Слайд 1Тема: А.В. Суворов – пример для воспитания
Трудолюбивая душа должна быть занята
своим ремеслом,
и частые упражнения для нее столь же
живительны, как обычные упражнения для тела
Слайд 2№1
Прочитай очень внимательно. Как-то Кит
заболел и пришел в полное отчаяние. На улице стояла хорошая погода, друзья обзвонились, приглашая Кита поиграть в хоккей. А он вместо того, чтобы стоять на воротах, лежит с перевязанным горлом и пьет горячее молоко с медом. Вечером пришла Норма, принесла книгу о А.В.Суворове, в которой Кит прочитал такие выражения:
Время драгоценнее всего.
Без добродетели нет ни славы, ни чести.
Ближайшая к действию цель лучше дальней.
Добро делать спешить должно.
Добродетель всегда гонима.
Единство дает согласие. Смотри на дело в целом.
Если любишь горячее, будь способен и к холодному.
Нет ничего страшнее отчаянных.
Опасности лучше идти навстречу, чем ожидать на месте.
Ученье — свет, а неученье — тьма.
Чистому — все чисто.
Будь чистосердечен с друзьями своими, умерен в своих нуждах и бескорыстен в своих поступках.
Вот мои мысли о людях: вывеска дураков — гордость, людей посредственного ума — подлость, а человека истинных достоинств — возвышенность чувств, прикрытая скромностью.
Знаешь ли ты трех сестер? Вера, Любовь и Надежда. С ними слава и победа. С ними Бог.
С юных лет приучайся прощать недостатки ближнего и никогда не прощай своих собственных.
Самоблюдение и самолюбие суть различны: первое повелено Богом, второе — в начале испорчено гордостью.
Самолюбие утопает в неведении жребия своего, однако имеет желания.
Три главных достоинства вождя: мужество, ум, здоровье (телесное и душевное).
Фортуна имеет глаза на затылке, власы короткие, полет ее молниеносен: упустишь раз — не поймаешь. (Есть иной вариант: Фортуна имеет голый затылок, а на лбу — длинные висячие волосы: не схватил... уже не возвратится!).
Слайд 3Как ты думаешь, изменилось ли настроение Кита после того, что он
прочитал? Выпиши пять выражений Суворова, которые ты бы хотел использовать каждый день.
Слайд 4№2
Используя текст, ответьте на вопрос: как Суворов относился к самовоспитанию.
Будущий великий
полководец Александр Васильевич Суворов рос неудачником — мал, тощ телом, слаб, некрасив. Мечтать о военной карьере ему было трудно. Отец надеялся, что он пойдёт по дипломатической линии. Учеником он оказался отменным: французский, немецкий, итальянский, латынь освоил с радостью, в библиотеке отца прочитал множество книг. Он мечтал стать полководцем и решил себя посвятить этой цели. Однако в ребячьих играх он терпел поражения. Тогда он решил научить себя переносить усталость и холод, закалять своё тело, тренировать выносливость, волю и силу. Вставая рано, он обливался холодной водой, скакал на коне в одной рубашке навстречу осеннему ветру и дождю. Был настойчив в достижении цели, упорен, даже непреклонен. Серьёзно занимался математикой, картографией и военной историей. Старый приятель отца Саши А. П. Ганнибал проэкзаменовал мальчика, дал его работе над собой высокую оценку и убедил Василия Ивановича записать сына в гвардию.
Слайд 5Александру Суворову уже было двенадцать лет, его сверстники уже получали очередные
звания, не понюхав пороху. Записавшись в Семёновский полк, Суворов продолжал домашнее образование, изучал Лейбница и Вольфа, развивал свои литературные способности. А в "Прошении недоросля Александра Суворова о зачислении на военную службу" 1742 года значились слова, определившие и судьбу Суворова, и судьбу всей нашей армии. Прошение адресовалось императрице Елизавете Петровне: "А имею я желание служить Вашему Императорскому Величеству в лейб-гвардии Семёновском полку и дабы высочайшим Вашего Императорского Величества указом позволено было меня именованного определить в означенный Семёновский полк солдатом".
Слайд 6О том, каким был Суворов в годы службы в армии, мы
можем узнать из письма к отцу А. В. Суворова его ротного командира лейб-гвардии Семеновского полка: «Сын Ваш по усердию к службе, по знанию ее, и по поведению — был первым солдатом во всей гвардии, первым капралом, первым сержантом. Всегда ставили мы его в пример и молодым дворянам, и сдаточным, потому что сын Ваш не только не хочет отличаться от простых солдат, но напрашивается на самые трудные обязанности службы. Большую часть времени проводит он с солдатами в казармах и для того только имеет свою вольную квартиру, чтоб свободно и беспрепятственно заниматься в ней науками. Деньги, которые вы присылаете, издерживает он только на помощь солдатам, на книги и на учителей и с усердием посещает классы Сухопутного Шляхетского Кадетского корпуса в часы преподавания военных наук.
Слайд 7
Никогда, подобно другим дворянам, не нанимал он за себя других солдат
или унтер-офицеров на службу, а напротив, охотно ходит в караул за других. Для него забава — стоять на часах в ненастье или жестокую стужу. Простую солдатскую пищу предпочитает он всем лакомствам. Никогда не позволяет он солдатам, которые преданы ему душою, чистить свое ружье и амуницию, называя ружье своей женою. Когда солдаты, которым он благодетельствует, просят его позволить им сделать что-нибудь для него угодное, он принимает от них только одну жертву, а именно, чтоб они для его забавы поучились фронту и военным эволюциям под его командой! Несколько раз заставал я его на таком учении, когда он, будучи еще рядовым, командовал несколькими сотнями. У него только одна страсть — служба, и одно наслаждение - начальствовать над солдатами! Не было исправнее солдата, зато и не бывало взыскательнее унтер-офицера, как ваш сын! Вне службы он с солдатами как брат, а по службе неумолим. У него всегда одно на языке: дружба дружбой, а служба службой!
Слайд 8Он сделался солдатом до мозга костей, и
ничего в этой сфере не было для него тайного и сокрытого. Солдатский образ жизни привился к нему настолько, что он не изменял ему даже будучи фельдмаршалом, генералиссимусом и кавалером всех высших орденов: по-прежнему любимым питьем ему служил солдатский квас, лучшим обедом — щи и каша, а самым покойным ложем — простая солома. Здоровье свое, казавшееся столь слабым в детстве, он продолжал закаливать и на службе, поборов в этом отношении природу, и притом настолько, что до глубокой старости мог переносить, наряду с простыми солдатами, все труды и лишения боевой жизни».
Слайд 9САМОВОСПИТАНИЕ – воспитательная работа над самим собой, сознательное воздействие на самого
себя, чтобы сформировать в себе определенные качества
Самовоспитание – сложное слово: само и воспитание. «Само» означает, что вы воспитываете, делаете, формируете сами себя. Самовоспитание — это работа над собой.
Слайд 10№3
Каковы причины самовоспитания? Зачем им нужно заниматься? Продолжи список причин самовоспитания.
А.
самовоспитанием заниматься важно, чтобы:
а) найти своё место в жизни;
б) открывать свои способности, испытывать возможности, стать интересным и неповторимым человеком;
в) преодолеть свои недостатки, мешающие достигать значимые для человека цели;
г) достичь счастья;
д) быть необходимым другому человеку;
е)_____________________________________
ж)_______________________________________
Б. человек может и не заниматься самовоспитанием, если:
а) живёт одним днём и не видит перед собой определённых целей;
б) не задумывается о себе как о личности;
в) живёт как потребитель;
г) пытается переложить ответственность на других людей;
д) он – слабый, безвольный человек, не желающий преодолевать трудности;
е)___________________________________________________________
ж)__________________________________________________________
Слайд 11Самоанализ Когда ты занимаешься самовоспитанием? Поставь себе «+» или «-»:
Слайд 12Тема: Что я делаю, чтобы быть хорошим человеком?
“Не позволяй душе лениться
Слайд 13№1 Как-то Норма спросила Кита: «А ты себя уважаешь?». Этот вопрос
застал Кита врасплох, ему было очень трудно откровенно ответить самому себе: «Да, я себя уважаю». Тогда Норма посоветовала Киту провести самоанализ, ответить на ряд вопросов, например, таких:
1. Какому киногерою ты хотел бы подражать?
2. Как ты относишься к своему классу? Зависит ли твое отношение к классу от разделения одноклассников на «хороших» и «плохих»?
3. К какой группе ты отнесёшь себя?
4. Всегда ли ты гордишься собой?
5. Как ты реагируешь на замечания товарищей, обижаешься или стойко переносишь критику? (обидчив)
6. Считаешь ли ты себя выше других? (заносчив)
7. Думаешь ли ты, что мир вращается только ради тебя? (эгоистичен)
7. Восхищаешься ли ты своими товарищами по школе, а в себе видишь только плохое? (чрезмерно самокритичен)
8. Часто ли ты бываешь недоволен собой? (скептичен)
9. Прощаешь ли ты себе ошибки, а другим нет? (неуважителен к другим)
10. Часто ли ты бываешь недоволен своими отдельными недостатками, но уважаешь себя за верность слову, силу воли? (умеешь анализировать свои поступки)
11. Волнуют ли тебя недостатки товарищей, находишь ли ты повод, чтобы дать им добрый совет? (настоящий товарищ).
12. Сколько из задуманных тобою дел доведено до конца? (если почти все, то у тебя сильная воля, если половина – удовлетворительно развитая воля, меньше половины – слабая воля).
13. Выдержан ты или вспыльчив, решителен или нет, скромен или хвастлив, можешь ли противостоять дурному влиянию?
14. Опрятен ли ты? (Суворов говорил: “Одежда в пятнах – душа в пятнах”).
15. Как в целом ты оцениваешь уровень своей воспитанности?
Попробуй и ты ответить на эти вопросы
Слайд 14№2 Напиши эссе по одной из предложенных тем:
1. Что в человеке
главное?
2. Кто добивается цели?
3. Сотвори себя сам.
4. О привычках полезных и вредных.
5. Мои недостатки – мои враги, мои достоинства – мои друзья.
6. О силе воли, настойчивости и упрямстве.
7. Принципиальность и равнодушие.
8. О самовоспитании трудолюбия и борьбе с ленью.
Слайд 15Я считаю, что ____________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Потому, что ____________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я могу подтвердить это такими
примерами
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Следовательно,
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слайд 16Домашнее задание
Подумай, с кого бы ты мог брать пример, побеждая свои
недостатки. Напиши об этом человеке небольшой рассказ, используй крылатые выражения и мудрые мысли. (Примеры великих личностей: Александр Невский, Дмитрий Донской, Михаил Кутузов, Сергий Радонежский, Георгий Жуков, Лев Толстой и др.).
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Александр Невский
Дмитрий Донской
Михаил Кутузов
Георгий
Жуков
Сергий Радонежский