Слайд 1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Подготовила:
Учитель истории и
обществознания
МКОУ «Быковская СОШ»
Ерофеева Т.И.
Слайд 2План
Что включает в себя Стандарт?
Основные функции Стандарта
Какие документы (процедуры) разрабатываются на
основе и с учетом Стандарта?
Системно-деятельностный подход к построению Стандарта
Принципиальное отличие Стандарта второго поколения
Ориентация Стандарта на личностное развитие выпускника
Портрет выпускника основной школы
Для кого разработан Стандарт?
Слайд 3План (продолжение)
Требования к результатам освоения ООП ООО (личностным, метапредметным, предметным)
Предмет итоговой
оценки освоения ООП ООО
Составляющие итоговой оценки результатов освоения ООП
Что не подлежит итоговой оценке
Требования к структуре ООП ООО
Разделы ООП ООО
Требования к условиям реализации ООП ООО
Слайд 4ФГОС основного общего образования представляет собой:
Совокупность требований, обязательных при реализации основной
образовательной программы (ООП) основного общего образования (ООО) образовательными учреждениями, имеющими госаккредитацию
Слайд 5
Основная цель
российского образования
Новая
цель
образования
Новые технологии
Общественный
договор
Новые
образовательные
запросы семьи,
общества,
и государства
Широкое
внедрение
ИКТ-технологий
во все сферы жизни
Проблемы России
Стратегия
2020
Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и
развития высоконравственного, ответственного, творческого,
инициативного, компетентного гражданина России
Слайд 6Проблемы России
Неэффективная экономика
Полусоветская социальная сфера
Неокрепшая демократия
Негативная демографическая ситуация
Нестабильный Кавказ
Слайд 7Социальные и моральные
вызовы школьному образованию
Морально-нравственная дезинтеграция общества
Низкий уровень доверия и
социальной солидарности
Нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта
Недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения
Рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций
Снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования
Усиление миграционных процессов
Недостаточный уровень воспроизводства населения
Снижение физического, социального и психического здоровья населения
Слайд 8Стратегия 2020
Главная цель
Новое качество жизни
Построение социального государства - сбалансированной
системы экономических стимулов и социальных гарантий, юридических, этических и поведенческих норм, продуктивность которой зависит от качества труда и уровня подготовки граждан, невозможно без
модернизации демократии
формирования новой экономики
Слайд 9Стратегия 2020
Новые задачи образования
Образование должно обеспечить
Формирование политической культуры демократической России
– подготовку поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей
Достижение передовых позиций в глобальной экономической конкуренции
Изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса
Укрепление национальной безопасности и реализацию конституционных прав граждан
Слайд 10
Информационная революция
Стремительный рост и свободный доступ к разнообразным ресурсам информационно-ресурсной базы
Дистанционность,
мобильность и интерактивность
Формирование социальных образовательных сетей и сообществ
Слайд 11Человек ХХI века
Ориентированность на знания и использование новых технологий.
Активное стремление
расширить жизненный горизонт.
Установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего.
Активное финансовое поведение.
Здоровый и безопасный образ жизни.
Эффективное социальное сотрудничество в условиях глобализации.
Слайд 12Основы школьного стандарта
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт общего
образования
общественный договор – социальный запрос семьи, общества и
государства
Научная основа
Идеологическая и
методологическая основа
Концепция
духовно-
нравственного
развития и воспитания
личности гражданина
России
Фундаментальное
ядро
содержания
общего образования
и системно-деятельностный
подход
Стратегия
2020
Слайд 13Стандарт как социальная конвенциональная норма,
реализующая общественный договор
ОБЩЕСТВО
Безопасность и здоровье
Свобода
и ответственность
Социальная справедливость
Благосостояние
ГОСУДАРСТВО
Национальное единство
Безопасность
Развитие человеческого
потенциала
Конкурентоспособность
СЕМЬЯ
Личностная успешность
Социальная успешность
Профессиональная
успешность
Слайд 14Концепция духовно-нравственного
развития и воспитания личности
гражданина России
Определяет:
Систему базовых национальных
ценностей.
Современный национальный воспитательный идеал.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности.
Слайд 15Основные задачи духовно-нравственного развития и воспитания школьников
Формирование у обучающихся:
Личностной культуры
Семейной культуры
Социальной
культуры
Слайд 16
Требования
стандарта
Базисный
учебный
план
Программа ДН
развития и
воспитания
Примерные учебные программы
Концепция
ДН развития
и воспитания
Рабочие (авторские) программы и УМК
У
М
Е
Н
И
Я
И
п
Р
И
М
Е
Р
Ы
З
А
Д
А
Н
И
Й
Программа
формирования
УУД
Фундаментальное
ядро содержания
общего образования
Планируемые
результаты
Образовательный процесс
Система оценки: модель обеспечения качества образования
Вовлечение учителей и обучающихся в оценочную деятельность
Адекватность процедур и механизмов особенностям подхода
Слайд 17Нормативный срок освоения ООП ООО
составляет 5 лет
при реализации ООП для детей
с ОВЗ могут быть установлены специальные ФГОС
нормативный срок освоения ООП ООО для детей с ОВЗ может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей ( в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии)
Слайд 18Стандарт включает в себя требования:
к результатам освоения ООП
к структуре ООП (в
т.ч. требования к соотношению частей ООП и их объему;требования к соотношению обязательной части ООП и части, формируемой ОУ)
к условиям реализации ООП
Слайд 19З
А
П
Р
О
С
Ы
И
О
Ж
И
Д
А
Н
И
Я
Требования к
структуре
ООП
Требования к
результатам
освоения ООП
Требования к
условиям
реализации ООП
Ожидаемые достижения
системы образования
Организационные
и педагогические
условия деятельности
системы
образования
Ресурсы: кадры,
материальная база,
информация,
финансы
О
Б
Щ
И
Е
Р
А
М
К
И
Д
Л
Я
С
И
С
Т
Е
М
Ы
Н
О
Р
М
А
Т
И
В
О
В
Стандарт как совокупность трех систем требований
Слайд 20Основные функции стандарта
Функция обеспечения права на полноценное образование.
Функция сохранения
единства образовательного пространства страны.
Критериально-оценочная функция.
Функция гуманизации образования и обеспечения равенства возможностей для развития каждой личности.
Слайд 21Основные функции стандарта
Функция обеспечения преемственности основных образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Слайд 22Стандарт направлен на обеспечение
Доступности качественного образования
Духовно-нравственного развития и воспитания
Преемственности
образования
Сохранения и развития культурного разноообразия РФ
Демократизации образования
Условий для индивидуального развития
Слайд 23Стандарт должен быть положен в основу деятельности:
работников образования, разрабатывающих основные образовательные
программы основного общего образования;
руководителей образовательных учреждений, отвечающих за качество реализации основной образовательной программы;
сотрудников организаций, осуществляющих оценку качества образования, в том числе общественных организаций, объединений и профессиональных сообществ, осуществляющих общественную экспертизу качества образования в образовательных учреждениях;
разработчиков примерных основных образовательных программ основного общего образования;
сотрудников учреждений основного и дополнительного профессионального педагогического образования, методических структур в системе общего образования;
авторов (разработчиков) программ учебных курсов, учебной литературы, материальной и информационной среды, архитектурной среды для общего образования;
Слайд 24На основе (с учетом) образовательного стандарта проводится разработка:
примерных основных образовательных
программ;
примерного (базисного) учебного плана;
примерных программ по учебным предметам;
системы оценки соответствия содержания и качества подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам в процессе аттестации выпускников в различных формах;
Слайд 25На основе (с учетом) образовательного стандарта проводится разработка:
положения о рекламации
на качество образования и (или) несоответствие качества образования установленным требованиям;
порядка аккредитации и лицензирования учреждений общего образования;
экспертизы учебников, учебного оборудования и средств обучения для общеобразовательных учреждений;
Слайд 26На основе (с учетом) образовательного стандарта проводится разработка:
системы аттестации педагогических работников;
контрольных измерительных материалов для объективной оценки и мониторинга образовательных достижений обучающихся в рамках национальной системы оценки качества образования;
нормативов финансирования и систем оплаты труда в сфере образования.
Слайд 27В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
Определение цели и
основного результата образования как воспитание и развитие личности, ее готовности к саморазвитию и непрерывному образованию
Переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования (ориентация на подготовку к решению социальных, жизненно важных проблем)
Слайд 28В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
Культивирование активной учебно-познавательной
деятельности обучающихся на основе универсальных способов познания и преобразования мира, содержания образования и способов организации учебной деятельности и сотрудничества
Построение образовательного процесса с учѐтом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся
Слайд 29В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
Проектирование и конструирование
развивающей образовательной среды для обучающихся
Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося
Слайд 30Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника
ОУ призвано разработать «портрет выпускника
основной школы» с учетом требований ФГОС, образовательных потребностей и возможностей обучающихся
Слайд 31Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника
(«портрет выпускника школы»):
любящий
свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять знания на практике;
Слайд 32Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника
(«портрет выпускника школы»):
Социально
активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом , Отечеством
Уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов
Осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни
Ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека
Слайд 33Принципиальное отличие образовательных стандартов второго поколения
усиление их ориентации на результаты образования.
Слайд 34Результаты освоения основных образовательных программ
Предметные
Метапредметные
Личностные
Слайд 35Личностные результаты включают:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
сформированность мотивации к
обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории;
сформированность ценностно-смысловых установок, отражающих их личностные позиции, социальные компетенции;
сформированность основ гражданской идентичности
Слайд 36Метапредметные результаты включают:
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные)
Слайд 37Предметные результаты включают:
освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт деятельности
по получению нового знания, его преобразованию и применению
систему основополагающих элементов научного знания, лежащую в основе современной научной картины мира
Слайд 38Например, изучение учебного предмета «География» должно обеспечить:
Осознание роли и места
географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач и глобальных проблем человечества …
Слайд 39Предметом итоговой оценки освоения обучающимися ООП является
Достижение предметных и метапредметных результатов
освоения ООП
Слайд 40При итоговой оценке освоения обучающимися ООП основного общего образования должны учитываться
сформированность
навыков выполнения проектной деятельности
способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач по обязательным предметным областям.
Слайд 41Итоговая оценка результатов освоения ООП ООО включает две составляющие:
результаты промежуточной
аттестации обучающихся, отражающие динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся в соответствии с планируемыми результатами освоения ООП ООО;
результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения ООП ООО.
Слайд 42Государственная (итоговая) аттестация выпускников проводится по 5-ти (6-ти) предметам
Трем (четырем) обязательным:
русский язык (родной язык), математика и история России)
Двум по выбору выпускника
Слайд 43Один экзамен выбирается из следующих предметов:
литература (родная литература)
иностранный язык
обществознание
всеобщая история
география
Слайд 44Другой экзамен выбирается из таких предметов, как:
Физика
Химия
Биология
Слайд 45Дополнительно выпускник должен защитить
индивидуальный проект, выполненный в рамках одного предмета или
на межпредметной основе
Слайд 46Решение о выдаче документа об основном общем образовании
принимается на основе:
результатов
итоговой оценки выпускников, освоивших ООП ООО, включающих результаты промежуточной аттестации и государственной (итоговой) аттестации
Слайд 47К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке, относятся:
ценностные ориентации
обучающегося
индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.
обобщѐнная оценка этих и других личностных результатов освоения ООО должна осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.
Слайд 48ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ основного ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Слайд 49ООП ООО определяет:
Содержание и организацию образовательного процесса
Слайд 50ООП направлена на:
Формирование общей культуры
Развитие (духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное) личности
Саморазвитие и самосовершенствование
Развитие творческих способностей
Сохранение и укрепление здоровья
Слайд 51ООП содержит:
Обязательную часть (составляет 70% от общего объема ООП)
Часть, формируемую участниками
образовательного процесса (составляет 30% от общего объема ООП)
Слайд 52ООП должна содержать следующие разделы:
Пояснительную записку
Программу духовно-нравственного развития и воспитания
Планируемые
результаты
Учебный план
Программу развития УУД
Программу отдельных учебных предметов, курсов
Слайд 53ООП должна содержать следующие разделы:
Программу профессиональной ориентации
Программу формирования культуры здорового и
безопасного образа жизни
Программу формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся
Программу исследовательской и проектной деятельности
Слайд 54ООП должна содержать следующие разделы:
Программу социальной деятельности обучающихся
Программу коррекционной работы (при
наличии в ОУ детей с ограниченными возможностями здоровья)
Систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП
Слайд 55ООП разрабатывается на основе примерной ООП
Разработка и утверждение ООП осуществляется ОУ
самостоятельно с привлечением органов самоуправления (совета ОУ, попечительского совета, управляющего совета и др.)
Слайд 56ООП должна учитывать
Тип и вид ОУ
Образовательные потребности и запросы обучающихся