Слайд 2Инклюзивное образование
– это образование, при котором все дети,
несмотря на
свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.
Слайд 3Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это
обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
Слайд 4Работает над улучшением образовательных структур, систем и методик для обеспечения потребностей
всех детей;
Является частью большой стратегии по созданию общества, принимающего всех;
Является динамичным процессом, который постоянно в развитии;
Признает, что все дети могут учиться.
Инклюзивное образование:
Слайд 5Три аспекта развития инклюзии
1.Создание инклюзивной культуры
Построение школьного сообщества
Принятие инклюзивных ценностей
2.Разработка
инклюзивной политики
Развитие школы для всех
Организация поддержки разнообразия
3.Развитие инклюзивной практики
Управление процессом обучения
Мобилизация ресурсов
Слайд 6Существует восемь принципов инклюзивного образования:
— ценность человека не зависит от его
способностей и достижений;
— каждый человек способен чувствовать и думать;
— каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
— все люди нуждаются друг в друге;
— подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
— все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
— для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
— разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Слайд 7Принцип инклюзивного образования заключается в следующем: администрация и педагоги обычных школ принимают детей
с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей.
Слайд 8Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях
базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах:
* индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося – ребенка с ОВЗ — по развитию академических знаний и жизненных компетенций;
* социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его;
* психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;
* психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;
* индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;
* портфолио учащегося – ребенка с ОВЗ;
Слайд 9* компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования,
в области социальной адаптации и реабилитации;
* повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования;
* рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;
* тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;
* адаптивная образовательная среда – доступность классов и других помещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения);
* адаптивная образовательная среда – оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа);
* адаптивная образовательная среда – коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;
* сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;
* ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.
Слайд 10Основные группы условий:
1. Материально-техническая база, оснащение специальным оборудованием; возможность организации дистанционного обучения.
2. Организационное
обеспечение образовательного процесса, включающее в себя нормативно-правовую базу, финансово-экономические условия, создание инклюзивной культуры в организации, взаимодействие с внешними организациями и родителями (необходима разработка регламентов взаимодействия с внешними организациями, локальных актов образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику), информационно-просветительское обеспечение.
3. Организационно-педагогическое обеспечение. Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса. Реализация вариативных форм и методов организации учебной и внеучебной работы. Использование различных видов образования. Применение современных технологий образования и психолого-педагогического сопровождения. Адаптация методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям обучающихся и воспитанников с ОВЗ.
4. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, организация коррекционной работы.
5. Кадровое обеспечение. Специальная подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ (детьми-инвалидами), работе в условиях инклюзивной практики.
Слайд 11Инклюзивное образование требует поддержки
со стороны команды профессионалов
В идеале
такая команда состоит из:
Педагога
Психолога
Логопеда
Дефектолога
Тьютора
Социального работника
Врача-педиатра
Специалистов по охране и гигиене труда
Ассистента педагога (сопровождающего)
Слайд 12Существующие барьеры:
*Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми;
*Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей-инвалидов в процесс обучения в классах;
* Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки;
*Архитектурная недоступность школ, учреждений.
Слайд 13 Для введения инклюзии недостаточно наличия только самих школ и дошкольных
учреждений, пусть даже полностью оборудованных, доступных и с обученным персоналом.
Необходимо подготовить позитивное общественное мнение всех родителей о совместном обучении детей. Наряду с этими условиями, должна быть приспособлена к потребностям инвалидов городская среда (включая транспорт).
Важным является также адекватная поддержка семей с детьми-инвалидами.
От милосердия и благотворительности надо переходить к равноправному партнерству с инвалидами, их семьями и представляющими их общественными организациями.
Системный подход
Слайд 14ОЧЕНЬ ВАЖНО ПОНЯТЬ
При создании инклюзивных школ, школ нового типа , дети
привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.
Слайд 15Для человека не существует более чудовищного наказания , чем быть предоставленным
в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным.
У. Джеймс
Слайд 16СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Дереглазова Я.В.