Слайд 2План лекции
1.Понятие «современный урок»
2. Факторы, влияющие на успешное проведение современного
урока
3.Особенности современного урока
4.Сопоставление традиционного и современного урока (в контексте реализации ФГОС второго поколения).
5.Рекомендации к подготовке современного урока
6.Структурные элементы учебного занятия. 7.Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС.
8. Критерии эффективности современного урока.
Слайд 3
Литература:
Бадиев С. От традиций – к инновациям (к вопросу
о сущности технологий обучения) С. Бадиев // Учитель.- 2008. №6. – С.7-9.
Голубева Л.В. Место и значение инновационной деятельности в процессе профессионального саморазвития учителя / Л.В. Голубева //Справочник заместителя директора по научно-методической работе/ Л.В. Голубева. – Волгоград: Учитель, 2006.
Слайд 4Ермоленко В. Моделирование инновационной деятельности педагогов по совершенствованию содержания образования /
В.Ермоленко // Учитель. – 2006. № 5. – С. 30-34.
Константинова И.Н. ИКТ в начальной школе. Творческая лаборатория учителя, 2009. 3. Информационные и коммуникационные технологии в подготовке преподавателей: руководство по планированию. Отв. ред. В.И.Солдаткин – М.: Изд. ИНТ, 2005.
Слайд 5Хуртова Т.В. Инновационные технологии обучения / Т.В. Хуртова //Обучающие семинары: методическая
поддержка компетентностного обучения/ Т.В. Хуртова. – Волгоград: Учитель, 2007.
Интернет-ресурсы. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/innovacionnye-tehnologii-v-sovremennoy
http://festival.1september.ru/articles/632548/
Слайд 6 Словарь Ожегова предлагает нам следующее толкование этих понятий:
СОВРЕМЕННЫЙ — относящийся
к настоящему времени, теперешний.
УРОК — учебный час, посвященный учебному предмету.
СОВРЕМЕННЫЙ — стоящий на уровне своего века, не отсталый.
УРОК — нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего.
Слайд 71. Современный урок — это приобщение учащихся к совокупности достижений человечества в тесной связи с современностью
в течение учебного часа.
2. Современный урок — это высокий уровень мастерства, умение педагога донести до учащихся нечто поучительное, соответствующее уровню своего времени и позволяющее сделать вывод для будущего.
Слайд 8Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с
прошлым, одним словом – актуальный.
Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
Слайд 9 «Современный урок – это урок, соответствующий времени. Под временем я
понимаю состояние общества, государства, мира, науки, всех сфер бытия, окружающих человека. А также состояние самого человека, прежде всего, главных героев урока – ученика и учителя».
(Хуторской Андрей Викторович, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, директор Института образования человека, г. Москва)
Слайд 10 Современный урок – есть веление нынешнего времени с позиций
его сути. А суть нынешнего образовательного времени состоит, на мой взгляд, в противоречии между усиливающейся потребностью обучающегося поколения в самореализации и устаревшей системой образования, продолжающей применять неэффективные формы и содержание обучения. В результате дети не хотят учиться, не видят смысла в такой учёбе. Теряется значимость официального образования.
Слайд 11
С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он начинается, уроком заканчивается. Все
остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается на уроках.
Ю.А. Конаржевский
Слайд 12 7 ГЛАВНЫХ КРИТЕРИЕВ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
1. Это урок
самореализации ученика
На современном уроке ученик не просто изучает материал, а задействует свой потенциал, выявляет и развивает свои способности. Именно через самореализацию ученик осваивает становящуюся личностно-значимую для него область бытия.
Чтобы самореализация состоялась, необходимы осмысленные учеником цели, он должен понимать, зачем и для чего он изучает тот или иной предмет, как и почему он с ним связан.
Слайд 132. Это урок открытия нового
Новое – это не новая
информация о чём-то. Внешне новому всегда соответствует внутренне новое. На современном уроке должно происходить приращение ученика – как внешнее, так и внутреннее. Внешне это может быть его новое стихотворение или новый способ решения задачи, а внутренне – освоенные способы стихосложения или решения задач.
Слайд 14 3. Это урок создания образовательной продукции
Принцип продуктивности в
образовании – основа успеха человека в жизни. Если ученик научился на уроках создавать образовательную продукцию (стихи, модели, планы, поступки и др.), он и в будущем всегда сможет быть полезен людям, всегда будет «при деле».
По жизни требуются творцы и деятели, т.е. те, кто создаёт продукцию или осуществляет деятельность по её созданию в общей цепочке. Продукт – всегда главный элемент. Поэтому и учёба должна стать средством, а не целью.
Слайд 15 4. Это урок развития компетентностей
Если принять необходимым условием
современного урока образовательную продукцию учеников, то следует научить их создавать её. Урок должен быть таким, чтобы ученики стали компетентными деятелями в изучаемых областях, имели опыт получения актуального результата.
Компетентность – это внутреннее качество ученика, тогда как компетенция – внешне заданная норма. В каждом учебном предмете реально или потенциально содержатся ключевые и предметные компетенции – то есть нормы, освоение которых позволяет стать успешным в заданных областях.
Слайд 165. Это урок коммуникаций - очных или дистантных
Современный урок не может оставаться монологичным, когда учитель говорит, а ученики повторяют сказанное. Сегодняшний мир другой. Диалог, полилог, работа в группах, совместные проекты – это то, что требуется нынешнему ученику уже в школе, а не только в его будущей профессии.
Слайд 17 6. Это метапредметный урок
«Мета» – означает стоящее за …».
За каждым учебным предметом, темой, фундаментальным образовательным объектом – находятся его первоосновы. Через вхождения в метапредметные основы изучаемого урок помогает ученику увидеть корни происходящего, выстроить целостное знание и понимание изучаемых предметов, определить своё личное отношение к фундаментальным вопросам своего бытия.
Слайд 18 6. Это метапредметный урок
«Мета» – означает стоящее за …».
За каждым учебным предметом, темой, фундаментальным образовательным объектом – находятся его первоосновы. Через вхождения в метапредметные основы изучаемого урок помогает ученику увидеть корни происходящего, выстроить целостное знание и понимание изучаемых предметов, определить своё личное отношение к фундаментальным вопросам своего бытия.
Слайд 19 Кредо успешного педагога
«Если мы будем учить
сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра»
Джон Дьюи
Слайд 20 Термин «компетенция» (в переводе с латинского — соответствие, соразмерность)
имеет два значения: круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.
Цель школы — формирование ключевых компетентностей.
Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.
Слайд 21Ключевые компетентности
готовность к разрешению проблем
готовность к самообразованию
готовность к использованию информационных ресурсов
готовность
к социальному взаимодействию
коммуникативная компетентность
Слайд 22
Интегрированная характеристика работника, основанная на его знаниях, опыте, навыках, мотивации, демонстрируемая
в деятельности и поведении и позволяющая успешно решать профессиональные задачи
Компетенция
Кстати: согласно словарю Merriam Webster (OnLine search) происхождение слова датируется 1585–95 г.г
Слайд 23ситуация
Самоуправление
мобилизация
Внутренние + внешние
ресурсы
Готовность
к мобилизации
Способность к
самоуправлению
Внутренние
ресурсы
Внешние
ресурсы
Структура компетенции:
Слайд 24 Компетентностный стандарт – это стандарт
результатов образования. В нем
прописано,
что завершивший обучение
человек может делать !
МОЖЕТ
Должен знать,
должен уметь
Знание - сила
ЗНАНИЕ - СРЕДСТВО
Слайд 25Компетентностный подход
Дидактика,
методика,
организация
учебного процесса
Социальная
стратегия,
спроектированная
на сферу
образования
Слайд 26Традиционный взгляд:
Основная задача школы - дать глубокие прочные ЗНАНИЯ
ФГОС:
«Смена образовательной парадигмы».
Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности
Слайд 27В основе ФГОС - системно-деятельностный
подход
Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения
Слайд 28Современный взгляд на урок
Эффективный урок - искусственная, открытая, динамичная, централизованная и
деятельностная система, предусматривающая взаимодействие как минимум двух субъектов, приводящее к появлению нового качества.
Новое качество определяется новой целью – овладением учащимися УУД в ходе ОП
Слайд 29 Основная педагогическая задача:
организация условий, инициирующих деятельность учащихся
Системно-деятельностный подход
Чему
учить?
обновление
содержания
образования
Как учить?
Обновление
технологий
образования
Ради чего
учить?
Ценности
образования
развитие личности учащегося на основе освоения
универсальных учебные действия
(регулятивные, познавательные, коммуникативные)
Слайд 30
В отличие от традиционного урока, который отвечал требованиям образования конца 20
и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего, урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).
Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого урока.
Слайд 31ВИДЫ УУД
личностные;
регулятивные;
познавательные;
коммуникативные.
Слайд 32ПРИОРИТЕТНАЯ ЦЕЛЬ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу,
проектировать
пути их реализации,
контролировать и
оценивать свои
достижения.
Слайд 33Организация учебной деятельности должна содержать следующие компоненты:
Учебно-познавательные мотивы (для чего мне
необходимо это изучить).
Целеполагание (что я должен сделать).
Планирование (как и в какой последовательности я должен действовать).
Решение задач и рефлексивно-оценочные действия (все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели).
Слайд 34Учебная деятельность-
самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков,
в которой он изменяется и эти изменения осознает
Слайд 35
Учебная задача- цель, которую перед собой ставит ученик
Чему? Зачем?
Слайд 36
Учебное действие- система существенных признаков понятия или алгоритм
Как?
Слайд 37
Самоконтроль- определение правильности выполненного действия
Правильно?
Слайд 38
Самооценка- определение степени соответствия эталону или качества выполненного действия
Хорошо?
Можно лучше?
Слайд 39ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
Изменение на уроке позиции учителя
Индивидуализация
учебного процесса
Активизация познавательной деятельности учащихся
Сочетание индивидуальной, групповой и коллективной познавательной деятельности
Организация различных видов самостоятельной работы учащихся
Слайд 40Задачи - это цель в условиях ее достижения.
Меняются условия, меняется
и цель
Базовая структура деятельности
Слайд 43Организационные формы обучения
Фронтальная форма обучения
Групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава
Индивидуальная
форма обучения
Коллективная форма организации обучения
Слайд 44Из статьи Завельского Ю.В. " Как подготовить современный урок".
Журнал "Завуч" №
4, 2000 г.
С чего надо начать подготовку к уроку:
1.
- четко определить и сформулировать для себя его тему;
- определить место темы в учебном курсе;
Слайд 45
- определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть
на урок ретроспективно;
- и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.
Слайд 462.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку
урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
3.Спланировать учебный материал
Для этого надо:
Слайд 47Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом
теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография ( первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
Слайд 48 Подобрать учебные задания, целью которых является:
- узнавание нового материала;
- воспроизведение;
- применение знаний
в новой ситуации;
- применение знаний в незнакомой ситуации;
- творческий подход к знаниям.
Слайд 49Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному»
( таблицой Блума),составить три – четыре набора заданий:
- задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
- задания, способствующие осмыслению материала учеником;
- задания, способствующие закреплению материала учеником;
- задания, способствующие применению
материала учеником;
- задания, способствующие применению
материала учеником в творческой работе
Слайд 50 4.Продумать "изюминку" урока.
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут .
Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному,
обращение к жизненному опыту самих учащихся.
Слайд 51 5.Сгруппировать отобранный учебный материал.
Для этого подумать, в какой последовательности
будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
Слайд 526.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
- что контролировать;
- как
контролировать;
- как использовать результаты контроля.
При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.
Слайд 53
7.Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т.
д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
8.Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.
Слайд 54Тема урока – это главный предмет излагаемых знаний, то, что подлежит
не только изучению, но и обсуждению. Тема предполагает и постановку проблемы, предопределяющей отбор учебного материала. Как правило, тема урока представляется в его заголовке. Современный урок предполагает, что тема урока может быть сформулирована и самими учащимися.
Слайд 55 В качестве примера рассмотрим несколько видов заголовков:
Вопросительная форма
заголовка используется на уроках со сложным теоретическим содержанием, чтобы помочь ученикам выделить в содержании темы главное, проанализировать факты и сделать самостоятельный вывод. Заголовки такого типа предполагают рефлексию (т.е. процесс анализа индивидом своей мыслительной деятельности) после изучения темы.
Слайд 56Например: «Как изменилась жизнь восточных славян в VI-VIIIвеках?»
«Была ли неизбежной феодальная
раздробленность на Руси?»
«Нужны ли Ивану Грозному и Российскому государству завоевательные войны?»
Заголовки такого типа предполагают рефлексию (т.е. процесс анализа индивидом своей мыслительной деятельности) после изучения темы.
Слайд 57
3. Заголовок, заимствованный из известных художественных и исторических текстов подходят
для урока по анализу исторических документов, летописей.
4. Заголовки, содержащие прием отстранения,освещения знакомого факта под новым углом зрения удобны для установления межпредметных связей и проведении интегрированных уроков.
Слайд 58
5. Заголовки, сформулированные как альтернативные вопросы, создающие проблемные
ситуации помогают ученикам задуматься о глубинных причинах событий, на уроках истории такие заголовки помогают увидеть возможность альтернативного развития страны. Они лаконично сочетаются с нетрадиционными формами урока.
Слайд 59
6. С помощью озаглавливания темы урока можно побудить
учеников выразить свое понимание изучаемых событий, текстов и отношение к ним. Для этого в заголовке урока остаются недописанными ключевые слова, а школьники самостоятельно подбирают их в ходе урока.
Слайд 60 Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала.
Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, побуждающих к действию учащихся.
Слайд 61На СУ подбор заданий и вопросов осуществляется на основе системно-деятельностного подхода
к обучению.
Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию не только в учебнике, но и в других источниках; самостоятельно перерабатывать содержание материала с записью основных положений в виде пересказа, конспекта, схем, тезисов, сложного плана.
Слайд 62
Для самостоятельной работы учитель применяет такие техники, как чтение
таблиц, диаграмм, составление интеллект-карт, кластеров, изучение и комментирование иллюстраций (это позволяет включить учащихся в активную мыслительную деятельность)
Слайд 63
Учитель предлагает задания, которые ориентированы на получение не только предметного, но
и метапредметного и личностного результатов. К таким заданиям относятся продуктивные (творческие).
Выполняя такие задания, учащиеся не найдут готовый ответ в учебнике, а значит учатся применять знания на практике, проектируют новые способы действий,формируют собственную жизненную позицию.
Слайд 64 Формулировка таких заданий звучит иначе. Для примера рассмотрим несколько
заданий: на традиционном уроке математики предлагают высчитать площадь прямоугольника, на современном же уроке задание может выглядеть так: Дан план комнаты и размеры напольных покрытий. Определите, какой из предложенных покрытий полностью закроет пол. Выполняя такие задания, учащиеся учатся применять, имеющиеся знания в новой ситуации, связанной с реальной жизнью.
Слайд 65
Еще в 1977 году Д.Н. Богоявленский писал о том,
что наряду с вопросом «Почему ты так думаешь?» необходимо постоянно задавать вопрос «Как ты это узнал?»
Приведем примеры некоторых заданий такого рода: