Слайд 1Мастер-класс на тему: «Игровые педагогические технологии как средство развития познавательной активности
у учащихся с ЗПР »
Областная специальная коррекционная школа-сад для детей с ЗПР
Выполнила: учитель-дефектолог Байсаева К.И.
Слайд 2Цель и задачи:
1.Презентация опыта работы по применению игровых технологий как принцип
активности обучения младших школьников
2.Научить педагогов использовать игровые формы и методы на занятиях.
3.Познакомить педагогов с этапами проведения мастер-класса.
Слайд 3Этапы мастер-класса:
Организационный момент
Теоретические основы изучения особенностей игровой деятельности
Игра «Геометрик»
Игра «Познавательный планшет»
Игра
«Отгадай на ощупь цифру»
Пальчиковая гимнастика
Развивающая игра своими руками «Симметрия»
Игра « Найди букву и составь слово»
Игра «Найди цифру и реши пример»
Релаксационная пауза
Итог мастер-класса
Слайд 4Как вы думаете, что общего между этими картинками? Назовите ключевое слово.
Слайд 5Помогите мне ответить ещё на один вопрос.
Простейший пример: родители знакомят
3 — 4 годовалого ребенка с окружающим миром. Что более заинтересует ребенка: обычный рассказ о животных, предметах, окружающих нас или же если родители воспользуются какой-то развивающей игрой?
Так вот сегодня я попытаюсь на своем мастер — классе презентовать вам опыт использования игровых методов на индивидуальных занятиях.
Слайд 6«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным — вот задача первоначального обучения»
К.
Д. Ушинский
Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.
Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние.
Само слово «школа» в переводе с древнегреческого означает «досуг», а учитель в Риме, обучавший основам знаний, назывался «magistes Ludi», т.е. «учитель игр».
Слайд 7Правильно организованная игровая деятельность благотворно влияет на физическое развитие детей, способствует
активизации их интеллектуальной сферы, формирует произвольность психических процессов, т.е. способствует гармоничному развитию личности.
Кроме того, игра развивает и совершенствует коммуникативные умения, что существенно влияет на успешность социальной адаптации детей ЗПР.
Слайд 8Основными этапами коррекционной работы являются:
Установочный блок (мотивационный): цель - создание
позитивного настроя, благоприятной эмоциональной атмосферы, принятия и доверительности в общении и игре. Снятие барьера для проявления чувств и эмоций.
Коррекционно-профилактический блок: цель – коррекция игровой деятельности, обучение в игре постановке замыслов, выражению чувств, эмоций, установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества игровой деятельности ребенка с ребенком, воспитателем, родителем.
Слайд 9Игра «Геометрик»
Геометрический (математический) планшет
Цель: Развитие мелкой моторики, фантазии, логики, пространственного восприятия,
способности к концентрации внимания, усидчивости, действия по образцу и самостоятельного конструирования.
Ход игры: Растягивая разноцветные резиночки между «гвоздиками» в разных направлениях, можно «нарисовать» самые разные изображения. Это могут быть не только геометрические фигуры, но и буквы, цифры, знакомые ребенку предметы несложной формы – кораблик, ракета, цветок, домик, снежинка и т.п. В качестве подсказки вы можете нарисовать простенький чертеж, но не спешите показывать его ребенку – дайте ему время попробовать самостоятельно справиться с задачей.
Оборудование: Геометрик, резиночки.
Слайд 11Игра «Познавательный
планшет»
Цель: Развитие познавательных навыков.
Ход игры:
Перед ребенком ложится планшет.
Учим определять время года, число, месяц, день недели, погоду и время.
Слайд 12Игра «Отгадай на ощупь цифру»
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
Учить тактильно узнавать
цифры.
Ход игры: На картон приклеиваются пуговицы, бусинки, горох, макароны в форме цифр.
Для каждой карточки шьется чехол, в который легко вставить и вытащить карточку. Чехол должен быть не прозрачный.
Перед ребенком ложатся карточки в чехлах. Ребенок ощупывая их должен понять какая цифра находится внутри
Слайд 13Пальчиковая гимнастика
Мои пальчики расскажут (хлопают в ладоши с растопыренными пальцами),
Что
умеют - все покажут (одноименные пальцы обеих рук 4 раза соприкасаются друг с другом).
Их пять на каждой руке (показывают растопыренные пальцы).
Всѐ сделать смогут, всегда помогут (хлопают в ладоши).
Они на дудочке играют (здесь и далее движения соответствуют тексту),
Мячик бросают,
Белье стирают,
Пол подметают,
Щиплют, ласкают –
Пять и пять моих ловких пальчиков (показывают пальцы обеих рук).
Слайд 14Развивающая игра своими руками «Симметрия»
Цель: Развитие концентрации внимания, усидчивости, аккуратности, образного
мышления, цветовосприятия, логики, воображения, памяти и мелкой моторики.
Игра состоит из 3 игровых полей: круг с 2 секторами, с 4 секторами и с 8 секторами и геометрическими фигурами.
Слайд 15Ход игры:
Возьмите 1 круг с 2 секторами и на одном
секторе разложите любой узор из геометрических фигур. Попросите ребенка на 2 — м секторе составить симметричное отражение узора. После того как малыш легко воспроизводит узор усложняйте задание.
С помощью кругов с 4 — мя и 8 — ю секторами проводите занятия аналогично: в 1 сектор раскладываете фигуры и просите малыша повторить узор в остальных секторах.
Слайд 17Игра «Найди букву и составь слово».
Цель: Учить детей на ощупь находить
нужную букву и составлять из них слова.
Ход игры: В емкости с песком необходимо найти буквы которые находятся в предложенном задании.
Слайд 18Игра «Найди цифру и реши пример»
Цель: Учить детей на ощупь находить
нужную цифру и составлять из них примеры.
Ход игры: В емкости с водой и орбизами (растущими в воде шариками) необходимо найти цифры которые находятся в предложенном задании и решить пример.