Слайд 1Доклад на тему:
Формирование личностных универсальных учебных действий
Автор: Сафронова Светлана Николаевна,
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 8 имени В.И.Матвеева, г.Химки
Слайд 2Вступление
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более
быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается.
Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными.
Слайд 3Задача – научить учиться!!!
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности
«универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Школа должна научить использовать и применять знания, умения и навыки в любой жизненной ситуации.
Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности.
Слайд 4Универсальные учебные действия
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Личностные -
самоопределение
смыслообразование
нравственно-этическое оценивание
Слайд 5Самоопределение
Это представление о самом себе:
- Что во мне хорошо, а
что плохо
- Что я хочу (какие цели я ставлю)
- Что я могу (представление о своих возможностях)
- Что я делаю с удовольствием, а что нет
Что у меня получается хорошо, а что нет
Таким образом самоопределение – это самопознание, знание о том, кто я, какими качествами я обладаю, что для меня главное в жизни.
Слайд 6Смыслообразование
Смысл и мотивы учения имеют решающую роль.
Задача школы - формирование
умения ставить цели и определять мотивы для её достижения
Слайд 7Линия нравственного развития личности
- способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими
и моральными нормами
- способность оценивать свое поведение и поступки
- понимание основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности, нравственно – эмоциональной отзывчивости на основе способности к восприятию чувств других людей
- установки на здоровый и безопасный образ жизни
Слайд 8Для развития ЛУУД современному учителю необходимо применять и вариативно использовать разнообразные
образовательные технологии. Процесс обучения школьников должен строиться таким образом, чтобы развить у каждого ребенка интерес и стремление учиться, а также сформировать у ребенка совокупность универсальных учебных действий, которые позволят ему самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечат способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Слайд 9Технология проблемного диалога
При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:
1.
умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);
2. самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);
3. креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений). Таким образом, проблемное обучение вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности; способствует развитию познавательной активности; обеспечивает более прочное усвоение знаний; делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.
Слайд 10Технология продуктивного чтения
1 этап. На основании заглавия, иллюстрации и ключевых слов
дети высказывают свои предположения о теме, героях произведения, последовательности событий. 2 этап. Самостоятельное чтение про себя. Дети проверяют свои предположения. Затем чтение вслух, с комментариями. По ходу чтения задаем вопросы на понимание текста, ответы на которые дети находят в тексте, и также по ходу чтения проходит словарная работа (т.е. медленное движение за автором по строчкам, диалог с автором). 3 этап. После чтения ставим проблемный вопрос к тексту в целом. Дети отвечают на вопрос, происходит беседа, помогающая понять авторский замысел, «спрятанный между строк», рассказ о писателе, о его личности.
Слайд 11При изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе формируются следующие Личностные
УУД:
- умение оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
-оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Слайд 12Технология оценивания учебных успехов
Направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт
изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех.
Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя.
Слайд 13ИКТ-технологии
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение
учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Слайд 14Заключение
Итак, формирование личностных УУД происходит на всех этапах образовательно-воспитательного процесса: на
уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности.
Формирование личностных УУД позволит повысить мотивацию, тем самым позитивно изменить эффективность образовательного процесса, заложить фундамент развития компетентной личности.
Спасибо за внимание!!!