Слайд 1Деловая беседа и деловые переговоры
Подготовила:
студентка группы П-21
Приказюк Ангелина
Слайд 2Деловое общение - это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит
обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.
Слайд 3Функции деловой беседы бывают различные:
начало перспективных мероприятий и процессов;
контроль и координация
уже начатых мероприятий и процессов;
обмен информацией;
взаимное общение работников из одной деловой среды;
поддержание деловых контактов на уровне организаций, объединений, отраслей и целых государств (совместных предприятий и т.д.); поиски, выдвижение и оперативная разработка рабочих идей и замыслов;
стимулирование движения человеческой мысли в новых направлениях.
Слайд 4Искусству деловой беседы можно и нужно учиться. На Западе существует профессия
специалистов-«беседчиков», которые полагают, что специальная методика проведения деловых бесед позволяет в 7 случаях из 10 достигнуть полного успеха, а в остальных — довольно хорошего результата.
Назовем три условия успешной деловой беседы:
умение заинтересовать своего собеседника, убедить его в том, что эта деловая беседа полезна обоим;
создание в процессе встречи атмосферы взаимного доверия;
умелое использование методов внушения и убеждения при передаче информации.
Слайд 5Беседа вряд ли сложится удачно, если она не подготовлена. Сначала следует
обдумать цели, задачи, тактику и психологию предстоящего делового контакта, затем подобрать необходимые вспомогательные материалы, которые, возможно, пригодятся в ходе беседы.
Прежде чем приступить к разговору, надо решить, какие вопросы и в какой последовательности ставить перед своим собеседником. Целесообразно подготовить их перечень в письмен ном виде и положить его перед собой во время беседы. Изложение вопросов на листе бумаги позволяет очертить область разговора и соответственно нужное время, усилить логичность и целеустремленность беседы; обеспечить собственную психологическую уверенность.
Слайд 6Специалисты по деловому общению советуют в процессе подготовки к беседе поразмышлять
над тем, как себя вести, если собеседник: во всем согласится с вами или решительно возразит; перейдет на повышенный тон или не отреагирует на ваши доводы; проявит недоверие к вашим словам, мыслям или попытается скрыть свое недоверие.
Категорически нельзя:
вступать в разговор на деловую тему на ходу в коридоре;
начинать разговор фразами вроде «Послушайте, я хочу с вами поговорить», «Вы располагаете несколькими минутами? У меня к вам дело», «Хорошо, что мы встретились. Я давно собирался с вами побеседовать» и т.п.;
вести себя так, чтобы собеседник понял, что его не ждали;
совмещать беседу с другими формами работы (разговор по телефону, просмотр бумаг, подготовка к какому-либо другому делу и т.д.).
Слайд 7Говорят, что судьба деловой беседы решается именно в первые 10 минут.
Специалисты советуют тщательно подготовить первый вопрос: он должен быть коротким, интересным, но не дискуссионным. Это определит положительный эмоциональный тон собеседников.
Слайд 8Голос
Очень важно выработать у себя красивый, выразительный голос. Человека, чья речь
невнятна, постоянно приходится переспрашивать, а это всегда вызывает раздражение.
В речевом общении почти 40 % успеха приходится на голос. Поэтому освоение техники речи с правильными речевыми дыханием и голосом, с четкой правильной дикцией (произношением) — первый шаг к успешному выступлению, а значит, и к воздействию на людей. Неприятный голос может перечеркнуть все достоинства выступающего, и, наоборот, красивый голос завораживает, отвлекает от недостатков.
Слайд 9Письменные виды делового общения
Письменные виды делового общения – это многочисленные служебные
документы: (деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность).
Слайд 10По содержанию общение может быть разделено на:
1) Материальное -обмен предметами и
продуктами деятельности.
2) Когнитивное -обмен знаниями.
3) Мотивационное -обмен побуждениями целями интересами, мотивами, потребностями.
4) Деятельностное -обмен действиями, операциями, умениями, навыками.
Слайд 11Деловые переговоры – это деловое общение, которое помогает достигнуть соглашения между
сторонами.
Слайд 12Переговоры могут нести в себе следующие функции:
Информационная – когда стороны хотят
только обменяться разными точками зрения в ходе подготовки к основным переговорам.
Коммуникативная – в данном случае стороны предпочитают налаживать новые связи, отношения.
Контроль, координация действий. В этом случае переговоры ведут партнеры, которые уже установили деловые отношения, и им необходимо лишь уточнить некоторые нюансы по ранее достигнутым отношениям.
Регулятивную – это функция необходима, если нужно вовремя уладить возникшую проблему либо конфликт, прекратить все споры.
Слайд 13Деловые переговоры можно разделить на два типа – внутренние и внешние.
Внутренние переговоры проводятся внутри своей команды либо компании. Внешние переговоры – это те, в которых присутствует приглашенная сторона, это могут быть партнеры, конкуренты или заказчики. Внутренние переговоры часто заканчиваются обоюдными договоренностями. Здесь над получением положительного для компании результата работают две стороны: они анализируют, делают выводы и предлагают самые лучшие варианты выхода из сложившейся ситуации.
Слайд 14Подготовка: особенности
Практически вся подготовка к переговорам (как внутренним, так и внешним)
делится на несколько элементов.
К основным можно отнести следующие:
определение проблемы, для чего необходимо провести переговоры;
поиск тех, кто поможет решить возникшие проблемы;
определение интересов (своих и партнера);
четкая формулировка плана и программы встречи;
в случае необходимости подбираются представители делегации;
организационные моменты – сбор документации, таблиц, образцов и прочих материалов, которые могут пригодиться в переговорах.
Слайд 15Порядок переговоров проходит следующим образом: после начала встречи все присутствующие обмениваются
необходимой информацией, приводят аргументы и контраргументы, анализируют ситуацию, принимают решения, завершают переговоры.
Слайд 16Тактические приемы:
К абсолютно любым переговорам необходимо заранее готовиться. При подготовке желательно
собрать необходимую информацию о партнере, продумать заранее аргументацию по своему предложению, а также желательно продумать и проиграть заблаговременно все возможные варианты исхода деловой беседы.
Существует огромное количество методов по проведению жестких переговоров. Основных несколько.
Слайд 17Ультимативные
Здесь жесткий переговорщик выкладывает все карты на стол практически сразу. При
этом он объявляет абсолютно все ресурсы, которые у него есть в наличии (или нет). Расчет в данной тактике переговоров строится на то, что все варианты, которые может заготовить другая сторона, сразу считаются «неправильными» и «непривлекательными» для сотрудничества.
Если оппонент жесткой стороны воспримет данную информацию как факт, ему не остается ничего кроме согласия либо ухода. К недостаткам данного метода можно отнести возможную потерю потенциального партнера (возможно в будущем).
Слайд 18Эмоциональные качели
Сильный оппонент переговоров будет менять настроение другой стороны. Здесь от
жесткого переговорщика звучат то приятные слова, то обвинения. Противоречия из уст одного человека во время одной беседы, будет мешать «жертве» думать о своем предложении. Она может находиться в растерянном состоянии, может потерять психологическую устойчивость.
Чтобы противостоять сильному оппоненту в данном виде переговоров, «жертва» должна изначально понимать, что это игра и проходит она исключительно с одной целью. Чтобы поставить нападающую сторону в тупик, достаточно будет мягко, но настойчиво попросить разобраться в произошедшей ситуации, используя метод «столкновения критериев». Обязательное условие – «жертва» должна говорить уверенно и неагрессивно. Это приводит нападающего в тупик и не дает возможности упрекать оппонента в грубом ведении переговоров.
Слайд 19Ультиматум в конце беседы
В данной тактике хорошо сочетаются две предыдущие. Сначала
жесткий переговорщик общается, проводит торги и прочее. Все проходит хорошо до момента, когда «жертва» хочет сказать свое окончательное «да». Тут уже жесткая сторона на полную включается в работу и переходит в нападение, произнося: «Данное предложение не уместно для нас. Нам это неинтересно».
Расчет сделан на то, что расслабленная «жертва» не станет давать отпор жесткому переговорщику и сможет принять первые условия, которые изначально оговаривал жесткий оппонент в начале переговоров.
Слайд 20Во время данного метода проведения переговоров действует ряд категорических запретов:
Нельзя принимать
любые высказывания по отношению к себе и к предложению. Если у жесткого оппонента были бы какие-то замечания по отношению к вашей личности, он бы сразу их высказал.
Данный метод беседы не стоит заканчивать после первого отказа. В данном случае торг уместен.
Не стоит приносить извинения.
Не оправдывайтесь.
Не сдавайте свои позиции.
Не стоит также и нападать в ответ или проявлять агрессию.
Не давайте своему собеседнику негативную оценку. Не уподобляйтесь ему.
Постарайтесь заменить неприятные и негативные слова на более мягкие.
Слайд 21В этом типе переговоров можно осуществить несколько действий, чтобы повернуть ситуацию
на свою сторону:
Задавайте уточняющие вопросы. Работайте по каждой отдельной позиции, называемой собеседником.
Спрашивайте про критерии. К примеру: «правильно ли я понимаю, что… », «Что для вас важного мы не упомянули в беседе? ».
Можете попробовать разоблачить собеседника наводящими вопросами: «Правильно, ли я понимаю, что вы торгуетесь со мною? », «Я так думаю, что наше предложение не подходит. Можете ли уточнить, чем именно? ».
Слайд 22Завершение. Анализ итогов переговоров
Если ход переговоров был позитивным, то на завершающей
их стадии необходимо резюмировать, кратко повторить основные положения, которые затрагивались в процессе переговоров, и, что особенно важно, характеристику тех положительных моментов, по которым достигнуто согласие сторон. Это позволит добиться уверенности в том, что все участники переговоров отчетливо представляют суть основных положений будущего соглашения, у всех складывается убеждение в том, что в ходе переговоров достигнут определенный прогресс. Целесообразно также основываясь на позитивных результатах переговоров, обсудить перспективу новых встреч.
После всех обсуждений при ведении деловых переговоров рекомендуется все результаты и принятые решения оформлять в виде письменного соглашения (запротоколировать), т. к. существует правило, что если после устной договоренности заключено письменное соглашение, в которое не вошли какие-то моменты из устного договора, то последние теряют свою силу. Незнание этого правила нередко подводило многих предпринимателей. Невключение в письменное соглашение части устных договоренностей не бывает случайным, т. к. «забывается» то, что хотят забыть.