Слайд 1Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования
«ЦДТ» г.Абакана
Презентация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Архитектурно-конструктивное проектирование»
по теме:
«Архитектурные стили»
Преподаватель: Широколобова М.С.
2017 г.
Слайд 2Цель и задачи занятия
Цель занятия - ознакомление с основными архитектурными стилями,
их отличительными особенностями и характеристиками, периодами возникновения.
Задачи занятия:
Получить представление об основных архитектурных стилях;
Научиться отличать архитектурные стили по их основным характеристикам;
Формировать интерес к самостоятельному изучению истории архитектуры.
Слайд 3
История архитектуры —
наука, изучающая функциональное, конструктивное и эстетическое изменение архитектуры в соответствии с социальными потребностями и
научно-техническим развитием с течением времени; дисциплина, исследующая закономерную связь архитектурного преобразования с общими историческими процессами, культурой общества.
Слайд 4Основные архитектурные стили России и стран Европы:
Классицизм;
Ампир;
Сталинский ампир;
Барокко;
Рококо;
Русское барокко;
Псевдорусский стиль;
Неоготика;
Готика;
Ар-деко.
Слайд 5Классицизм — художественный стиль, сформировавшийся во Франции в XVII—XIX вв. (от фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый).
Отличительные
особенности классицизма:
сходство с формами античного зодчества (монументальность, простота, строгость);
симметрично-осевые композиции;
сдержанность декоративных элементов фасадов;
чёткость форм.
Слайд 6Рис.1. Большой театр, г. Варшава
Слайд 7Ампир (фр. style Empire — «имперский стиль») — стиль позднего классицизма, возникший во Франции в течение трёх
первых десятилетий XIX века.
Для ампира свойственны:
«Королевский стиль»;
Театральность (наличие колонн, пилястров, мотивов античных образцов скульптуры);
Симметричность и упорядоченность в расположении элементов.
Слайд 8Рис.2. Триумфальные ворота, г. Москва
Слайд 9Сталинский ампир (также сталианс) — направление в архитектуре СССР с 1940-х до 1950-х годов. Символ сталинского ампира — знаменитые сталинские
высотки в Москве.
Для стиля свойственны:
Монументальность;
Роскошь, помпезность;
Использование натуральных материалов для декора.
Слайд 10Рис.3. Главный павильон ВСХВ, г. Москва
Слайд 11Барокко (итал. barocco — «причудливый», «склонный к излишествам», дословно «жемчужина с пороком») — название европейской
культуры XVII—XVIII веков, зародившееся в итальянских городах: Риме, Венеции, Флоренции, Мантуе.
Для архитектуры барокко характерны:
Пространственный размах;
Масштабные колоннады;
Изобилие скульптуры на фасадах;
Лучковые фасады с раскреповкой в середине;
Рустованные колонны и пилястры;
Многоярусные купола сложных форм.
Слайд 12Рис.4. Церковь Св.Присциллы, г. Таско-де-Аларконе
Слайд 13Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille — дробленый камень, декоративная раковина, ракушка) — стиль в искусстве, возникший
во Франции в первой половине XVIII века как развитие стиля барокко.
Характерными чертами рококо являются:
Изысканность;
Большая декоративная нагруженность композиций;
большое внимание к мифологии;
Нестрогая симметричность;
Легкость, игривость, отсутствие прямых поверхностей.
Слайд 15Русское барокко — общее название разновидностей стиля барокко, которые сформировались в Русском государстве и в Российской
империи в конце XVII—XVIII веках.
Для стиля характерны:
Упрощённые формы;
Насыщен декоративным нагромождением объёмов;
использование центрических композиций в храмовой архитектуре.
Слайд 16Рис.6. Петропавловский собор, г.Казань
Слайд 17Псевдорусский стиль — условное общее наименование нескольких различных по своим идейным истокам эклектических направлений
в русской архитектуре XIX — начала XX веков, основанное на использовании традиций древнерусского зодчества и народного искусства.
Характерные черты стиля:
Произвольное истолкование мотивов древнерусского зодчества;
Здания, как правило, из кирпича или белого камня;
Обильная отделка в русских народных традициях;
Массивные колонны, низкие сводчатые потолки, узкие окна-бойницы, теремообразные крыши, фрески с растительными орнаментами, использование многоцветных изразцов и массивной ковки.
Слайд 18Рис.7. Особняк Щукина, г. Москва
Слайд 19Неоготика (новая готика, «воскресшая» готика) — направление в архитектуре, возникшее в Англии в
XVIII веке, возрождавшее формы и конструктивные особенности средневековой готики.
Для стиля свойственны:
Смешение разных стилей и направлений;
Смешение приемов строительства соборов и замков;
Использование каркасного свода в качестве конструктива;
Использование элементов средневековой архитектуры: зубчатые стены, витражи, лепнина, стрельчатые арки, высокие вытянутые фронтоны, башенки, внутренние колонны, узкие окна, геральдические мотивы;
Сложные и неправильные формы.
Слайд 20Рис.8. Вестминстерский дворец, г. Лондон
Слайд 21Готика — период развития архитектуры с конца XII по начало XVI века,
презрительное обозначение всего привнесённого в европейское искусство варварами-готами.
Отличительные особенности стиля:
Радикальное отличие от стилистики Древнего Рима;
Преобладание метода геометрических пропорций;
Использование белого камня, а также свинца, для покрытия протяженных крыш.
Слайд 22Рис.9. Реймсский собор, г. Реймс
Слайд 23Ар-деко, (фр. art déco, досл. «декоративное искусство») — влиятельное течение в изобразительном и декоративном искусстве
первой половины XX века, которое впервые появилось во Франции в 1920-х годах. Это эклектичный стиль, представляющий собой синтез модернизма и неоклассицизма.
Отличительные черты:
строгая закономерность, геометричность форм
этнические геометрические узоры,
отсутствие ярких цветов, оформлении в полутонах, но пёстрые орнаменты;
роскошь, дорогие материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро).
Слайд 24Рис.10. Крайслер-Билдинг, г.Нью-Йорк
Слайд 25Викторина: «Калейдоскоп архитектурных стилей»
Правила викторины
Разбившись на 2 команды по 6
человек, нужно правильно ответить на большее количество вопросов. Методом жребия определяется команда, которая первой будет отвечать на вопрос, затем ответы принимаются поочередно. В случае неверного ответа первой команды, право ответить на вопрос переходит ко второй команде. Группа, давшая большее количество правильных ответов получает призы и звание Знатоков архитектурных стилей!
Слайд 26Вопрос первый:
Какое здание относится к стилю барокко?
Рис.12. Эксетерский собор, г. Эксетер
Рис.11.
Смольный собор, г. Санкт-Петербург
Слайд 27Вопрос второй:
Какое здание относится к стилю ар-деко?
Рис.13. Ратуша Буффало, г. Буффало
Рис.14.
Китайский чайный домик, г. Потсдам
Слайд 28Вопрос третий:
Какое здание относится к стилю готика?
Рис.16. Дом Борщёва, г. Кострома
Рис.15.
Уэлский Кафедральный Собор, г. Уэлс
Слайд 29Вопрос четвёртый:
Какое здание относится ко псевдорусскому стилю?
Рис. 17. Государственный исторический музей
г.
Москва
Рис. 18. Церковь Св.Климента, г.Москва
Слайд 30Вопрос пятый:
Назовите лишнее изображение:
Слайд 31Вопрос шестой:
Назовите лишнее изображение:
Слайд 32Вопрос седьмой:
Назовите лишнее изображение:
Слайд 33Вопрос восьмой:
Определите архитектурный стиль здания:
Рис. 19. Усадьба Останкино, г.Москва
Слайд 34Вопрос девятый:
Определите архитектурный стиль здания:
Рис. 20. Шуваловский Дворец, г. Санкт-Петербург
Слайд 35Вопрос десятый:
Определите архитектурный стиль здания:
Рис. 21. Сан-Суси, г.Потсдам
Слайд 36Подведение итогов
После выявления команды-победителя, мы определили следующие результаты занятия:
Научились различать стили
архитектуры;
Получили представление об основных архитектурных стилях России и Европы;
Выработали умение работать в команде;
Сформировали интерес к изучению архитектурных стилей в процессе соревнования команд.
Слайд 37Список литературы
Блохина, Ирина Валериевна. Всемирная история архитектуры. – М: АСТ, 2014.
Згурская,
Мария Павловна. Архитектурные стили. – М: Фолио, 2013.
Кох,Вильфрид. Энциклопедиа архитектурных стилей. – М: Бертельсманн, 2006.