. Боровиков
«Если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи».
Бернард Шоу
Слайд 4Приоритетные технологии
развивающее обучение;
-проблемное обучение;
-разноуровневое обучение;
-коллективная система обучения (КСО);
-технология решения изобретательских задач
( ТРИЗ);
-исследовательские методы обучения;
-проектные методы обучения;
технология « дебаты»;
-технологию модульного и блочно- модульного обучения;
-лекционно – семинарско - зачетная система обучения;
-технология развития «критического мышления»;
-технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
-информационно – коммуникационные технологии;
-здоровьесберегающие технологии;
- систему инновационной оценки « портфолио»;
- технологию дистанционного обучения
технология мастерских
групповое обучение и др.
Слайд 5Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко,
Читать, считать, писать учили:
«Дает корова
молоко».
Век ХХ1 – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Слайд 6 « Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он
должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг»
К. Ушинский
Слайд 7
Какой должна быть структура урока?
Как его подготовить?
Как добиться того, чтобы дети
включились в деятельность, а не ждали, пока учитель им все расскажет?
Слайд 8
Урок с позиции деятельностного подхода подразумевает применение разнообразных приемов, позволяющих не
только усваивать знания, но и овладевать компетентностями, в том числе и умением учиться
Слайд 9Алгоритм проектирования современного урока
1. Определение места урока в рабочей программе по
предмету
2.Анализ материала в учебнике
3.Определение целей по линиям развития
4. Определение min и max уровней
5. Моделирование проблемных ситуаций
6. Планирование диалога с учащимися
7.Проектирование актуализации знаний
8. Проектирование форм работы
9. Моделирование вариантов применения знаний
10. Рефлексия.
Слайд 10Структура урока в рамках деятельностного подхода.
1.Организационный этап.
Цель: включение учащихся в деятельность
на личностно - значимом уровне.
«Хочу, потому что могу».
Слайд 11Приемы:
«Фантастическая добавка»
«Эмоциональное вхождение в урок»
«Пословица-поговорка»
«Высказывание великих»
«Эпиграф»
«Проблемная ситуация»
«Проблема предыдущего урока»
«Интеллектуальная разминка»
«Нестандартный вход
в урок»
«Ассоциативный ряд» и др.
Слайд 12
«Нестандартный вход в урок»
Универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и
привлечение интереса к теме урока.
Формирует:
умение анализировать;
умение выделять и формулировать противоречие.
Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.
Слайд 14
Прием « Фантастическая добавка»
Представьте себе, что вы можете встретиться с
Онегиным и Ленским за день до дуэли. Что бы вы сказали им? Попробуйте предсказать их реакцию на ваши аргументы.
Можно разыграть беседу по ролям
Слайд 15
II. Целепологание. Постановка учебной задачи. Мотивация учебной деятельности.
Цель: обсуждение затруднений
«Почему
возникли затруднения?»,
«Чего мы ещё не знаем?»
проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
Слайд 16Приемы:
«Тема-вопрос»
«Работа над понятием»
«Ситуация яркого пятна»
«Подводящий диалог»
«Группировка»
«Исключение»
«Домысливание»
«Линия времени»
«Генераторы-критики»
«Зигзаг»
20.01.2009 г.
Слайд 17Приемы:
Метод — это способ совместной деятельности учителя и ученика.
Прием — лишь составная часть
метода, разовое действие, шаг реализации метода
20.01.2009 г.
Слайд 19
III. Коррекция знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,
и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Слайд 20Прием «Лови ошибку»
Ученики получают «ошибочную» инфармацию. Определяют ее истину.
Например, серию
цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение.
Слайд 21
III. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,
и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Слайд 22Приемы:
«Интеллектуальная разминка»
«Отстроченная отгадка»
«Лови ошибку»
«Идеальный опрос»
«Кроссворд»
«Я беру тебя с собой»
«Конкурс шпаргалок»
«Корзина идей»
20.01.2009
г.
Слайд 24IV. «Открытие нового знания»
(построение проекта выхода из затруднения).
Этап изучения
новых знаний и способов действий.
Слайд 25Приемы:
«Удивляй»
«Пресс-конференция»
«Ключевые методы»
«Привлекательная цель»
«Мультимедийная презентация»
«Вопросы к тексту»
«Хорошо-плохо»
«Жокей и лошадь»
Слайд 26Прием «Жокей и лошадь»
Приём интерактивного обучения.
Форма коллективного обучения.
Автор -
А.Каменский.
Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».
Слайд 27
Орудия учителя –просьбы, советы, похвала, одобрение или доброжелательное порицание
Основная форма учебной
деятельности – живое общение с учащимися.
Ведущий девиз: «Действуем вместе!».
Модель обучения – свободное раскрытие личности.
Модель общения – многосторонняя.
Слайд 28V. Первичное закрепление. Применение теоретических положений.
Этап закрепления знаний и способов действий
Цель:
проговаривание нового знания,
запись в виде опорного сигнала.
Слайд 29Приемы:
«Своя опора»
«Да-нетка»
«Сорбонка»
«Игра тренинг»
«Щадящий вопрос»
«Деловая игра « Я учитель»
«Работа по карточкам»
«Рестовратор»
Слайд 31
VI. Самоанализ и самоконтроль
Этап применения знаний и способов действий
Цель: каждый
для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
Слайд 32Приемы:
«Мини-проекты»
Решение ситуационных задач»
«Мини-исследование»
«Работа с компьютером»
«В своем темпе»
«Реставратор»
«Работа с иллюстративным материалом»
«Создай паспорт»
«Вопросительные
слова»
«Инсерт»
Слайд 33
Урок усвоения новых знаний
Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
Урок
комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
Урок систематизации и обобщения знаний и умений
Урок контроля знаний и умений
Урок коррекции знаний, умений и навыков.
Комбинированный урок
Слайд 34Прием «Инсерт»
Приём технологии развития критического мышления. Используется для формирования такого универсального
учебного действия, как умение систематизировать и анализировать информацию. Авторы приёма - Воган и Эстес.
"Инсерт" - это:
I - interactive - самоактивизирующая
N - noting
E - effective - для эффективного
R - reading - чтения
T - thinking - и размышления
Приём используется в три этапа:
В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы);
Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки; обсуждают записи, внесённые в таблицу.
Слайд 35VII. Обобщение усвоенного.
Включение нового знания
в систему знаний и повторение.
Слайд 36Приемы:
«Тест»
«Своя опора»
«Кластер»
«Интеллект-карты»
«Повторяем с контролем»
«Силовой анализ»
«Синквейн»
Слайд 37Что такое синквейн?
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и
означает «стихотворение, состоящее из пяти строк»;
Дидактический синквейн появился в начале XX века в США;
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.
Слайд 38Правила написания синквейна
Синквейн состоит из 5 строк;
Его форма напоминает
ёлочку.
1 слово
2 слова
3 слова
4 слова
1 слово
Слайд 39Что пишется в каждой строке?
1 строка
2 строка
3 строка
4 строка
5 строка
1 слово
– заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?)
2 слова Это прилагательные. (Какой? Какая? Какое? Какие?)
3 слова Это глаголы. (Что делает? Что делают?)
4 слова Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора.
1 слово Вывод, итог. Это существительное. (Кто? Что?)
Слайд 40Дети сочиняют синквейны…
Она
Красивая, нежная.
Ласкает, любит, заботится.
Мой самый родной человек –
Мамочка.
Соня Р., 3 класс
Осень
Весёлая, разноцветная.
Украшает, восхищает, танцует.
Красивое и яркое время года.
Красавица!
Настя П., 3 класс
Слайд 41
VIII. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности.
Цель: контроль учащимися
результатов своей деятельности и всего класса.
Слайд 42
« Опрос по цепочке»
«Тихий опрос»
«Идеальный опрос»
«Блиц – контольная»
«Выборочный контроль»
«Толстый и тонкий
вопрос»
«Круглый стол»
«Три предложения»
«Тройка»
Слайд 43 Прием «Толстый и тонкий вопрос»
Этот прием
из технологии развития критического мышления.
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает развернутый ответ.
Слайд 44
IX. Рефлексия.
Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей
Слайд 45Приемы:
«Выбери верное утверждение»
«Табличка»
«Стрелки и графики»
«Продолжи фразу»
«Светофор»
«Лесенка»
«Хочу спросить»
«Рюкзак»
Слайд 46Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) собственных
состояний, своих поступков и прошедших событий.
Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой».
Слайд 47Классификация приёмов рефлексии:
3.Рефлексия содержания учебного материала
2. Рефлексия деятельности
1. Рефлексия настроения и
эмоционального
состояния
Слайд 48Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Слайд 49Пейзажные зарисовки «Моё настроение»
Слайд 50Как мы работали?
Я работал с ______ настроением.
Я доволен собой.
Я
испытал затруднения, когда ______
Я работал активно и не допускал ошибок.
Я работал не очень активно и допускал небольшие ошибки.
Я работал редко и допустил много ошибок.
В конец
Слайд 54«Гора успеха»
Вершина, если всё поняли и можете объяснить другому.
Середина, если вы
всё поняли, но затрудняетесь объяснить другому.
Основание, если пока трудно решать задачи, примеры.
Слайд 56МЕЛОДИЯ НАСТРОЕНИЯ
минорное настроение
мажорное настроение
Слайд 63БЫЛО ИНТЕРЕСНО И ЛЕГКО
БЫЛО ИНТЕРЕСНО, НО
НЕКОТОРЫЕ ЗАДАНИЯ ВЫЗЫВАЛИ
ЗАТРУДНЕНИЯ.
МНЕ БЫЛО
ГРУСТНО! Я НЕ СМОГ
ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЯ.
Слайд 67
Рефлексия содержания учебного материала
Слайд 68Сегодня на уроке я...
«РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭКРАН»
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял
задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Расскажу дома, что …
Слайд 69Узнал что-то новое
Научился
Расстроился
Получил радость
Удивился
Ничего не понял
Я
«Лист самооценки»
Фамилия, имя ученика_____________________________
Слайд 70«Таблица»-фиксация знания или не знания о каком либо понятии
Знаю
Узнал
Хочу узнать
Слайд 73Так что же для нас современный урок ?
урок-познание,
открытие,
деятельность, противоречие, развитие,
рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность…
Слайд 75Выбор за тобой
«Это невозможно!» - сказала Причина.
«Это безрассудство!» - заметил Опыт.
«Это
бесполезно!» - отрезала Гордость.
«Попробуй…» - шепнула Мечта.
Слайд 76Спасибо за внимание, участие и работу!
Слайд 771. ГИН А.А. ПРИЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ. СВОБОДА ВЫБОРА. ОТКРЫТОСТЬ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ОБРАТНАЯ
СВЯЗЬ. ИДЕАЛЬНОСТЬ. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2005.
Используемая литература