Слайд 1Интегративный подход к изучению русского языка
и литературы как фактор формирования гражданско-патриотической позиции
Учитель русского языка и литературы
Бекетова О.А.
Слайд 2ИНТЕГРАЦИЯ – это глубокое взаимо-проникновение, слияние, насколько это возможно, в одном
учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
ЦЕЛЬ интегративного обучения – формирование у обучающихся целост-ного видения мира.
Слайд 3Уровни интеграции:
внутрипредметная – интеграция понятий внутри отдельных учебных предметов;
межпредметная –
синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин;
транспредметная – синтез компонен-тов основного и дополнительного содержания образования.
Слайд 4ПАТРИОТИЗМ – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.
ПАТРИОТ- человек, проникнутый патриотизмом, человек, преданный интересам какого-либо дела, глубоко привязанный к чему-нибудь.
(Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой)
Сегодня патриотизм всё чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.
Слайд 5ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ – интегративная характе-ристика личности человека, понятие, которое характеризует
гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.
Слайд 6Из «Стандарта» по русскому языку
Первой целью изучения русского языка в школе
является воспитание граж-данственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отно-шения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятель-ности.
Слайд 7Из «Стандарта» по литературе
Целью изучения литературы в школе является воспитание
духовно развитой личности, формирование гуманистичес-кого мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
Слайд 8А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Ах! Будет с нас
– купцов, кадетов,
Мещан, чиновников, дворян,
Хватает даже нам поэтов,
Но нужно, нужно нам граждан!
Н.А. Некрасов
Слайд 9«Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, их сложения
и видоизменения, но бесконечное множество поня-тий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка… Таков этот великий народный педагог – родное слово».
К.Д. Ушинский
Слайд 10Познавательная ценность русского языка
как предмета:
формируется мышление;
прививается чувство любви к родному языку;
через язык осмысливаются общечеловеческие ценности;
воспитывается личность;
с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка;
усвоение всех других дисциплин;
решается проблема патриотического воспитания.
Слайд 11Типы учебного материала:
1. Общие сведения о языке.
2. Дидактические материалы:
упражнения учебника;
диктанты;
изложения;
темы сочинений;
тексты для комплексного анализа.
Слайд 12Методические приёмы:
1. Попутные разъяснения учителя, раскрывающие патриотический смысл содержания текстов
упражнений учебника или текстов изложений;
2. Фронтальная беседа, раскрывающая смысл темы, по которой учащиеся будут составлять предложения или писать сочинения;
3. Написание сочинений на темы гражданственности и патриотизма.
4. Сопоставление, сравнение нравственных понятий.
Слайд 14Учебный материал предмета «литература», способствующий патриотическому воспитанию школьников:
сведения о биографиях
известных писателей и исторических деятелях; произведения, которые отражают историю развития нашей страны и её культуры, долгий и трудный путь народа к утверждению своей самобытности; шедевры нашей оборонной литературы (начиная с былин и предсказаний Древней Руси и кончая произведениями о Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.)); тексты художественных произведений и публицистики, работа над семантикой общественно-политических слов, написание докладов, рефераты, диспуты, дискуссии.
Слайд 15Изучая литературу, изучаю жизнь.
Слайд 17«Родной край, его история – основа, на которой только и может
осуществляться рост духовной культуры всего общества».
Д.С. Лихачёв
Слайд 18Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите её
Тишину и покой,
Это небо и
солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию –
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечной ей быть
Нашей правдой и силой,
Нашей гордой судьбой.
Берегите Россию.
Нет России другой.
Е. Синицын