Слайд 1
Работа комнаты социальной
адаптации КГКОУ «Детский дом №17» для старших
воспитанников
детского дома
Пуртова Т.А., социальный педагог
Слайд 2АКТУАЛЬНОСТЬ
Жизнь выпускников вне воспитательного учреждения выдвигает перед ними проблемы, которые они
не всегда могут преодолеть самостоятельно.
Это касается не только стороны их быта, отношения к работе, но и сохранения своего здоровья, организации свободного времени, опыта создания семьи и воспитания детей.
В результате невозможности самостоятельно обустроиться вне стен детского дома, приводит к безработице, нищете, преступности, к алкоголизму или наркомании, к суициду.
Слайд 3Естественно, что одна комната не решит всех проблем социальной адаптации наших
воспитанников, но, возможно, тот опыт, который приобретет ребенок, проживая в детском доме какое-то время самостоятельно, под ненавязчивым наблюдением специалистов, и позволит справиться с той или иной проблемой вне стен детского дома, вспомнив и проанализировав те моменты, с которыми он столкнулся, проживая в комнате социальной адаптации.
Слайд 5ЦЕЛЬ РАБОТЫ КОМНАТЫ:
способствование успешной адаптации воспитанников детского дома к самостоятельной жизни
при выходе из учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
помощь детям в приобретении жизненного опыта, выработке у воспитанников достаточного уровня самостоятельности при социально приемлемых выходах из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций
Слайд 6ЗАДАЧИ:
- формирование и развитие социально – бытовых навыков в практической жизни;
- совершенствование навыков ведения домашнего хозяйства: уборки, приготовления пищи, уходу за своими вещами;
- обучение грамотного распределения денежных средств;
- расширение представлений воспитанников о семье и будущей семейной жизни;
- формирование умения ставить ближайшие цели, адекватные своим возможностям;
- усвоение социально полезных ролей через участие в социальной деятельности, приобретение нового социального опыта, знаний, умений и навыков;
- приобретение способности по разрешению проблемных ситуаций, возникающих в естественных условиях социальной среды;
- умение выстроить свою конструктивную стратегию самостоятельной жизни, формирование навыков, позволяющих самостоятельно реализовать свои жизненные планы;
- совершенствование деятельности по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни.
Слайд 7 Комната социальной адаптации – это отдельно обустроенная
жилая меблированная комната со всем необходимым для проживания оборудованием и инвентарем, где воспитанники размещаются по два человека.
Слайд 8Перед вселением воспитанников в комнату, сотрудники службы постинтернатного сопровождения оговаривают правила,
сроки и условия проживания, совместно составляется режим дня, меню, список необходимых продуктов и предметов личной гигиены, которые воспитанники должны самостоятельно приобрести в магазине. В комнате имеются технологические карты по приготовлению самых простых блюд, которыми дети могут воспользоваться.
Слайд 9 Бухгалтерией детского дома выдается определенная денежная сумма на одну неделю,
которая рассчитывается исходя из стоимости питания в день на 1 человека, плюс расходы на предметы личной гигиены. Оставшиеся денежные средства тратятся на усмотрения воспитанников либо откладываются ими с целью приобретения более денежной продукции при накоплении средств. Это способствует грамотному распределению доступными денежными средствами, планированию долгосрочных приобретений, на которые могут откладываться сэкономленные деньги.
Слайд 11Все режимные моменты, приготовление блюд, планирование своего досуга, ежедневная уборка комнаты
и прилегающей территории производятся воспитанниками самостоятельно, но под ненавязчивым наблюдением сотрудников, при необходимости – оказывается помощь в затруднительных ситуациях.
Слайд 13Проявляя свою самостоятельность, планируя свою работу на день, дети получают знания
и обучаются практическим умениям в следующих областях: личная гигиена, организация питания, уход за жильем, одеждой и обувью и другими предметами обихода. К важным умениям относится и умения пользоваться услугами учреждений торговли, службы быта, культуры и общественного транспорта, медицинскими учреждениями.
Слайд 14Утро каждого следующего дня начинается с рефлексии воспитанниками дня вчерашнего, с
обсуждением их успехов, а также проблем и ситуаций, которые вызвали затруднения. Специалисты дают советы, возможные пути решения проблем, подсказывают, как лучше поступить в той или иной ситуации, создают ситуацию успеха, подбадривают, хвалят и т.д.
Слайд 15беседы, семинары, диспуты, тренинги,
круглые столы, дискуссии, психологические
игры и др.
создание проблемных ситуаций,
новые роли на темы по определению главной цели в жизни, задач, которые надо решить в жизни, чтобы добиться успеха. Рассматриваются вопросы правовой социализации, образования, работы, жилья, семьи, здоровья и др.
Слайд 17Ожидаемые результаты:
успешное освоение социальных ролей в системе общественных отношений;
совершенствование навыков
ведения домашнего хозяйства
расширение представлений о семье, о будущей семейной жизни;
формирование реального представления о жизни, умение ставить цели адекватные своим возможностям;
возможность демонстрирования различных реакций и форм поведения
устойчивость к неблагоприятным социальным воздействиям (автономность), сохранение своих индивидуальных качеств;
готовность к социальным действиям, саморазвитие и самореализация в возникающих трудных ситуациях (социальная активность), способность к самоопределению.