Слайд 1МБОУ ООШ №12 с. Согда
Цыжипова Цыцыгма Нимаевна
2017г
Инклюзивная среда
в сельской школе
Слайд 2Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой
ребенок с ограниченными возможностями здоровья не исключался бы из общества детей с нормальным развитием.
Под ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности ребенка понимают некоторый «сбой» в деятельности психофизиологических систем организма, который значительно нарушает адаптацию ребенка к условиям жизни в обществе и приводит в дальнейшем к патологическим формированиям личности (В.И. Лубовский, 2003).
Слайд 3Сегодня в центре внимания процесс инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Инклюзивное (включенное) образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах. В его основу положена идеология, которая исключает любую дискриминацию учеников, но в то же время создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Эта теория признает, что все дети могут полноценно учиться, а их отличительные особенности достойны уважения (А. Шпагина).
Слайд 4даёт возможность всем учащимся с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме
участвовать в жизни коллектива школы и школьной жизни, развития ресурсов, направленных на стимулирование равноправия обучающихся, сохранения гражданской позиции принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живет ребенок).
Инклюзивное (включенное) образование
Слайд 5Структура инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях малокомплектной
сельской школы должна включать в себя:
1. Разработку философии, поддерживающей соответствующую инклюзивную практику
2. Всестороннее планирование инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. В процесс создания инклюзии детей с ограниченными возможностями включаются все учителя и администрация школы.
4. Включение родителей
5. Методическое обучение учителей, специалистов, всех участников процесса инклюзии.
Слайд 6Инклюзивное образование предполагает, что:
Слайд 7Все дети разные
Все дети могут учиться
Разные:
способности,
этнические группы,
рост,
возраст,
социальное происхождение,
вероисповедание,
пол
и т.д.
Адаптация системы к
потребностям ребенка
Инклюзивное образование
Слайд 8Главные преимущества
инклюзивного образования
Слайд 9Инклюзивная школа –
это школа для всех
Школа для всех: принимает и
ценит разнообразие и готова обучать всех детей с использованием индивидуального подхода (ВСЕХ, в том числе детей с ОВЗ)
Школа личностного развития –обеспечивает процесс развития, наряду с обучением и воспитанием ВСЕХ ( а детям с ОВЗ нужна специальная ППМС-помощь)
Школа психологического комфорта - обеспечивает психологическую поддержку, а не давление, взаимопомощь, а не конкуренцию ВСЕХ (дети с ОВЗ нуждаются в поддержке еще больше, чем их сверстники)
Школа психологической безопасности - защищает ВСЕХ детей от угроз их достоинству и самооценке, от психологического насилия и разочарования (а ребенок с ОВЗ максимально уязвим)
Школа здоровья - максимально использует способы укрепления и сохранения здоровья ВСЕХ детей ( а возможности здоровья детей с ОВЗ ограничены и их необходимо усиливать)
Слайд 10Инклюзивная атмосфера:
Безопасное эмоциональное окружение, вызывающее доверие
Личностное развитие как цель и результат
школьного образования
Создание мотивирующего окружения
Формирование реалистических ожиданий у детей
Установление четких правил и границ
Оптимальная позиция учителя в классе
Слайд 11
Безопасное эмоциональное окружение, вызывающее доверие
Обеспечивается педагогами, которые -
понимают эмоции детей
и то, каким образом они влияют на процесс обучения;
создают окружение, усиливающее положительные эмоции и ослабляющее негативные переживания;
поддерживают в школе стабильность, повторяемость, безопастность, теплоту, эмпатию, поддержку, уверенность, справедливость, спокойствие;
постоянно дают понять учащимся, как они нужны в классе и как все их понимают и принимают (меня ждет в школе мой учитель, без меня скучают мои одноклассники);
проявляют к детям теплоту и уважение, а при необходимости и сострадание;
отводят каждому ученику свою позитивную роль в классе;
используют юмор, чтобы снять напряжение и сделать процесс обучения радостным.
Слайд 12
Личностное развитие как цель и результат работы школы
Обеспечивается педагогами, которые
помогают
учащимся ставить перед собой цели в учебе и в поведении
часто говорят о целях, показывая, как учеба помогает их достигать
подчеркивают, что освоение учебного материала гораздо важнее, чем демонстрация своего превосходства или стеснения
преобразуют нечеткие цели в конкретные намерения
в продвижении к цели используют прямую и регулярную обратную связь
помогают детям в постановке краткосрочных целей
поощряют постановку детьми долгосрочных целей
помогают расставлять приоритеты
Слайд 13
Создание мотивирующего окружения
Обеспечивается педагогами, которые:
понимают, что есть пределы их возможностей и
разделяют с детьми ответственность ;
осторожно решают хронические проблемы: терпение – это добродетель;
понимают, что цели и эмоции человека составляют неотъемлемую часть его жизни и независимы от нашего к ним отношения - уважают их;
тверды по смыслу, но терпеливы по форме –
в своих намерениях помочь детям;
хотя бы раз в неделю проводят время с каждым учащимся наедине.
Слайд 14
Формирование реалистических ожиданий
Обеспечивают педагоги, которые:
верят, что все учащиеся могут учиться и
способны освоить учебную программу
постоянно повышают ожидания самих учеников и их родителей
помогают детям понять, что их успех зависит не только от способностей, но и от усилий
развивают веру детей в их возможности
дают ученикам достаточно времени на вопросы и обсуждение учебного материала
Слайд 15Все начинается с ценностей
Культура инклюзивной школы
- это общие для всего школьного сообщества ценности, нормы, взгляды, традиции, нормы поведения.
Слайд 16Как определить приоритеты?
Единственный способ улучшить результаты учащихся – улучшить качество преподавания
Необходимо
создавать систему и обеспечивать адресную поддержку каждому учащемуся
По результатам исследования передовых школьных систем МакКензи
Слайд 17Как составить и реализовать план «повышения качества учителей»?
Ставьте четкие и конкретные
цели и задачи повышения профессионального мастерства учителей? (Что пока не так? Чего недостает: понимания? принятия? навыков? программ? пособий? оборудования? Учитель: не хочет – не знает – не может – не делает?)
Правильно расставляйте приоритеты (что вначале, что затем: хочет – знает – может -делает)
Грамотно распределяйте ответственность (что могут и будут делать завуч, психолог, приглашенные консультанты, а что – вы сами!) и организуйте командные встречи
Помните, что педагоги – и главный ресурс, и главный барьер! – мотивируйте, научите, поддержите, контролируйте
Слайд 18Основные задачи психологического сопровождения нового учителя инклюзивной школы
Специальная подготовка учителя
Психологическая
поддержка
ППМС-сопровождение образовательного процесса (учителя, ребенка, родителей, педагогической ситуации)
Слайд 19Как готовить учителя для работы
с детьми с ОВЗ?
Формировать ценностное (а
не просто толерантное!!!) отношение к особенным детям и к проблемам их развития – как основу ответственной педагогической позиции учителя
Оснащать учителя действенными, эффективными, адекватными современными знаниями о детях, их проблемах, о современном детстве, о закономерностях и особенностях психического развития.
Помогать учителю осваивать современные и эффективные методы и приемы (технологии) обучения особенных детей с учетом их психофизиологических возможностей и ограничений (ресурсная педагогика) в условиях инклюзии.
Обогащать коммуникативный опыт учителя
Слайд 20 О СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ (Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 № аф-150/06) Формы и степень образовательной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья могут варьироваться в зависимости от степени выраженности недостатков его психического и (или) физического развития. Например, дети, уровень психофизического развития которых в целом соответствует возрастной норме, могут на постоянной основе обучаться по обычной образовательной программе в одном классе со сверстниками, не имеющими нарушений развития, при наличии необходимых технических средств обучения. При этом число детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в обычном классе, как правило, не должно превышать 3 - 4 человек.
Правовые основы
инклюзивного образования
Слайд 22В соответствии с Конвенцией, образование должно быть направлено на:
развитие умственных и
физических способностей в самом полном объеме;
обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества;
доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица;
предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения;
создание условий для освоения социальных навыков;
обеспечение подготовки и переподготовки педагогов
Федеральный закон от 3 мая 2012 г.
№ 46-ФЗ «О ратификации Конвенции
о правах инвалидов»
Слайд 23обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в
физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий
индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 23.07.2013)
"Об образовании в Российской Федерации"
Слайд 24Статья 24. ….государство обязано обеспечить равный доступ для всех детей с
инвалидностью к образованию, и это должно происходить путем обеспечения инклюзивности системы образования.
Конвенция о правах инвалидов
Слайд 25Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и
стимулирования
Обучающимся предоставляются академические права на:
предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;
обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;
Слайд 26Статья 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую
образовательную деятельность
3. Прием на обучение по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Слайд 27Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся
9. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
Слайд 29Статья 60. Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об
обучении
13. Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Слайд 31Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
3. Под
специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 32Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
11. При
получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.
12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Слайд 33Комментарии к ФЗ №273
Адаптированная основная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная
для обучения определенных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью,
т.е. образовательная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений
I-VIII видов (ФЗ, ст.2, п.п. 28).
Слайд 34Комментарии к ФЗ №273
Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная
для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы, с учетом адаптированной основной образовательной программы и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ, к которой относится ребенок (например, лиц с нарушениями зрения – слепых, слабовидящих; лиц с нарушением слуха – глухих, слабослышащих и т.д.). При этом адаптированию и модификации подлежат программы учебных предметов; учебники и рабочие тетради; электронные средства и формы организации обучения; формы организации учебного процесса; способы учебной работы с учащимися, имеющими особые образовательные потребности (способы организации коллективной учебной деятельности, способы коммуникации, способы предъявления и выполнения заданий, способы работы с текстовыми материалами, формы и способы контроля и оценки знаний, компетенций ).
Слайд 35«О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015
годы» Постановление от 17 марта 2011 г. №175
Целевые индикаторы и показатели Программы:
доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений.
Одним из приоритетных направлений государственной политики должно стать создание условий для предоставления детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования (далее - обычные образовательные учреждения), и с учетом заключений психолого-медико-педагогических комиссий.
Слайд 36Приказы Минобрнауки России
от 19.12.2014
№ 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
2. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»