Слайд 1Афинская и спартанская система воспитания
Подготовила
Долженко Анастасия
Слайд 2В Греции уже в очень ранние времена большое внимание уделялось образованию
детей. Греки стремились воспитать человека интеллектуального и здорового, хорошо развитого физически, сочетать красоту тела и нравственные добродетели.
Система воспитания и зарождение педагогической мысли Древней Греции связано с культурой городов-полисов (VI - IV вв. до н. э.). В период расцвета Древней Греции определяющую роль играли два города-полиса: Спарта в Лаконии и Афины в Аттике.
Соответственно выделялись две системы воспитания - Афинская - эстетическая и Спартанская - военная. Древние спартанцы и древние афиняне очень ответственно подходили к вопросам создания семьи и воспитания молодого поколения.
Слайд 3Спартанская система воспитания
Спартанская система воспитания имела преимущественно военно-спортивный характер, т. к.
было необходимо подавлять частые восстания бесправного большинства населения против спартиатов-рабовладельцев, а также военными конфликтами.
Слайд 4Главной целью спартанской системы воспитания было подготовка мужественных, дисциплинированных, закаленных воинов,
способных держать в повиновении рабов.
Только здоровые дети при рождении получали право на жизнь. Образование в Спарте было привилегией рабовладельцев.
Слайд 5С семи лет мальчики-спартиаты, жившие до этого времени дома, помещались в
государственные учреждения - агеллы, где воспитывались до 18 лет под руководством назначаемого государством лица .
Мальчиков приучали к выносливости путем закаливания организма, умению владеть оружием, бдительному надзору за рабами, дисциплине. Мальчики-спартиаты носили легкую, одинаковую зимой и летом одежду, ели простую пищу.
Слайд 6В Спарте получила свое начало система физических упражнений, так называемое пятиборье:
бег, скачки, борьба, метание диска и метание копья.
С возрастом начинались специальные военные упражнения, обучение рукопашному бою, учили военной музыке и декламации стихов о военной доблести. Граждане, занимавшие государственные посты, вели с воспитанниками беседы на политические, общественные и моральные темы, в ходе которых осуществлялось идеологическое и нравственное воспитание, формировалась краткая, лаконичная речь.
Слайд 7Старшие подростки принимали участие в своеобразных практических занятиях - криптиях, ночных
облавах на рабов.
Достигнув 18 лет, юноши поступали в эфебию, где проходили подготовку к военной службе, участвуя в маневрах, охраняя порядок в городах.
Слайд 8Спартанская система воспитания включала в себя определенные элементы и для девушек:
кроме традиционных (домоводство, уход за ребенком, музицирование) существовала специальная система военно-физических упражнений.
Для того чтобы в будущем произвести здоровое и крепкое потомство, девушки должны были позаботиться об укреплении и соответствующей тренировке своего тела. Девушки, так же занимались пятиборьем: бегали, прыгали, боролись, бросали диск и кидали копье. Действующие в Спарте уставы исключали для девушек изнеженный образ жизни.
Слайд 9Роль семьи была незначительной. В воспитании детей, являвшемся делом государственным, принимали
участие все взрослые граждане, умудренные жизненным опытом.
Спартанская система воспитания, являющая собой первый в истории человеческой цивилизации опыт огосударствления личности, была неэффективной даже в военном и политическом отношении.
Жестокость и прагматизм спартанской системы воспитания, его специализация, направленная на развитие физической природы и подавляющая личность в человеке, отсутствие широкой гуманистической образованности и культуры, досуга послужили причиной упадка Спарты.
Слайд 10Афинская система воспитания
Целью афинской системы воспитания было воспитать господствующую верхушку рабовладельческого
государства в духе калокагатии - сочетания физических и нравственных достоинств.
Афинская педагогика выдвигала как идеал сочетание умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.
Слайд 11Формированию гармонически развитой личности подчинялось содержание образования в системе частных и
платных школ. В них обучались мальчики, начиная с 7 лет.
В школе грамматиста мальчики получали общие основы грамоты, а несколько позже одновременно занимались в школе кифариста, где изучали музыку, пение, декламацию.
Слайд 12Достигнув 12-16 лет, подростки занимались гимнастикой в школе - палестра под
руководством педотриба (специалиста по отдельным видам гимнастики).
Основными видами занятий в этой школе были бег, борьба, прыжки, метание копья и диска. Здесь же уделялось внимание гражданской подготовке подростков, проводились беседы на политические и нравственные темы.
Слайд 13Но более основательную в этом плане подготовку юноши 16 - 18
лет из состоятельных и знатных семей получали в государственном учебном заведении - гимназии, где изучали философию, литературу, политику, а также здесь в более сложных формах осуществлялось физическое развитие. Более высокий уровень образования давала - эфебия.
Слайд 14Продолжая заниматься политическими науками, юноши изучали здесь законы афинского государства и
одновременно проходили курс профессиональной военной подготовки. Окончание эфебии означало, что ее выпускники становились полноправными гражданами Афин.
Слайд 15Девочки по традиции получали домашнее воспитание и образование на женской половине
дома. Уделом женщины являлось домашнее хозяйство.
Афинская система воспитания из-за высокой платы за обучение была недоступна детям несостоятельных в материальном отношении родителей, а дети рабов полностью исключались из нее.
Слайд 16Аристократический характер афинского образования проявлялся и в том, что оно отличалось
полным презрением к физическому труду, который с раннего детства становился пожизненным предназначением рабов.
Сыновья демоса вынуждены были обучаться у своих отцов ремеслу, которое дало бы им обеспечение в жизни. В области нравственного воспитания также сильна была рабовладельческая аристократическая тенденция: детей богатых и знатных родителей оберегали от общения с рабами.
Мальчика-аристократа приучали к осознанию необходимости защищать и охранять рабовладельческий государственный строй, к соблюдению своего достоинства, к мужеству и храбрости, необходимым свободнорожденному человеку.
Слайд 17Вывод:
Воспитание спартиатов преследовало основную цель – подготовить члена военной общины. Идеалом
спартанского воспитания был физически развитый, сильным духом, разбирающийся в военном деле молодой человек. Государство жестко регламентировало и контролировало систему воспитания детей. Образование получали в агеллах и эфебиях.
Цель афинского воспитания предполагала всестороннее развитие личности как в физическом, нравственном, умственном и эстетическом отношении. По сути, речь шла о всестороннем формировании личности, прежде всего с развитым интеллектом и культурой тела. Образование мальчики получали в школах грамматиста и кифариста, затем – палестрах, гимнасиях и эфебиях.
Слайд 18Древняя Греция дала миру мыслителей, родоначальников философских учений, обосновавших в своих
трудах систему воспитания.
Софисты были первыми профессиональными учителями, которые предлагали свои знания за плату. Они отказывались от религии и давали рациональное объяснение явлениям природы, возможностям человека и пределам человеческого познания.