Презентация, доклад на тему Использование приёмов технологии критического мышления на уроках географии

Содержание

“Важнейшая задача цивилизации –  научить человека мыслить”. Эдисон

Слайд 1
Агеенко Игорь Николаевич,
Учитель географии
МБОУ «

Урская СОШ»

Использование приемов технологии критического мышления на уроках географии

Агеенко Игорь Николаевич,Учитель географииМБОУ « Урская СОШ»Использование  приемов технологии критического

Слайд 2“Важнейшая задача цивилизации –  научить человека мыслить”. Эдисон

“Важнейшая задача цивилизации –  научить человека мыслить”.  Эдисон

Слайд 3Критическое мышление
Критическое мышление - разумное рефлексивное мышление,

сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. (Джуди А.Браус, Дэвид Вуд)

Критическое мышление – это способность анализировать информацию, ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.


Критическое  мышление   Критическое мышление - разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что

Слайд 4Определяются следующие  признаки критического мышления:
-Критическое мышление-мышление самостоятельное.
-Информация является отправным, а не конечным

пунктом критического мышления.
-Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
-Критическое мышление основано на убедительной аргументации.
-Критическое мышление – мышление социальное.
Определяются следующие  признаки критического мышления:-Критическое мышление-мышление самостоятельное.-Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления.-Критическое мышление начинается с

Слайд 5Цели технологии развития критического мышления
Формирование нового стиля мышления, для которого характерны

гибкость, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
• Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
• Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Цели технологии развития критического мышленияФормирование нового стиля мышления, для которого характерны гибкость, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность,

Слайд 6Технология РКМ позволяет решать задачи:
-образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и

активного восприятия учебного материала;
-информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической  и оценочной работе с информацией любой сложности;
-социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Технология РКМ позволяет решать задачи: -образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;-информационной грамотности: развития

Слайд 7Задачи научить школьников:
выделять причинно-следственные связи;
• рассматривать новые идеи и знания в контексте

уже имеющихся;
• понимать, как различные части информации связаны между собой;
• выделять ошибки, нелогичность в рассуждениях;
• делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
• избегать категоричности в утверждениях;
• быть честным в своих рассуждениях;
• выявлять предвзятое отношение, мнение и суждение;
• уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
• отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.

Задачи научить школьников: выделять причинно-следственные связи;•	рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;•	понимать, как различные части

Слайд 8В структуре урока технологии критического мышления выделяется три стадии:
стадия вызова

-краткое обобщение имеющихся знаний
стадия осмысления - вдумчивая работа с новыми понятиями
стадия рефлексии - интеграция новых и имеющихся знаний
В структуре урока технологии критического мышления выделяется три стадии: стадия вызова -краткое обобщение имеющихся знанийстадия осмысления -

Слайд 9Функции стадии вызова

Мотивационная
(пробуждение интереса и побуждение к работе)
Информационная
(актуализация (вызов «на поверхность»)

уже имеющихся знаний)

Коммуникационная
(бесконфликтный обмен мнениями)
Функции стадии вызоваМотивационная(пробуждение интереса и побуждение к работе)Информационная(актуализация (вызов «на поверхность») уже имеющихся знаний)Коммуникационная(бесконфликтный обмен мнениями)

Слайд 10Ассоциация Мозговой штурм Корзина идей Верю не верю Кластер предположений (на стадии рефлексии вносим

изменения) Прием «Поясните цитату» Прием «Вы согласны с этим высказыванием?» Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф» Прием «Верите ли вы, что…» Прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать-узнал») Прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик»)

Приёмы технологии на стадии вызова

Ассоциация Мозговой штурм Корзина идей  Верю не верю Кластер предположений (на стадии рефлексии вносим изменения) Прием

Слайд 11Информационная
(получение новой информации)



Систематизационная
(классификация, ранжирование информации)

Информационная (получение новой информации)Систематизационная(классификация, ранжирование информации)

Слайд 12Приёмы технологии на стадии осмысления
Прием инсерт (пометки на полях)
Прием «Бортовой журнал»

(заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация)
Прием «Сводная таблица»
Прием «Тонкие и толстые вопросы»
Прием «Мое мнение»
Прием «Мозговой штурм»
Прием «Фишбоун»
Прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов:что?, где?, когда?)
Приёмы технологии на стадии осмысленияПрием инсерт (пометки на полях)Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов:

Слайд 13Функции стадии рефлексии
Коммуникационная
(обмен мнениями о новой информации)

Мотивационная
(побуждение к

дальнейшему расширению
информационного поля)

Информационная
(приобретение новых знаний)

Оценочная
(выработка собственной позиции)
Функции  стадии  рефлексииКоммуникационная(обмен мнениями о новой информации) Мотивационная(побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)Информационная(приобретение новых знаний)Оценочная(выработка

Слайд 14Приёмы технологии на стадии рефлексии
Написание эссе

Рефлексивный экран вопросов

Самооценка

Сформулируйте 3 вопроса

по сегодняшней теме

Можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (приём «Моё мнение»)

Приёмы технологии на стадии рефлексии Написание эссеРефлексивный экран вопросовСамооценкаСформулируйте 3 вопроса по сегодняшней темеМожете ли вы добавить

Слайд 15 «Ассоциация»
1) Озвучивание темы;
2) Ответы на вопросы:
- О

чём может пойти речь на уроке?
- Какая ассоциация у вас возникает когда вы слышите словосочетание: «---»?
3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана.
«Ассоциация»1) Озвучивание темы;2) Ответы на вопросы:   - О чём может пойти речь на уроке?

Слайд 16Приём «Что я знаю»
1) Озвучивание темы;
2) В течение 3 минут записывать

на листке ответы на вопрос:
Что я знаю по теме урока или мне кажется, что я знаю?
3) Обсуждение с партнёром или с группой своих знаний;
4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана;
5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения.
Приём «Что я знаю»1) Озвучивание темы;2) В течение 3 минут записывать на листке ответы на вопрос:

Слайд 17 «Знаю, хочу узнать, что узнал»

«Знаю, хочу узнать,  что узнал»

Слайд 18Приём «Верю – не верю»
1) На доске написаны верные и не

правильные утверждения по новой теме;
2) Учащиеся ставят знак «+» там, где они считают утверждение правильным, и знак «-» там, где, по их мнению, оно неверно.
Приём «Верю – не верю»1) На доске написаны верные и не правильные утверждения по новой теме;2) Учащиеся

Слайд 19 «Верю – не верю»

1. Океаническая земная

кора толще материковой.

2. К топливным полезным ископаемым относятся: уголь, нефть, природный газ, горючие сланцы.

3. Неровности земной поверхности называются формами рельефа – горы и равнины.

4. Силы выветривания называют внутренними
силами

5. Вулканы – конусообразные горы, сложенные из изверженных горных пород.
 
«Верю – не верю» 1. Океаническая земная кора толще материковой.

Слайд 20Толстые и тонкие вопросы

Толстые

Тонкие

Дайте объяснение, почему Кто…
-почему вы думаете, что… Что…
-почему вы считаете, что.. Когда…
-в чем разница… Может…
Предположите, что будет, если… Согласны ли вы…
Толстые и тонкие вопросыТолстые

Слайд 21 «Концептуальная таблица»

«Концептуальная таблица»

Слайд 22 «Лови ошибку» Задание: найти ошибки в тексте и исправить их.
Горы Анды

расположены в восточной части Северной Америки. Это очень старые и разрушенные горы, так как они образовались ещё во время байкальской и герцинской складчатости. Горы имеют сглаженные вершины, поросли лесом. Здесь уже давно прекратился процесс горообразования, отсутствуют вулканы и землетрясения. Самая высокая вершина – гора Тубкаль (8848 м) На западе горы выходят к Атлантическому океану, а на востоке граничат с Великими равнинами. Средние высоты в Андах не превышают 1500 м.

«Лови ошибку» Задание: найти ошибки в тексте и исправить их.Горы Анды расположены в восточной части Северной

Слайд 23 Задание: Найдите ошибки
Выполните работу

над ошибками
Задание: Найдите ошибки   Выполните работу над ошибками

Слайд 24 Приём «Фишбоун» Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове»

этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте.

факты

проблема

причины

Пути решения

Приём «Фишбоун»   Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена

Слайд 27 «Кластер»
1. Выписывается ключевое слово;
2. Записываются слова и предложения

по теме;
3. Происходит разделение материала на отдельные блоки;
4. Устанавливаются и выражаются графически логические связи между блоками.

*Используется как средство для подведения итогов, как стимул для возникновения новых ассоциаций
и графических изображений новых знаний
«Кластер» 1. Выписывается ключевое слово; 2. Записываются слова и предложения по теме; 3. Происходит разделение материала

Слайд 28Кластер «Ветер»

Кластер «Ветер»

Слайд 29«Виды горных пород и минералов»
Магматические
?
Метаморфические
?

Гранит

?
Органические
?
Обломочные
Гипс

?

Графит
?

?

Валуны
?

Песчаник

Мрамор
Уголь

?

?

«Виды горных пород и минералов»Магматические?Метаморфические?Гранит?Органические?ОбломочныеГипс?Графит??Валуны?ПесчаникМраморУголь??

Слайд 30«Ромашка Блума»

«Ромашка Блума»

Слайд 32Приём «Синквейн»
Первая строчка – название темы в одном слове (существительное)
Вторая строчка:

описание темы в двух словах (прилагательные или причастия)
Третья строчка – описание действия в трёх словах(глаголы или деепричастия)
Четвёртая строчка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме
Синоним из одного слова, который повторяет суть темы
Приём «Синквейн» Первая строчка – название темы в одном слове (существительное)Вторая строчка: описание темы в двух словах

Слайд 34Приём «Синквейн»
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и

материала в кратких выражениях.
Для чего используется:
Обогащает словарный запас.
Подготавливает к краткому пересказу.
Учит формулировать идею (ключевую фразу).
Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.
Получается у всех.


Приём «Синквейн»   Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.Для

Слайд 35Прием «Инсерт»
– это маркировка текста по мере его чтения. Применяется

для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.
1. Чтение индивидуальное.  Читая, ученик делает пометки в тексте:  V – уже знал;  + – новое;  – – думал иначе;  ? – не понял, есть вопросы.
2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.

Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения. Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение

Слайд 38«Контур – символ»
Этот прием формирует географические смысловые опоры. Это прекрасный проверочный

и отличный обучающий материал. Такие задания позволяют установить географическую зоркость, наблюдательность ученика, учат мыслить, стимулируют познание, вырабатывают навыки поиска географической информации. При выполнении заданий можно пользоваться любыми источниками информации.
Пример. Впишите в пустые поля под каждым контуром название соответствующего географического объекта; под каждым рисунком – поясняющую надпись; что (или кто) на изображении.


«Контур – символ»Этот прием формирует географические смысловые опоры. Это прекрасный проверочный и отличный обучающий материал. Такие задания

Слайд 39«Контур – символ» Этот приём формирует географические смысловые опоры. Это прекрасный проверочный

и отличный обучающий материал. Такие задания позволяют установить географическую зоркость, наблюдательность ученика, учат мыслить, стимулируют познание, вырабатывают навыки поиска географической информации. При выполнении заданий можно пользоваться любыми источниками информации.
«Контур – символ»  Этот приём формирует географические смысловые опоры. Это прекрасный проверочный и отличный обучающий материал.

Слайд 40«Стороны горизонта» или «Почини цепочку»

Этот приём помогает формировать пространственное представление, помогает

лучше запомнить карту.

* Распределите географические объекты в порядке с востока от линии перемены дат на запад:
а) город Чарапунджи; б) Аденский залив; в) залив Шелихов; г) вулкан Камерун; д) мыс Кабу-Бранку; е) остров Шри- Ланка; ж) пустыня Гоби;
з) остров Вознесения; и) Мальдивские острова;
к) остров Ванкувер; л) Панамский канал

Ответ: В, Ж, А, И, Б, Г, З, Д, Л, К

«Стороны горизонта»  или «Почини цепочку» Этот приём помогает формировать пространственное представление, помогает лучше запомнить карту.* Распределите

Слайд 41«Найди лишнее»
Найти лишний географический объект и дать объяснение выбору.

1) Енисей, Дунай,

Нил, Байкал, Амазонка, Колорадо, Волга
(Байкал - озеро)
2) Лабрадор, Флорида, Таймыр, Мадагаскар, Камчатка
(Мадагаскар – остров)
3) Исландия, Куба, Мадагаскар, Тасмания, Сомали
(Сомали – полуостров)
4) Альпы, Кавказ, Гималаи, Кордильеры, Тянь-Шань
(Кордильеры – горы в Северной Америке)
5) Баренцево, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Карибское
(Карибское – море Атлантического океана)
* 6) Россия, США, Китай, Индия, Франция
( США – страна в Северной Америке)
* 7) Золото, медь, эвкалипт, бокситы, серебро
( Эвкалипт – дерево)




«Найди лишнее» Найти лишний географический объект и дать объяснение выбору.1) Енисей, Дунай, Нил, Байкал, Амазонка, Колорадо, Волга

Слайд 42«Лестница»
Данный приём проверяет способность ученика ранжировать географические объекты

*Расставьте океаны Земли в

порядке возрастания их площади:
а) Северный Ледовитый б) Тихий в) Индийский
г) Южный д) Атлантический

* Расположите города в порядке уменьшения годового количества осадков: а)Триполи б)Калькутта в)Лондон г)Владивосток

*Выберите из списка названия горных систем, относящихся к эпохе альпийской складчатости. Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке:
а) Скандинавские б) Гималаи в) Аппалачи
г) Кавказ д) Альпы е) Уральские


«Лестница» Данный приём проверяет способность ученика ранжировать географические объекты*Расставьте океаны Земли в порядке возрастания их площади: а)

Слайд 43«Раздели слова на группы»
Задание даётся в виде списка, необходимо разделить на

группы, количество групп не указывается, их может быть несколько. Причём, чем больше групп выделяется, тем ценнее ответ.

Пример: Анды, Нил, Эквадор, Финляндия, Атакама, Котопахи, Великобритания, Гекла, Эльбрус, Кавказ, Дунай, Бразилия, Боливия, Кордильеры, Амазонка, Сенегал, Нигер, Игуасу, Гекла, Миссисипи, Енисей, Гималаи, Народная, Монблан, Обь, Румыния, Эребус, Италия, Чад, Сомали, Конго, Вьетнам, Флорида, Рейн, Телецкое, Байкал, Ключевская Сопка, Альпы, Израиль, Сахара, Гоби, Намиб, Виктория, Париж, и т.д.
«Раздели слова на группы» Задание даётся в виде списка, необходимо разделить на группы,  количество групп не

Слайд 44«Перепутанные логические цепочки»
1) На доске или карточках написаны термины (последовательность

терминов), некоторые из них с ошибками;
2) Группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи.
«Перепутанные логические цепочки» 1) На доске или карточках написаны термины (последовательность терминов), некоторые из них с ошибками;2)

Слайд 45











Цель приёма : Определение степени понимания учащимися логики изучаемых природных явлений

через установление причинно-следственных связей.

Атмосферное давление

Угол падения солнечных лучей

Различия в нагревании поверхности

Движения воздуха

Ветер

Цель приёма : Определение степени понимания учащимися логики изучаемых природных явлений через установление причинно-следственных связей.Атмосферное давлениеУгол падения

Слайд 46Самооценка
Какова цель задания? (задачи)
Удалось получить результат? (решение, ответ)
Правильно или с ошибкой?
Самостоятельно

или с чьей-то помощью?
Какую оценку и отметку ты себе поставишь?
СамооценкаКакова цель задания? (задачи)Удалось получить результат? (решение, ответ)Правильно или с ошибкой?Самостоятельно или с чьей-то помощью?Какую оценку и

Слайд 48Технология критического мышления учит
Работать самостоятельно

Задавать вопросы

Выслушивать чужое мнение

Иметь своё мнение и

защищать его

Критически относится к мнению оппонентов

Анализировать и классифицировать

Развивать творческие и исследовательские навыки

Осуществлять рефлексию своей деятельности


Технология критического мышления учит Работать самостоятельноЗадавать вопросыВыслушивать чужое мнениеИметь своё мнение и защищать егоКритически относится к мнению

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть